Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:49, курсовая работа
К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли. Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем.
javascript:activate_paper(1381755)
Сперанский М. М. и его реформы
К началу XIX в. в России начинают проявляться
новые потребности, которые готовят
переход
государственного порядка на новые основания.
Во внешней политике продолжается территориальное
и
национальное объединение русской земли.
Во внутренней политике - это необходимость
уравнять сословия общими правами и призвать
их к
совместной деятельности. Практически
в каждое царствование делались попытки
приступить к разрешению этих
проблем. Каждый раз раздавались робкие
или громкие голоса против существующего
порядка с требованиями
изменений; следующее царствование начинало
робко или решительно проводить их во
внутренней
преобразовательной деятельности. Но
каждый раз происходило так, что какое-нибудь
препятствие, внешние или
внутренние, война или особенности личного
характера правителя, останавливали правительство
на полдороги.
Тогда начавшееся движение поникало в
глубь общества и принимало различные
формы.
Уже в конце царствования Екатерины II
раздавались одинокие голоса против существующего
порядка,
особенно портив отношений между основными
классами - дворянством и крепостными
крестьянами.
Правительства Павла I и Александра I собирались
пойти навстречу реформам, хотя с неодинаковой
охотой и
сознательностью, но начавшаяся война
1812 г. остановила Александра I на его пути,
на который он так
решительно вступил.
Борьба с сословными привилегиями была
основной из главных задач Павла I. Он отменил
грамоту 1785 г.,
на которой держались привилегии дворянства,
отменил губернские дворянские собрания
и выборы, отменил
свободу дворян от телесных наказаний.
По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената,
дворяне, высшие слои
городского населения, белое духовенство
за уголовные преступления подвергались
телесным наказаниям наравне
с людьми податных сословий.
Павел I превращал равенство прав в общее
бесправие.
Была попытка облегчения участи крепостных
крестьян. По указу от 5 апреля 1797 г. была
определена мера
крестьянского труда в пользу землевладельца
(три дня в неделю) . Но эта деятельность
была лишена твёрдости и
последовательности.
Начав царствовать с мыслью определить
законом нормативные отношения землевладельцев
с крестьянами
и улучшить положение последних, он не
только не ослабил крепостного права,
но и содействовал его
расширению (100 тыс. крестьян с млн. десятин
казённой земли были розданы им в частное
владение) .
Александр I, приемник императора Павла,
вступил на престол с более широкой программой
и осуществлял
её более последовательно и обдуманно.
Основные цели внутренней политики: уравнение
всех сословий перед
законом и введение их в совместную государственную
деятельность. Необходимо было установить
новые
законодательные отношения между классами,
повысить образовательный уровень народа,
обеспечить новое
устройство государственного хозяйства
(финансы) .
Частичное введение этой перестройки
вызвало двойное недовольство в обществе:
одни были недовольны
тем, что разрушается старое; другие были
недовольны тем, что слишком медленно
вводится новое. Ряд войн и
внутренних реформ расшатывали государственное
хозяйство, расстраивали финансы, понижали
народное
благосостояние.
С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые
преобразования.
30 марта 1801 г. Государственный совет был
заменен постоянным учреждением, получившим
название
"Непременного совета", для обсуждения
государственных дел и постановлений.
Затем были преобразованы петровские
коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они
были преобразованы
в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных
сил, морских сил, внутренних дел, финансов,
юстиции,
коммерции и народного просвещения. Главным
отличием новых органов центрального
управления была их
единоличная власть: каждое ведомство
управлялось министром, который отчитывался
перед Сенатом.
С 1801 г. была запрещена раздача населённых
имений в частную собственность.
Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право
всем лицам свободных состояний приобретать
вне города в
собственность недвижимые имущества без
крестьян. Этот закон разрушил вековую
землевладельческую
монополию дворянства.
20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных
хлебопашцах: помещики могли вступать
в соглашение со
своими крестьянами, освобождая их обязательно
с землёй целыми селениями или отдельными
семьями.
Затем последовали события, которые на
некоторое время отвлекли императора
от внутренних дел; это
было участие в двух коалициях против
Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807
гг. - в союзе с
Пруссией. Походы и неудачи охладили первоначальное
либерально-идиллическое настроение Александра
I.
Члены неофициального комитета один за
другим удалялись от него. Их опустевшие
места занял один человек,
который стал единственным доверенным
сотрудником императора, Это был Михаил
Михайловч Сперанский
Сперанский вышел из общественной среды,
которой прежние государственные деятели
не знали. Он родился в
1772 г. и был сыном сельского священника
села Черкутина Владимирской губернии.
