Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 12:43, контрольная работа
Будучи сложным общественным образованием, политическая система общества имеет и собственную внутреннюю структуру, которая включает в себя и объединяет не только компоненты, обладающие относительно «вещественным» характером (организации и институты), но и представляющие собой лишь отношение или процессы.
2. Структура политической системы
Будучи сложным общественным образованием, политическая система общества имеет и собственную внутреннюю структуру, которая включает в себя и объединяет не только компоненты, обладающие относительно «вещественным» характером (организации и институты), но и представляющие собой лишь отношение или процессы.
Политическая власть является основой функционирования политической системы. Это позволяет четко определить структуру этой системы, границы и сгруппировать ее компоненты в следующие подсистемы:
1. Институциональная подсистема.
Она состоит из различных
Главным элементом дайной подсистемы является государство как основной носитель политической власти и средство реализации классовых интересов. Важное место занимают и политические партии, поскольку через их деятельность реализуются политические отношения. К тому же они являются основными поставщиками кадров для государственных органов. Определенное значение для функционирования политической организации имеют и общественно-политические движения.
Политическая организация классового общества в качестве неотъемлемого компонента включает и церковь. Исторически сложилось так, что церковь всегда была организацией политической, имеющей свою специфическую идеологическую доктрину. И хотя в современных условиях доля ее участия в политике значительно уменьшилась по сравнению со средневековьем, но она сохраняет за собой положение одного из важных субъектов политики, носителя религиозной идеологии.
Отдельную группу в данной подсистеме составляют неполитические организации, различного рода добровольные, любительские общества, объединения по интересам и т. д. В силу своих специфических функций они по существу не участвуют в осуществлении политической власти. Но в последнее время некоторые политические события способствовали политизации такого рода общественных объединений (особенно ярко это проявилось во время выборов).
2. Регулятивная (или нормативная)
подсистема выступает в виде
совокупности политико-
3. Функциональная подсистема
представляет собой
4. Идеологическая подсистема
включает в себя всю
Политическая культура выполняет своеобразную охранительную функцию, поддерживающую стабильность политической системы.
5. Коммуникативная подсистема
охватывает совокупность
Каждая из рассмотренных подсистем имеет свою внутреннюю структуру, особенности функционирования и обладает относительной самостоятельностью. Из всех подсистем, как уже было отмечено, ведущая роль принадлежит институциональной, т. е. политической организации, поскольку именно она решает вопрос о власти, придает политической системе целостность, определяет ее нормативно-правовую базу, основные направления деятельности и социальное назначение.
Выделив указанные подсистемы, можно определить и механизм функционирования политической системы в целом. Политические организации и институты, выражая интересы определенных социальных групп, формируют определенную идеологию, положенную в основу политической культуры общества. На основе определенных норм и др. средств регулирования взаимосвязей, используя те или иные средства и методы осуществления власти и выполняя определенные функции в обществе, политические организации и институты вступают в определенные отношения, которые и выражают сущность политических процессов, происходящих в рамках данной политической системы.