Становление и развитие политологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

1. Политическая мысль Востока.
2. Политические идеи Древней Греции и Рима.
3. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.
4. Политические учения Нового времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление и развитие политологии.rtf

— 579.53 Кб (Скачать файл)

Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.

Характерные черты политики:

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности.

Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для всего общества.

Связь с действиями и интересами больших масс людей.

Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти.

В богатое и многообразное содержание мира политики входят:

1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.

2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;

3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;

4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения - отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

Специфическое взаимодействие, возникающее между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.

 

2. Понятие «политическая элита», ее типы

 

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является «элита».

Понятие «элита» происходит от латинского «elegize» (обратить) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия «политическая элита» и властвующая элита» включает в себе различные группы, непосредственно или опосредственно участвующие во властных процессах. Сюда входят политические, экономические, военные, идеологические и др. виды элит.

Второй момент: в отличие от всех других групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти.

Итак, политическая элита - это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями.

Политическая элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

В свое время в ряде западных государств (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен активный возраст входящих в нее лиц 50-55 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть - крупные собственники.

Элиты присущи всем обществам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться:

1. на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. - это политическая элита власти;

2. оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения;

3. среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения);

4. административную - это служащие-управленцы (бюрократия);

5. а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер - министра, спинакера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политической партий, политических фракций в парламенте).

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих чиновничества), знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Таким образом, элитарность современного общества - это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.

Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.

Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность элиты, т.е. представление различных слоев общества, выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них - социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого.

Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада (уже и в России) выпускники университетов представлены в элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На нижних этапах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.

Политическая элита - это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Из выше сказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д.

Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а, следовательно, и позиции каждого ее члена.

Для победы на выборах кандидату необходимо получить доступ к избирателям. К сожалению, обойти всех избирателей самолично и с каждым «поговорить по душам» практически невозможно. Поэтому с целью отсечения не нужных для элиты кандидатов, расценки в средствах массовой информации (по мнению простого избирателя) просто огромны. Поэтому выбор избирателям представляется из кандидатов, принадлежащих к элитам, либо зависимых от элит.

Поэтому достаточно часто победы одерживают представители власти, в руках которых сосредоточены административные, финансовые, информационные ресурсы

 

Типы политических элит

 

Изучение политических элит как ключевых субъектов процесса демократизации в транзитных (переходных) обществах позволяет выделить несколько идеальных типов элит. Их роли, особенно в условиях демократического транзита, существенно различаются. «Разобщенная» элита характеризуется минимальным ценностным консенсусом между своими фракциями и, следовательно, политической борьбой между ними. Этому типу элит соответствуют нестабильные политические режимы: как демократические, так и авторитарные. «Консенсусно объединенная» элита характеризуется высоким уровнем ценностного консенсуса между ее фракциями, а также более тесным взаимодействием межу ними. Этому типу элит соответствуют стабильные представительские режимы, которые считаются, как правило, демократическими. «Идеологически объединенная» элита характеризуется тем, что подавляющее большинство ее членов принадлежит к одной политической партии или их коалиции, исповедует одну идеологию, единодушно придерживается определенной доктрины и определенных убеждений. Такому типу элит соответствуют стабильные непредставительные режимы, где отсутствует политическая конкуренция элит относительно поддержки масс. В соответствии с особенностями процесса демократизации в транзитном обществе, основной тенденцией здесь считается трансформация элит в направлении от «разобщенной» элиты к «консенсусно объединенной». Сегодня эта трансформация в Украине определенным образом тормозится из-за политико-идеологических разногласий основных актеров политической сцены.

 

3.1 Рекрутация элит

 

Процесс трансформации элит в условиях перехода к стабильной демократии обуславливается многими факторами: политическими, экономическими, социальными, психологическими и т.д. В контексте демократической трансформации речь идет, прежде всего, о появлении новых элит после устранения авторитарных и тоталитарных политических режимов. Понятно, что новые элиты стремятся вытеснить из ключевых социальных институтов представителей старых элит, провозгласить демократические ценности, получить поддержку со стороны широких масс.

Действительно, после провозглашения государственной независимости Украины в высших эшелонах власти появилось много новых людей, которые представляли, на первый взгляд, управленческую элиту - в правительство и ВР страны в 90-е годы пришло значительное число представителей директората государственных предприятий, чиновников из центральных и региональных ведомств, а также банкиров, финансистов, предпринимателей. Причем, доля представителей бизнес-структур, избранных в ВР, все еще растет. Если среди депутатов ВР 3-го созыва представителей бизнес-структур было 37,9%, то среди депутатов ВР 4-го созыва - уже 46,0%. Все это говорит о том, что бизнес-структуры стали «сращиваться» с политической элитой страны. Этому, безусловно, способствуют определенные политические партии, которые формируют из представителей бизнес-структур политиков. В то же время, при власти - в центре и на местах - остаются представители старых элит. Поэтому в целом вопрос о механизме рекрутации и смене элит в обществе, которое само трансформируется, остается актуальным.

 

3.2 Репродукция и циркуляция элит

 

В научной литературе имеются две конкурентные теории, которые пытаются пояснить упомянутый механизм движения элит в транзитном обществе: репродукции и циркуляции элит. Воссоздание элиты в ее собственных границах, то есть в границах определенной социальной группы, называют ее репродукцией. Циркуляция предполагает такой способ замены старой элиты, когда ее позиции занимают люди из других социальных слоев. Если в транзитном обществе властные позиции остаются в руках представителей старой элиты, то происходит репродукция элиты; если же эти позиции завоевывают представители новой элиты, которая еще формируется, то речь идет о циркуляции элит.

В стабильном демократическом обществе элиты циркулируют постоянно. В целом этот процесс можно считать демократическим механизмом, который препятствует монополизации власти, ухудшению качества элиты, застойным явлениям в движении людей и идей. При этом циркуляция элиты не сводится лишь к замене одной элиты на другую. Она также является путем продвижения способных, подготовленных к управлению людей из неэлиты в элиту. Что касается переходных обществ, которые сейчас находятся на стадии демократической трансформации, то социологические исследования свидетельствуют о неоднозначности упомянутого процесса. Так, данные сравнительного социологического исследования в 90-х годах показали, что в Польше и Венгрии циркуляция элиты превосходит ее репродукцию, а в России - наоборот, репродукция элиты доминирует над ее циркуляцией. Это означает, что в Польше и Венгрии представители новой элиты сумели оттеснить старую элиту (прокоммунистическую) с властно-политических позиций, а в России - нет. Другими словами, в России властно-политические позиции продолжали на то время занимать люди, которые занимали их и в 80-е годы.

Информация о работе Становление и развитие политологии как науки