Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:51, доклад

Краткое описание

Стандартизация направлена на разработку и установление требований, норм, правил как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых и обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также его безопасность и комфорт.
Стандартизация — наука о выявлении повторяющихся объективных событий и согласовании совокупности свойств различных объектов.

Вложенные файлы: 1 файл

станд-сертиф.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Стандартизация направлена на разработку и установление требований, норм, правил как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых и обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также его безопасность и комфорт.

Стандартизация — наука о выявлении повторяющихся объективных событий и согласовании совокупности свойств различных объектов. Стандартизация исследует и разрабатывает принципы и методы установления наиболее эффективных норм и правил взаимодействия элементов общественного производства. Целями стандартизации являются повышение качества продукции и устранение барьеров в торговле.  

Возникновение и  развитие стандартизации  

В России первые нормы и  правила взаимодействия элементов  общественного производства в России можно найти в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996 г.) и «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649 г.). Зарождением стандартизации можно считать некоторые правила и нормы, принятые указами Петра 1 (1686 — 1725 гг.). Началом же стандартизации в России является образование в 1746 г. Комиссии мер и весов. В 1893 г. была создана Главная палата мер и весов. В 1918 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров «О введении международной системы мер и весов».

Советский период государственной  политики в области стандартизации начинается в 1925 г.

Сегодня работы по стандартизации в России ведутся на основе принятого  в 1993 г. Закона Российской Федераций  «О стандартизации» и введенной  в 1994 г. государственной системы  стандартизации Российской Федерации (ТСС РФ).

ГСС РФ 1994 года содержит правила ведения работ  по стандартизации, согласованные с  международными нормами и требованиями.  

Виды стандартизации и стандартов  

В 1994 г. была принята  новая редакция «Государственной системы  стандартизации Российской Федерации». Внесенные в нее изменения и дополнения приблизили стандарты РФ к международным правилам с учетом изменений, связанных с переходом к рыночной экономике.

Стандартизация постоянно  развивается, так как должна отражать все изменения, происходящие в различных сферах жизни общества, чтобы способствовать развитию отечественного производства.

Новая система стандартизации предоставляет возможность широкого участия в процессе создания стандартов всех заинтересованных сторон.

Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством продукции, приобрел межгосударственное значение для СНГ, что способствовало развитию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.

Стандарты являются средством  управления производства и разрабатываются  как техническая документация.

Стандарт — это нормативный документ, принятый официальным органом, который устанавливает правила, указания или характеристики продукции или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать в себя требования' к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции, либо быть целиком посвящен этим вопросам.

Стандарты основаны на обобщенных результатах науки, техники и практики и направлены на достижение оптимальных результатов общественной деятельности. Стандарт устанавливает параметры качества, Стандартизация является механизмом управления качеством продукции.

Государственный стандарт России (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Объектом (предметом) стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают требования, характеристики, параметры, правила и т. п.

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы изделий, безопасность и экологичность продукции и т. д.

Цель  стандартизации — выполнение обязательных требований стандартов, к которым можно отнести разработку норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность продукции для жизни и здоровья людей, совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство измерений, экономию всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993 г.

Стандартизация выполняет экономическую и социальную функции

Экономическая функция реализуется следующим: 

• предоставлением достоверной информации о продукции;

• внедрением новой техники путем распространения через стандарты сведений о новых свойствах продукции;

• содействием здоровой конкуренции, расширением взаимозаменяемости и совместимости различных видов продукции;

• организацией управления производством с заданным уровнем качества.

Социальная функция стандартизации обеспечивает достижение высокого уровня показателей продукции (услуг), который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей.

Сертификация. Причины возникновения.

«В 70-80-х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться гораздо раньше - в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, на всех стадиях производства, при техническом обслуживании, в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования в рамках системы качества. 
 
 Разработка внешнего национального стандарта на системы обеспечения качества началась в Великобритании. Британские стандарты В5 5750 (1979 г.) стали базовыми для создания международных стандартов ИСО 9000 (1987 г.), главной целевой установкой которых является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества. 
 
 С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в составе ИСО был создан ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества. 
 
 В 80-х годах, для которых характерно развитие общемировых интеграционных процессов, подход к методам подтверждения соответствия стал меняться. В частности, в Европейском Сообществе стали разрабатываться единые для этих стран директивы ЕС, содержащие требования к разным видам продукции - в основном, по безопасности и по охране окружающей среды. В декабре 1989 года Совет ЕС принял решение о глобальном подходе к подтверждению соответствия продукции требованиям этих директив. 
 
 Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 году опубликовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000. Кроме того, был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества - МС ИСО 8402. Как известно, в нашей стране уже в 1988 году три стандарта ИСО 9001:87-ИСО 9003:87 были приняты для их прямого использования в виде ГОСТ 40.9001 -88 - ГОСТ 40.9003-88. 
 
 Признано, что стандарты ИСО серии 9000 на систему качества являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения потребителя. Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира» /1/. 
 
 Создаваемые в этот период на предприятиях в ряде стран мира системы качества определяли круг полномочий организационных структур, а также способы, методы и технологию производства, средства обеспечения качества и являлись механизмом проведения определенной политики для достижения поставленных целей в области качества.

 

 


Информация о работе Стандартизация и сертификация