Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:02, реферат
Данная проблема статуса депутата и его полномочий является важной темой в процессе формирования государственной власти. Актуальность вопроса правового статуса будущих избранников народа состоит в том, что для развития демократии необходима сильная и независимая ветвь законодательной власти, члены которой должны обладать реальными гарантиями своей деятельности, что в первую очередь определяется их правовым статусом. Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». В юридической науке понятие «статус» исследуется главным образом в отдельных своих проявлениях, связанных прежде всего с различными его носителями. Например, конституционный статус личности, правовой статус гражданина, конституционный статус Президента, статус общественного объединения, статус судьи и т.д.
Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Понятие статуса депутата …………………………………………………………….. 4
2. Полномочия депутата ………………………………………………………………... 10
Заключение ………………………………………………………………………………. 12
Список использованной литературы …………………………………………………… 13
На срок полномочий депутата Государственной Думы, а также на время работы в г.Москве депутатам Совета Федерации предоставляется жилое помещение в виде служебной квартиры или двухместного номера в гостинице. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.
Важнейшей организационной гарантией депутатской деятельности является право депутата иметь помощников. Депутат Совета Федерации вправе иметь до пяти помощников: по работе в данной палате и по работе в своем избирательном округе. Депутат Государственной Думы вправе также иметь до 5 помощников: по работе в данной палате, по работе в своем избирательном округе или регионе. Помощники депутатов принимаются на работу на постоянной основе распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты на срок, не превышающий срок полномочий депутата.
К числу основных обязанностей помощника депутата относится:
Для оплаты труда помощников каждому депутату выделяется общий месячный фонд в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. В пределах указанного фонда депутат самостоятельно определяет должностные оклады своих помощников, порядок и размеры их премирования.
Закрепленные в
Депутаты местных органов также имеют право:
Полномочия депутата
Как правило, под полномочием понимают право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определённой ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. В этом смысле не являются и исключением и полномочия депутата, которые представляют собой прежде всего совокупность его прав и обязанностей. Полномочия – это не только наличие прав как охраняемая законом возможность поступать каким-либо образом, как свобода усмотрения в их использовании. Властные полномочия депутата – это и обязанность осуществлять эти права. Всякая публичная сфера предполагает соединение прав и обязанностей в формулу «полномочия» как правообязанность, которую нельзя не реализовать в публичных интересах.
Полномочие любого должностного лица, и депутата в том числе , предполагает его надлежащее использование, соответствующее принципу законности. Поэтому по уголовному законодательству Российской Федерации использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, является преступление против государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Полномочия депутата начинаются с дня его избрания. Срок полномочий депутата прекращается со дня начала работы регионального парламента нового созыва.
Говоря об объёме полномочий депутата, мы неизменно сталкиваемся с необходимостью их классификации для более полного исследования и раскрытия всех аспектов каждого полномочия в отдельности. Однако в литературе не существует единого подхода к классификации полномочий депутата.
Так, И.В. Гранкин говорит о трёх группах полномочий, в которые входят, соответственно, следующие права депутатов:
1)права, реализация которых
обусловлена деятельностью
2)права депутатов участвовать
в деятельности правительств
и других органов
3)права депутатов
В.Е. Чиркин подразделяет полномочия депутатов по возможности их реализации на две группы: индивидуальные и коллективные.
А.И. Лукьянов утверждал, что полномочия депутата лежат в областях:
1)участия в выявлении, выражении и формировании воли избирателей;
2)участия в принятии решения парламентом;
3)участия в выполнении решения парламентом.
По мнению И.В. Васильева, полномочия региональных депутатов, как и в советские годы, подразделяются на две группы:
1)деятельность депутата на сессии парламента;
2)деятельность депутата в органах парламента и в избирательном округе.
Однако любая из указанных классификаций не учитывает того, что депутат является членом коллективного органа – парламента и что через полномочия депутата, как составную часть его компетенции, реализуются основные функции парламента.
Таким образом, с учётом данной классификации основных функций регионального парламента правильнее разделить полномочия депутатов на четыре группы в зависимости от того, на реализацию каких функций они направлены:
1)полномочия депутата
по осуществлению
2)полномочия депутата
по осуществлению
3)полномочия депутата по осуществлению контрольной функции;
4)полномочия депутата
по осуществлению
В настоящее время нет
однозначного подхода к вопросу,
является ли депутат должностным
лицом и может ли он обладать полномочиями,
не связанными с реализацией функций
парламента. Однако этот вопрос поднимался
на самом высоком уровне. Так, Президент
Российской Федерации в своём
открытом письме, посвящённом принятию
первой редакции Федерального закона
о статусе депутатов
Заключение
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что полномочия депутата представляют собой права и обязанности депутата по реализации основных функций парламента, т.е. являются важным элементом не только его компетенции, но и деятельности парламента в целом.
В заключение нужно также отметить,
что в дальнейшем совершенствовании
нуждается и та часть правового
статуса депутата, которая связана
с реализацией его
Немаловажное значение в депутатской деятельности играют вопросы депутатской этики, полагаю, что они должны иметь свое развитие не только в регламентах Парламента и его палат, но и в самостоятельном законе.
Повышение внимания к этому вопросу связано с тем, что авторитет Парламента во многом зависит не только от компетенции и профессиональных навыков депутатского корпуса, но и от морально-этических и других человеческих качеств каждого депутата.
Список использованной литературы: