Стадии избирательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 12:57, творческая работа

Краткое описание

1) назначение выборов
2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей
3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация
4) предвыборная агитация
5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательное Право.ppt

— 1.78 Мб (Скачать файл)

 

Итак, в основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы (при этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе не может быть назначено более одного представителя); пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

 

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации претерпел существенные изменения в ходе совершенствования избирательной системы в Российской Федерации. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (1994 г.) формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществлялось законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Однако норма, согласно которой не менее половины членов комиссии назначались законодательным органом, привела к тому, что на практике нарушался один из основополагающих принципов формирования комиссий — паритетная основа. В ряде регионов избирательные комиссии на две трети состояли из членов, назначенных законодательным органом, что подрывало принцип независимости комиссии.

 

В Федеральном законе "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации" (1997 г.) указанное противоречие  было устранено: согласно статье 23 формирование избирательных комиссий  субъектов Российской Федерации  осуществлялось двумя ветвями  государственной власти на основе  предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего  состава. При этом половина членов  комиссии назначалась законодательным (представительным) органом, а другая  половина — исполнительным органом  государственной власти субъекта  Российской Федерации.

 

Однако, такая ситуация  также предполагала зависимость  избирательных комиссий от органов  власти субъектов федерации.

 

В ст. 22 Федерального закона  от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательные  комиссии субъектов Российской  Федерации, избирательные комиссии  муниципальных образований, окружные  избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются  на основе предложений политических  партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских  мандатов в Государственной Думе  Федерального Собрания Российской  Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти  соответствующего субъекта Российской  Федерации, иных общественных объединений.

 

Такая система образования  избирательных комиссий субъектов  федерации создает относительные  условия независимости избирательных  комиссий. Однако, если учесть сегодняшнюю  ситуацию, когда «Единая Россия»  практически не имеет конкурентов  на политической арене, то сразу  же на память приходит монополия  КПСС.

 

Выдвижение кандидатов. Реализация  пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону  определенное лицо, начинается с  процедуры выдвижения кандидатов. Это ключевой момент в избирательной  кампании, в значительной степени  определяющий весь ее дальнейший  ход. Важнейший вопрос здесь —  о субъектах права выдвижения  кандидатов.

Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным  правом, могут быть выдвинуты  кандидатами непосредственно либо  в составе списка кандидатов  в соответствии с настоящим  Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение  кандидатов может быть осуществлено  путем самовыдвижения, выдвижения  избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов  в составе списка кандидатов  может быть осуществлено избирательным  объединением.

Если конституцией, уставом, законом субъекта Российской  Федерации предусмотрено, что в  законодательном (представительном) органе  государственной власти субъекта  Российской Федерации, представительном  органе муниципального образования  все депутатские мандаты распределяются  между списками кандидатов пропорционально  числу голосов избирателей, полученных  каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской  Федерации должны быть предусмотрены  гарантии реализации права граждан  Российской Федерации, не являющихся  членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно  этого законодательного (представительного) органа государственной власти  субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального  образования.

Гражданин Российской  Федерации, замещавший должность  Президента Российской Федерации  и досрочно прекративший исполнение  полномочий Президента Российской  Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности, не может быть  выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными  обстоятельствами.

Гражданин Российской  Федерации, замещавший должность  главы муниципального образования  и ушедший с указанной должности  в отставку по собственному  желанию, в том числе в связи  с избранием его депутатом  либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо  со статусом главы муниципального  образования, либо отрешенный от  должности главы муниципального  образования высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом  на выборах, назначенных в связи  с указанными обстоятельствами.

При проведении повторных  и дополнительных выборов для  замещения вакантного депутатского  мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной  власти, представительном органе  муниципального образования не  может быть выдвинуто кандидатом  лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

Не может быть выдвинут  кандидатом гражданин Российской  Федерации, не обладающий пассивным  избирательным правом на соответствующих  выборах.

Кандидат не может быть  выдвинут на одних и тех  же выборах по нескольким избирательным  округам. Данное правило не применяется  при выдвижении кандидата одним  и тем же избирательным объединением  одновременно на одних и тех  же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному  округу и в составе списка  кандидатов.

Кандидат не может дать  согласие на выдвижение на  одних и тех же выборах более  чем одному инициатору выдвижения.

Статья 33 Федерального закона  от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" определяет условия выдвижения  кандидатов

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую  избирательную комиссию представляется  письменное уведомление в порядке, установленном законом.

 

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии либо к одному иному общественному объединению, зарегистрированным не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением и заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с уведомлением и заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в заявлении, предусмотренном пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указываются сведения об иностранном гражданстве кандидата, дата и основания его приобретения, а также наименование соответствующего иностранного государства. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.

Вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей  статьи, в соответствующую избирательную  комиссию должны быть представлены  сведения о размере и об  источниках доходов кандидата (каждого  кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем  кандидату (каждому кандидату из  списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных  бумагах. Указанные сведения представляются  по форме согласно приложению  к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные  сведения, если это предусмотрено  федеральным законом. Если кандидат  не имеет имущества, принадлежащего  ему на праве собственности, и (или) в течение года, предшествующего  году назначения выборов, не получал  доходов, сведения о которых должны  представляться в соответствии  с настоящим пунктом, это также  указывается в заявлении кандидата  о согласии баллотироваться по  соответствующему избирательному  округу. Федеральным законом может  быть предусмотрена необходимость  представления сведений о размере  и об источниках доходов и  имуществе супруга кандидата.

 

При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

 

Документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1-3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом

Информация о работе Стадии избирательного процесса