Первоначальное воспитание
он получил в Суздальской духовной семинарии
и довершил своё образование в Петербургской
главной
семинарии, которая при Павле I была преобразована
в духовную академию. Отлично окончив
курс, он остался
преподавателем академии; преподавал
сначала свой любимый предмет математику,
потом красноречие,
философию, французский язык и т.д. Все
эти разнообразные предметы он преподавал
с большим успехом.
Рекомендованный в домашние секретари
князю Куракину, Сперанский при его протекции
поступил в канцелярию
генерал прокурора, которым тогда и стал
это вельможа. Так в 1797г. 25 - летний магистр
богословия преобразился
в титулярного советника. Сперанский принёс
в русскую неопрятную канцелярию XVIII века
необыкновенно
выправленный ум, способность бесконечно
работать (по 48 часов в сутки) , отличное
умение говорить и писать.
Этим подготовилась его необыкновенно
быстрая служебная карьера. Уже при Павле
I он был очень известен. При
воцарении Александра I он был переведён
в новообразованный Непременный совет,
где в звании статс-секретаря
ему поручено было управлять экспедицией
гражданских и духовных дел. Все важнейшие
проекты законов,
изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским,
как управляющим департаментом министерства
внутренних дел. С1806г. Сперанский и Александр
I сблизились.
Сперанский был назначен товарищем министра
юстиции и вместе с императором начал
работать над
общим планом государственных реформ.
Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем
старого, духовно - академического образования.
По характеру этого образования он был
идеолог или теоретик, как бы его назвали
в наше время. Он был способен
к удивительно правильным политическим
построениям, но ему тяжело давалось тогда
понятие действительности.
Он и начертил такой план, отличающийся
удивительной стройностью, последовательностью
в проведении
принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять
этот план, ни государь, ни министр никак
не могли подогнать
его к уровню действительных потребностей
и наличных средств России.
По словам Сперанского, "весь разум
его плана состоял в том, чтобы посредством
законов учредить власть
правительства на началах постоянных
и тем сообщить действию этой власти больше
достоинства и истинной
силы".
План его излагал основания управления
русских сословий перед законом и новое
устройство управления:
крестьяне получили свободу без земли,
управление составлялось из тройного
рода учреждений - законодательных,
исполнительных и судебных. Все эти учреждения
сверху донизу с сельской волости до вершины
управления
имели земский выборный характер. Во главе
этого здания стоят три учреждения: законодательное
-
Государственная Дума, состоящая из депутатов
всех сословий; исполнительное - министерства,
ответственные
перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность
этих учреждений объединяется Государственным
советом,
состоящим из представителей аристократии,
устроенной на подобии английской. Эта
аристократия -
блюстительница законов по всем отраслям
управления и охранница интересов народа.
План составился очень быстро: он был начат
в конце 1808г. и в начале октября 1809г. лежал
вполне
готовый на столе императора.
Этот план не мог быть осуществлён в полном
объёме, т.к. Нисколько не был рассчитан
на политические
средства страны. Это была политическая
мечта, разом озарившая два лучших светлых
ума России.
Но кое - что из этого плана было осуществлено.
Осуществленные части преобразованного
плана
Сперанского все относятся к центральному
управлению.
3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных
званиях. Указ 6 августа 1809г. установил
порядок
производства в гражданские чины коллежского
асессора (8 класс) и статского советника
(5 класс) . Новый указ
запретил производить в эти чины служащих,
которые не имели свидетельства об окончании
курса в одном из
русских университетов или не выдержали
в университете экзамена по установленной
программе, которая и была
приложена к указу. По этой программе требовалось
знание русского языка и одного из иностранных,
знание прав
естественного римского и гражданского,
государственной экономики и уголовных
законов, знание отечественной
истории и элементарные сведения в истории
всеобщей, в статистики Русского государства,
в географии и даже в
математике и физике.
Оба указа готовились и были изданы в тайне
от высших правительственных сфер. 1 января
1810г. был
открыт преобразованный Государственный
совет.
Таким образом, устанавливался твёрдый
порядок законодательства: 1) Совет рассматривает
новые законы
по всем отраслям управления; 2) он один
их рассматривает; 3) ни один рассмотренный
им закон не предаётся
исполнению без утверждения верховной
власти.
Этими чертами указывается двоякое значение
совета - законодательное и объединительное:
он, во-первых,
обсуждает возбуждаемые по всем отраслям
управления законодательные вопросы;
во - вторых, объединяет
деятельность всех этих отраслей, сообщая
им одинаковое направление. В совете председательствует
сам царь,
назначающий и членов совета (35 человек)
. Совет состоял из общего собрания и четырёх
департаментов -
законодательного, дел военных, дел гражданских
и духовных и государственной экономики.
Была учреждена государственная канцелярия
с особым отделением для каждого департамента.
Канцелярией руководил государственный
секретарь, которым был назначен Сперанский.
