Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:52, реферат
Расчет на свободную игру политических идей и ценностей, как ос¬новы формирования демократической политической культуры нового по-коления, не оправдался. Сегодня стало очевидным, что развитие демокра-тии, ее свободных самодеятельных форм вовсе не отрицает, а напротив предполагает целенаправленную и последовательную деятельность по формированию консенсусной психологии и культуры, налаживанию свое-образных коммуникационных каналов и механизмов унификации базовых политических ценностей в массовом сознании, приведения их к единому общепризнанному знаменателю, которые, закрепляясь в созна¬нии отдельных индивидов, трансформируются во внутренние императивы политического поведения.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Становление современной российской политической системы
………………………………………………………………………….6
2.Период расцвета системы………………………………………………..7
3.Основные направления дальнейшей эволюции политической системы страны…………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Становление современной
………………………………………………………………………….6
2.Период расцвета системы……………
3.Основные направления
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Политическая система
Политическую систему определяют как
"систему ценностей и публичных институтов,
которые организуют использование публичной
власти и связи граждан в государстве".
Понятие политической системы выражает
единство двух сторон политики: организации
и деятельности, действия и структуры.
Любой вид политической деятельности
осуществляется в организованных формах
- через совместные действия, подчиненные
единой цели и регулирующиеся определенными
правилами, нормами, принятыми в данной
общности. Именно благодаря организации
осуществляется перевод идеологической
или моральной силы в материальную, идеи
здесь становятся правилами поведения,
находят свое воплощение в действии.
Организация в силу этого выступает важнейшим
средством выражения социальных интересов,
формирования единой воли. Благодаря организации
у политической общности возникает способность
снимать, сглаживать внутренние противоречия,
конфликты, она становится единым политическим
субъектом.
Без такого инструмента интеграция общества
на длительный период оказывается невозможной,
или ее пытаются осуществить с помощью
иных, неполитических средств. Так, в тех
случаях, когда народ той или иной страны
вступает в политические отношения, не
имея хоть в какой-то степени развитой
политической организации, ее функции
берут на себя другие силы: армия, племенные
структуры, религиозные сообщества.
1.Становление современной российской
политической системы
Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными. С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества. В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней. Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.
Важнейшим институтом российской политической
системы является государство. Особенность
государственной структуры
2.Период расцвета системы.
Переход власти от первого президента ко второму означал вхождение системы в период расцвета.
Президент с самого начала своего правления пользуется колоссальной и устойчивой популярностью, настолько большой, что представить себе ещё большую популярность его или его преемника практически не возможно. Это – высший этап развития системы, её «золотое время», которое, очевидно, уже не повторится.
Колоссальная популярность Путина
базируется на двух противоположных
основаниях, непосредственно связанных
с природой системы и наступившим
этапом её развития. С одной стороны,
Путин – назначенный Ельциным
преемник и таким образом, «по
определению» продолжатель и завершитель
его дела. Он не собирается переходить
к открытой диктатуре и говорит
о развитии демократии, продолжает
«рыночные реформы» и не намерен
пересматривать основные результаты приватизации.
Во внешней политике он проводит прозападный
курс даже более последовательно, чем
Ельцин, и активно вводит Россию
в «семью цивилизованных наций», даже
говоря о возможном когда-либо её
вхождении в НАТО и ЕС. Поэтому
те социальные слои, которые поддерживали
революцию 1991 года и выиграли от её
результатов и от приватизации, перенесли
свою лояльность Ельцину на Путина.
С другой стороны, Путин – антитеза
Ельцину. Ельцин – революционер и
«разрушитель». Как бы он ни пытался
войти в роль традиционного русского
авторитарного владыки, на нём лежала
печать его «революционного
Популярность Путина в какой-то
мере снимает противоречие между
реальной природой власти и её правовым
демократическим фасадом. Реально
назначение мало известного до этого
Путина, сделанное Ельциным при консультациях
лишь с ближайшим и неформальным
«семейным окружением» –
Путин встаёт во главе уже созданной
и доказавшей свою жизнеспособность
системы. Объективно стоящие перед
ним задачи – это задачи достройки,
упорядочивания системы, ликвидации остатков
революционного хаоса. Естественно, что
эти достройка и упорядочивание
могут производиться только по уже
начертанному, обозначившемуся плану.
