Способы реализации политических решений в деятельности политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. Его качество напрямую зависит от оценки его места в деятельности и научной обоснованности выработки.
Принятие политических решений является сложным и нередко весьма динамичным процессом. Последний его этап – реализация политического решения – несет в себе множество вопросов и проблем. В частности, выбор наиболее адекватного способа реализации решения, конфликты и противоречия, связанные с ним и т. д.

Содержание

Введение 3
1. Процесс принятия политических решений: теоретико-методологические основы 7
1.1. Специфика принятия политического решения: основные подходы 7
1.2. Реализация политического решения как этап процесса принятия политических решений 13
2. Практика реализации политических решений в деятельности политического лидерам 18
2.1. Основные характеристики лица, принимающего решения (ЛПР) 18
2.2. Политический лидер как субъект реализации политических решений 20
3. Российская специфика реализации политических решений политическими лидерами 23
3.1. Опыт реализации политических решений в современной России 23
3.2. Основные тенденции и рекомендации по реализации политических решений российскими политическими лидерами 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

КР-полит менджмент - копия.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Политический менеджмент»

на тему: «Способы реализации политических решений в деятельности политического лидера»

 

 

Студент гр. 831271 _______________________________Сальников А.В.

 

Науч. рук.: канд. полит. наук, доц. __________________Шумилова О.Е.

 

 

 

 

Тула 2011

Содержание

 

Введение 3

  1. Процесс принятия политических решений: теоретико-методологические основы                                                                       7
    1. Специфика принятия политического решения: основные подходы  7             
    2. Реализация политического решения как этап процесса принятия политических решений                                                                         13
  2. Практика реализации политических решений в деятельности политического лидерам                                                                      18
    1. Основные характеристики лица, принимающего решения (ЛПР)   18
    2. Политический лидер как субъект реализации политических решений                                                                                       20
  3. Российская специфика реализации политических решений политическими лидерами                                                                  23
    1. Опыт реализации политических решений в современной России   23
    2. Основные тенденции и рекомендации по реализации политических решений российскими политическими лидерами   26

Заключение 28

Библиографический список 30

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы. Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. Его качество напрямую зависит от оценки его места в деятельности и научной обоснованности выработки.

Принятие политических решений является сложным и нередко весьма динамичным процессом. Последний его этап – реализация политического решения – несет в себе множество вопросов и проблем. В частности, выбор наиболее адекватного способа реализации решения, конфликты и противоречия, связанные с ним и т. д.

Принятое решение представляет собой только возможность успешного достижения цели. Поэтому формулировка целей выступает лишь предпосылкой для последнего этапа, сущностью которого является осуществление действий государственных органов (или других общественных субъектов, которым будут предписаны определенные обязательства) по выполнению и практическому осуществлению заданий. В связи с этим главная особенность данного этапа состоит в том, что в структуру принятия решений непосредственно включаются партнеры и оппоненты лидера, принимающего решение, так или иначе связанные с реализацией целей.

Современный демократический строй политической системы ставит особенные требования к процессу реализации политического решения. Они продиктованы политическими правами и свободами граждан, прежде всего, правом на участие в политическом процессе.

Но практика показывает, что во многом построение дискурса между политическими лидерами и гражданами в отношении реализации политических решений далеко от идеала. Способы, используемые властью, зачастую не актуальны в современных условиях и не могут обеспечить легитимность тех или иных решений. Это приводит к падению имиджей лидеров и легитимности власти в целом.

Стоит отметить, что все существующие способы реализации политических решений имеют как позитивные, так и негативные стороны. Но важно адекватно оценивать политическую и социально-политическую ситуацию при выборе того или иного способа как наиболее подходящего.

Политическая практика показывает, что самые блестящие решения остаются только документальными памятниками, если отсутствует механизм их исполнения или он не вполне развит.

Важно отметить, что в современной России довольно большой объем принятых политических решений так и остается нереализованным или реализуется лишь частично. Разумеется, это ведет к падению уровня доверия граждан к политическим лидерам в силу публичности, которой характеризуется процесс принятия политических решений.

Степень научной разработанности. Проблемы, касающиеся политических решений, активно изучаются исследователями-политологами, социологами, экономистами и др. Среди российских исследователей стоит отметить А.А. Дегтярева1, А.И. Соловьева2, В.П. Воротникова3.

Важное значение имеют также труды по теории прогнозирования и принятия управленческих решений В.Н. Цыгичко4, С.А. Саркисьяна.

Из зарубежных авторов стоит выделить, прежде всего, Г. Лассуэла5, Г. Саймона6, Ч. Линдблома7, И. Дрора8.

Объектом данной курсовой работы является реализация политического решения как этап процесса принятия политического решения.

Предмет – применение различных способов реализации политического решения политическим лидером.

Цель курсовой работы – рассмотреть степень эффективности применения различных способов реализации политических решений политическими лидерами в условиях современности.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть процесс принятия политического решения в целом;
  2. Охарактеризовать основные способы реализации политического решения как этапа ППР;
  3. Рассмотреть специфику лица, принимающего решения (ЛПР);
  4. Дать характеристику политическому лидеру как субъекту реализации политического решения;
  5. Выявить основные особенности российской практики реализации политических решений;
  6. Дать рекомендации по повышению эффективности реализации политических решений в рамках российской специфики.