Вслед за Государственным советом были
преобразованы по плану Сперанского министерства,
учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский
находил двойной недостаток в этих министерствах:
отсутствие
точного определения ответственности
министров и неправильное распределение
дел между министерствами.
Они были преобразованы двумя актами:
манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня1811г.
Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба
акта признавались образцовыми произведениями
нашего
законодательства, и административный
порядок, в них установленный, даже в подробностях,
действовал очень
долго.
Предложено было преобразовать и Сенат.
Проект преобразования был подготовлен
к нач. 1811г. и в июне
был внесён в Государственный совет. Проект
был основан на строгом разделении дел
административных и
судебных. Сенат предложено было преобразовать
в два особых учреждения: Сенат правительствующий,
который
бы состоял из министерств с их товарищами
и начальниками особых частей управления;
и другое под названием
Сената судебного. Особенностью этого
судебного Сената была двойственность
его состава: одни члены его
назначались от короны, другие выбирались
дворянством.
Возражений против этого проекта в Государственном
совете было много. Реформа не была проведена,
хотя
большая часть совета высказалась "за"
и государь проект утвердил.
Значит из трёх отраслей высшего управления
- законодательной, исполнительной и судебной
- были
преобразованы только две первые; третьей
реформа не коснулась. Губернское управление
тоже не было
преобразовано.
По разным причинам Сперанский был уволен,
едва только начали вводиться преобразованные
им
учреждения. Он получил отставку в марте
1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его
опале были искренне
рады в высшем обществе, что вполне понятно,
и со стороны народа, который относился
к нему с ожесточённой
озлобленностью, т.к. для упорядочения
финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля
1812г. были повышены
все налоги - иные удвоены, другие более
чем удвоены Так, цена пуда соли с 40коп.
Была поднята до рубля;
подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён
небывалый прежде "подоходный прогрессивный"
налог, им
обложен был доход помещика с земель: 500руб
- 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов
и было
причиной недовольства народа против
Сперанского, чем и воспользовались его
враги.
После ссылки Сперанский был назначен
пензенским губернатором, потом генерал-губернатором
Сибири,
изучил обширную Сибирь и составил проект
нового её устройства, с которым приехал
в Петербург в 1821г. Его
(Сперанского) оставили в Государственном
совете, хотя он не пользовался прежним
влиянием.
Его назначили составителем свода законов.
Он составил "Полное собрание законов
Российской империи",
начиная с уложения 1649г. (1803) . Это полное
собрание Сперанский и положил в основание
действующих
законов, так составился "Свод законов
Российской империи", изданный в 1833г.
в 15 томах. Кроме того
Сперанский приводил в порядок целый ряд
специальных и местных законодательств:
свод военных
постановлений в 12 т. ; свод законов остзейских
и западных губерний; свод законов Великого
княжества
Финляндского.
Работал над законом об освобождении крестьян,
но без особого продвижения.
Умер в 1839г.
Причины неудач Сперанского и Александра
I.
Причина безуспешности преобразовательных
начинаний Сперанского и Александра I
заключалась в
непоследовательности. В этой непоследовательности
историческая оценка деятельности Александра.
Новые
правительственные учреждения, осуществленные
или только задуманные, основаны были
на начале законности,
т.е. на идее твёрдого и единого для всех
закона, который должен был стеснить произвол
во всех сферах
государственной и общественной жизни,
в управлении, как и в обществе. Но по молчаливому
или по гласному
признанию действующего закона целая
половина населения империи, которого
тогда считалось свыше 40 млн.
общего пола, целая половина этого населения
зависела не от закона, а от личного произвола
владельца;
следовательно, частные гражданские отношения
не были согласованны с основаниями новых
государственных
учреждений, которые были введены и надуманны.
По требованию исторической логики новые
государственные
учреждения должны были стать на готовую
почву новых согласованных гражданских
отношений, как следствие
вырастает из своих причин. Император
и его сотрудники решились вводить новые
государственные учреждения
раньше, чем будут созданы согласованные
с ними гражданские отношения, хотели
построить либеральную
конституцию в обществе, половина которого
находилась в рабстве, т.е. они надеялись
добиться последствий
раньше причин, которые их производили.
Известен и источник этого заблуждения;
он заключается в
преувеличённом значении, которые тогда
придавали формам правления. Люди тех
поколений были уверенны,
что все части общественных отношений
изменятся, все частные вопросы разрешатся,
новые нравы водворятся,
как только будет осуществляться нарисованный
смелой рукой план государственного устройства,
т.е. система
правительственных учреждений. Они расположены
были тем более к такому мнению, что гораздо
легче ввести
конституцию, чем вести мелкую работу
изучения действительности, работу преобразовательную.
Первую работу
можно начертать за короткое время и пожать
славу; результаты второй работы никогда
не будут оценены, даже
замечены современниками и представляют
очень мало пищи для исторического честолюбия.