Задача Путина – расширить сферу
предсказуемой
Такие независимые от центральной
власти, способные активно
Состояния олигархов возникали при активном содействии президентской власти, в основном в обмен на различные оказанные ей услуги, но, приобретя их, олигархи стали относительно независимыми и некоторые из них даже пытались активно влиять на политический процесс, в том числе – и через подконтрольные им СМИ. Таким образом, олигархи представляют собой новую опасность для системы безальтернативной власти и новое препятствие на пути её развития. Их противодействие – это не противодействие старых, унаследованных от советской эпохи сил (ослабевших за годы безрезультатного и бесперспективного противостояния коммунистов и части старой демократической интеллигенции), а противодействие сил, порождённых самой системой. Поэтому оно даже более опасно для системы.
Но система обладает прекрасным средством контроля над олигархами. Так как все их состояния возникали не правовым или квази правовым путём (как проходила и приватизация в целом), власть имеет возможность совершенно по закону привлечь к ответственности любого олигарха (что всегда будет приветствоваться и народом).
Поэтому Путину удалось относительно просто, используя «квазиправовые» методы, избавиться от двух крупнейших, наиболее амбициозных и наиболее одиозных из них (Березовского и Гусинского), оказавшихся в результате в эмиграции. Одновременно передачей контролировавшихся ими СМИ под государственный контроль и контроль более непосредственно зависящих от власти и более лояльных к ней собственников он смог сделать СМИ более лояльными и «спокойными». Сейчас на наших глазах разворачивается борьба с третьим проявлявшим признаки политической самостоятельности олигархом, Ходорковским.
Региональные элиты, сформировавшие
свои местные «партии власти»
в эпоху Ельцина, не только добились
большой степени
Путин вводит новый порядок формирования «сената», исключая из него региональные власти. В результате, как «сенат», в котором теперь заседают «представители» губернаторов и законодательных собраний областей (случайные для регионов лица, выполняющие функции лоббистов), так и губернаторы, лишившиеся теперь неприкосновенности, становятся послушными президенту. Для контроля над местными властями создаётся система административных округов, в каждый из которых входят ряд «субъектов федерации», во главе которых встают назначенные президентом «наместники».
Особую проблему представляют инонациональные, не русские регионы с реально или потенциально сепаратистскими тенденциями. В борьбе за власть с союзным центром, а затем – с парламентом Ельцин даже в какой-то мере поощрял эти тенденции (как в своё время боровшиеся за власть большевики поощряли националистические движения окраин империи). Укрепление новой системы предполагает унификацию регионов и фактически - ликвидацию автономий. Вторая чеченская война, приведение законов республик в соответствие с российской конституцией и включение республик вместе с русскими областями в общие округа, в значительной мере ослабили на данном этапе опасность сепаратизма и способствовали усилению контроля центра над инонациональными окраинами.
Важнейшей мерой, направленной на укрепление власти, но ещё не завершённой, является создание президентской партии. Ельцин приходит к власти как лидер существовавшего независимо от него демократического движения, которое теоретически могло оформиться в правящую партию. Но он понимает, что это только ограничило бы его власть и принимает роль беспартийного «президента всех россиян», дистанцируясь от попыток создать пропрезидентскую партию. Теперь, на новом витке спирали, власть снова стремится к созданию партии. Но если в начале российской политической эволюции – движение, которое выдвигает своего лидера в президенты и приводит его к власти, то теперь ситуация становится «зеркальной» – президент, пришедший к власти совершенно не зависимо от какой-либо партии, пытается создать партию для себя – как инструмент подбора кадров и контроля над ними. Естественно, это должна быть партия, единственным идеологическим принципом которой является поддержка президента, и большинство которой в парламенте должно быть таким же «безальтернативным», как «безальтернативно» большинство голосов, получаемых на президентских выборах действующим президентом или назначенным им преемником.
Процесс создания президентской партии далеко ещё не завершён и вполне возможно, и не будет завершён в период правления Путина. Но то, что движение идёт в этом направлении – очевидно.
Информация о работе Становление современной российской политической системы