Гипотеза исследования: в деятельности российских политических лидеров преобладает использование авторитарных методов принятия и реализации политических решений. Это вызвано несовершенством законодательной базы, правовым нигилизмом граждан, а также рядом других факторов. Стоит полагать, что преобладание таких способов и впредь будет тормозить развитие демократических институтов в нашей стране.

Теоретико-методологическая база. Учитывая междисциплинарный характер рассматриваемой в работе проблемы, стоит отметить, что в работе был использован интегративный подход, сочетающий в себе комплекс различных научных подходов и методов.

Политический характер предмета обуславливает использование системного и институционального подходов.

Кроме общенаучных в работе используются и специализированные подходы, а именно: нормативно-прескриптивный и дескриптивно-экспликативный. Через призму данных базовых теоретических подходов в относительно равной степени и рассматривается процесс принятия политических решений.

Значимым также является использование метода моделирования, так как процесс принятия политического решения рассматривается в работе в виде модели, то есть в упрощенной форме.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя по два параграфа, и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс принятия политических решений: теоретико-методологические основы
    1. Специфика принятия политического решения: основные подходы

 

Политическое решение является разновидностью такой категории как управленческое решение. С учетом теоретического наследия можно выделить те основные позиции, по которым определяется специфика политического решения относительно других видов управленческих актов.

Во-первых, это характер субъекта принятия и реализации политического решения. Процесс принятия политических решений включает в себя институционально закрепленные формы активности людей (органов управления), выполняющих свои ролевые задачи, и произвольные акции и интеракции разнообразных субъектов, т.е. формальные и неформальные, институциональные и неинституцианализированные формы поведения. В самом общем виде все эти формы активности подчинены либо властным, либо организационно-административным зависимостям. Поэтому процесс принятия решений предполагает взаимодействие различных структур, групповых и индивидуальных акторов, институциональных и неинституциональных структур (команд и отдельных политиков, властвующих и оппозиционных сил и т.д.). Таким образом, механизмы принятия и реализации политических решений хотя и подчинены в целом институционально закрепленному управленческому циклу, представляют собой многократные опосредованные действия формальных и неформальных структур, согласования функциональных и спонтанных действий и даже стилей поведения управляющих9.

Как одну из важнейших черт субъекта принятия и реализации политического решения можно выделить его публичный характер, что также обуславливает ряд специфичных особенностей данной разновидности управленческого решения.

Столь же существенной спецификой обладает и объект политических решений. В самом общем виде следует подчеркнуть его комбинированный характер, предполагающий, что наряду с социальными процессами в нем содержатся природные компоненты. Так, например, государство, осваивая природные ископаемые, заботится не только о социальных последствиях и аспектах такой деятельности, но и о предупреждении экологических катастроф10.

Описанные выше позиции дают возможность дать определение понятию «политическое решение».

Политическое решение – центральный элемент преобразования общественных интересов в сформированные публично реализуемые цели, направленные на распределение властных статусов и ресурсов для урегулирования социально значимых проблем.

Политическое решение – это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием11. Разумеется, в случае принятия действенных мер, следовательно, это также способ реализации интересов каких-либо участников политических событий.

Что касается классификации политических решений, то одной из наиболее популярных является типология Р. Макридиса, который выделяет три типа. Первый был назван им фундаментальным, — этот вид решений затрагивает всю схему принятия решений в обществе и непосредственно само лицо, принимающее решение. По сути, речь идет о таких решениях, которые кардинальным образом меняют существующую политическую систему.

Второй тип политических решений — решения законодательные. Они затрагивают статус и права многих членов общества и устанавливают новые процедуры принятия решений в обществе. К ним относятся законы и подзаконные акты, принимаемые органами законодательной власти. Наконец, третий тип решений — решения, касающиеся отдельных, индивидуальных случаев, которые Макридис называет административными или судебными. Фактически они представляют собой технику применения решений второго типа к конкретным ситуациям.

Принятие политических решений (ППР) — это сложный динамический процесс, чья гиперкомплексная структура создает масштабную проблему для построения адекватных теоретических моделей12.

Данный процесс можно рассматривать через призму двух основных, наиболее общих подходов, рассматривающих проблему с противоположных сторон. Это нормативно-прескриптивный и дескриптивно-экспликативный подходы.

Среди сторонников первого из них много специалистов по математическим и кибернетическим методам, экономистов, философов, разрабатывающих политические принципы и идеологические доктрины, а также юристов. В рамках данной парадигмы мир политических решений понимается как нечто, поддающееся реконструкции посредством идеальной модели, выступающей в качестве универсального эталона. При подобном аналитическом подходе принятие политических решений интерпретируется сквозь призму нормативно заданной, формализованной (на математическом или логическом уровне) и непротиворечивой модели, предписывающей принимающим решения лицам выполнение некоего набора операций в соответствии с фиксированными критериями13.

В рамках дескриптивно-экспликативного подхода, который особенно популярен среди психологов, управленцев, политологов и социологов, внимание фокусируется не только на «видимых» (формализованных) нормах и процедурах, но и на «теневых» механизмах и неформальных правилах игры. Наряду с количественной обработкой данных, здесь применяются и методы качественного анализа информации, прежде всего метод «изучения случая или прецедента» (case study). При рассмотрении процесса принятия политического решения учитываются самые разные факторы: от социальных сетей и индивидуальных мотиваций до макроэкономических условий, организационных иерархий и социокультурных стереотипов.

Информация о работе Способы реализации политических решений в деятельности политического лидера