Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:51, доклад
Стандартизация направлена на разработку и установление требований, норм, правил как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых и обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также его безопасность и комфорт.
Стандартизация — наука о выявлении повторяющихся объективных событий и согласовании совокупности свойств различных объектов.
Стандартизация направлена на разработку и установление требований, норм, правил как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых и обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также его безопасность и комфорт.
Стандартизация — наука о выявлении повторяющихся объективных событий и согласовании совокупности свойств различных объектов. Стандартизация исследует и разрабатывает принципы и методы установления наиболее эффективных норм и правил взаимодействия элементов общественного производства. Целями стандартизации являются повышение качества продукции и устранение барьеров в торговле.
Возникновение и развитие стандартизации
В России первые нормы и правила взаимодействия элементов общественного производства в России можно найти в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996 г.) и «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649 г.). Зарождением стандартизации можно считать некоторые правила и нормы, принятые указами Петра 1 (1686 — 1725 гг.). Началом же стандартизации в России является образование в 1746 г. Комиссии мер и весов. В 1893 г. была создана Главная палата мер и весов. В 1918 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров «О введении международной системы мер и весов».
Советский период государственной политики в области стандартизации начинается в 1925 г.
Сегодня работы по стандартизации в России ведутся на основе принятого в 1993 г. Закона Российской Федераций «О стандартизации» и введенной в 1994 г. государственной системы стандартизации Российской Федерации (ТСС РФ).
ГСС РФ 1994 года содержит правила ведения работ по стандартизации, согласованные с международными нормами и требованиями.
Виды стандартизации и стандартов
В 1994 г. была принята новая редакция «Государственной системы стандартизации Российской Федерации». Внесенные в нее изменения и дополнения приблизили стандарты РФ к международным правилам с учетом изменений, связанных с переходом к рыночной экономике.
Стандартизация постоянно развивается, так как должна отражать все изменения, происходящие в различных сферах жизни общества, чтобы способствовать развитию отечественного производства.
Новая система стандартизации
предоставляет возможность
Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством продукции, приобрел межгосударственное значение для СНГ, что способствовало развитию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.
Стандарты являются средством управления производства и разрабатываются как техническая документация.
Стандарт — это нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать в себя требования' к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.
Стандарты основаны на обобщенных результатах науки, техники и практики и направлены на достижение оптимальных результатов общественной деятельности. Стандарт устанавливает параметры качества, Стандартизация является механизмом управления качеством продукции.
Государственный стандарт России (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).
Объектом (предметом) стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают требования, характеристики, параметры, правила и т. п.
Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы изделий, безопасность и экологичность продукции и т. д.
Цель стандартизации — выполнение обязательных требований стандартов, к которым можно отнести разработку норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность продукции для жизни и здоровья людей, совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство измерений, экономию всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993 г.
Стандартизация выполняет экономическую и социальную функции
Экономическая функция реализуется следующим:
• предоставлением достоверной информации о продукции;
• внедрением новой техники путем распространения через стандарты сведений о новых свойствах продукции;
• содействием здоровой конкуренции, расширением взаимозаменяемости и совместимости различных видов продукции;
• организацией управления производством с заданным уровнем качества.
Социальная функция стандартизации обеспечивает достижение высокого уровня показателей продукции (услуг), который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей.
Сертификация. Причины возникновения.
«В 70-80-х годах ученые и специалисты
многих стран пришли к выводу, что качество
не может быть гарантировано только путем
контроля готовой продукции. Оно должно
обеспечиваться гораздо раньше - в процессе
изучения требований рынка, на стадии
проектных и конструкторских разработок,
при выборе поставщиков сырья, материалов
и комплектующих изделий, на всех стадиях
производства, при техническом обслуживании,
в процессе эксплуатации у потребителя
и утилизации после использования в рамках
системы качества.
Разработка внешнего национального стандарта
на системы обеспечения качества началась
в Великобритании. Британские стандарты
В5 5750 (1979 г.) стали базовыми для создания
международных стандартов ИСО 9000 (1987 г.),
главной целевой установкой которых является
построение систем качества, обеспечивающих
изготовление продукции, соответствующей
требованиям заказчиков и соответственно
ориентированных на предоставление доказательств
заказчику способности предприятия стабильно
выпускать продукцию определенного уровня
качества.
С целью разработки единообразного подхода
к решению вопросов управления качеством,
устранения различий и гармонизации требований
на международном уровне в составе ИСО
был создан ТК 176 «Управление качеством
и обеспечение качества», в задачу которого
входила стандартизация и гармонизация
основополагающих принципов на системы
качества.
В 80-х годах, для которых характерно развитие
общемировых интеграционных процессов,
подход к методам подтверждения соответствия
стал меняться. В частности, в Европейском
Сообществе стали разрабатываться единые
для этих стран директивы ЕС, содержащие
требования к разным видам продукции -
в основном, по безопасности и по охране
окружающей среды. В декабре 1989 года Совет
ЕС принял решение о глобальном подходе
к подтверждению соответствия продукции
требованиям этих директив.
Опираясь на национальный опыт в области
стандартизации и применения систем обеспечения
качества, ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 году
опубликовал первые пять стандартов МС
ИСО серии 9000. Кроме того, был разработан
трехъязычный словарь терминов и их определений
в области обеспечения качества - МС ИСО
8402. Как известно, в нашей стране уже в
1988 году три стандарта ИСО 9001:87-ИСО 9003:87
были приняты для их прямого использования
в виде ГОСТ 40.9001 -88 - ГОСТ 40.9003-88.
Признано, что стандарты ИСО серии 9000
на систему качества являются хорошим
инструментом для достижения главной
цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения
потребителя. Завоевать потребителя можно
только через качество - таково кредо процветающих
фирм всего мира» /1/.
Создаваемые в этот период на предприятиях
в ряде стран мира системы качества определяли
круг полномочий организационных структур,
а также способы, методы и технологию производства,
средства обеспечения качества и являлись
механизмом проведения определенной политики
для достижения поставленных целей в области
качества.