Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 21:25, курсовая работа
Данте Алигьери писал: "Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно.
В первобытном обществе конфликты выносились на суд старейшин, который и принимал решение по спору. В рабовладельческом обществе все решали рабовладельцы, а в феодальном - монарх единолично принимал решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Права человека по Конституции РФ 1993 г………………………………….5
2. Судебная защита прав и свобод личности…………………………………..11
Заключение…………………………………………………….…………………20
Список литературы………………………………………………..….... ………21
Введение…………………………………………………………
1. Права человека по Конституции РФ 1993 г………………………………….5
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Данте Алигьери писал: "Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно.
В первобытном обществе конфликты
выносились на суд старейшин, который
и принимал решение по спору. В
рабовладельческом обществе все
решали рабовладельцы, а в феодальном
- монарх единолично принимал решения.
Но сосредоточение власти в руках
одного человека, как правило, приводило
к тяжким последствиям - тирании
главы государства. Зародившаяся в
Древнем Риме в 200-120 гг. до н.э. теория
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, в каждой
последующей эпохе получала все
новое переосмысление и развитие.
Так, древнеримские политико-
Среди перечисленных видов (или, как принято называть, ветвей государственной власти) особая роль принадлежит судебной власти. Обусловлено это следующим обстоятельством. Она призвана стоять, во-первых, между двумя другими ветвями, сдерживая и уравновешивая их в обоюдном стремлении к абсолютизации, и, во-вторых, между ними и человеком, уважая, а значит, должным образом защищая его права и законные интересы. В противостоянии человека и власти в любом ее проявлении государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, чиновника судебная власть должна занять место независимого и беспристрастного арбитра. Разрешение судьей конфликтов противоборствующих интересов с позиции справедливости - вот в чем состоит социальная природа судебной власти. Ее юридическая природа кроется в том, что судья в конкретном случае разграничивает свободные сферы спорящих сторон и формулирует соответствующие общеобязательные последствия.
Существуют два аспекта понятия "судебная власть" - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений в основном судов, организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий.
Цель курсовой работы раскрыть характерные черты судебной защиты прав и свобод человека.
Методологическую основу написания курсовой работы определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и других.
Работа изложена с учетом комплексного характера затронутых проблем.
1. Права человека по Конституции РФ 1993 г.
Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.1 В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.
Однако главное условие действенности Конституции - соответствие ее норм объективным законам развития регулируемых отношений2. Конституция есть закон, "который принимает народ, для того чтобы определить условия передачи и осуществления власти и отношения между управляющими и управляемыми"3. Вместе с тем, по мнению судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, Конституция России, закрепившая волю ее создателей, а не большинства народа, несет в себе внутренние противоречия. "Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России". Реальность предполагает соответствие юридической конституции фактической, т.е. тем общественным отношениям, которые в действительности сложились между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета и свободы личности4. С распадом Союза ССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил массу до сих пор не разрешенных проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, прогрессирующие нарушения норм административного, земельного, гражданского, трудового, экологического и других отраслей российского законодательства.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
По юридической
природе и системе гарантий права
и свободы в принципе идентичны.
Вместе с тем анализ положений
Конституции показывает: термин "свобода"
призван подчеркнуть более
Термин "право" определяет конкретные действия человека, например, участие в управлении делами государства или в выборах, сбор и распространение информации и т.д. Разграничение между понятиями право и свобода весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют "свободами". Нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в XVIII-XIX вв.
В действующей российской Конституции используются "основные" и "конституционные" права. Основные права индивида - это и есть конституционные права. К такому выводу приводит, например, сопоставление ст. 17 и 55 Конституции: в последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод индивида. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).
Основные права субъективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала XX в. она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетия ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.
К первому поколению прав человека относят либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, а затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических стран. Это - личные (гражданские) и политические права: свобода мысли, совести и религии, право каждого на ведение государственных дел, на равенство перед законом, права на жизнь, свободу и безопасность личности, на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, на гласное и с соблюдением всех законных требований рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Все это отражает так называемую "негативную" свободу, состоящую в обязанности государства воздерживаться от вмешательства в личную сферу людей и создавать условия для их участия в политической жизни. Речь идет прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры.
Второе поколение - социально-экономические права - сформировалось уже в XX в. В начале века в результате резкой поляризации общества была выдвинута идея социального реформирования, призванного смягчить противостояние между богатыми и бедными. Пример - социальная политика Бисмарка. Согласно его Манифесту 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере страхования. Позже Веймарская конституция 1919 г. закрепила возможность добывать себе содержание трудом, страхование в случае болезни, старости. Широкий набор прав "второго поколения" был закреплен в Конституции СССР 1936 г. (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь), хотя некоторые из них, скажем, право на образование, в качестве программы были заявлены еще в Конституции 1918 г. Реальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, тем не менее факт ее законодательной фиксации важен сам по себе. После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность их в том, что они коллективные и могут осуществляться общностью, ассоциацией. К ним относятся право на развитие, мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества.
Рост
числа научных работ и статей
за последние несколько лет
Подходы
Конституции РФ к институту прав
и свобод человека и гражданина нашли
свое выражение в учредительных
актах субъектов Российской Федерации,
которые так же, как и Конституция
РФ, имели шанс стать по определению
польского исследователя А. Лопатки,
"конституциями прав человека",
однако этого не произошло. Основы правового
статуса личности в России обусловлены
не только ее конституционным строем,
но и федеративным устройством государства.
Определенный Конституцией РФ статус
человека и гражданина, его права,
свободы и обязанности
Исходя из содержания Конституции РФ, под регулированием прав и свобод следует понимать их признание, учреждение и закрепление государством. Следовательно, к ведению Федерации относится учреждение прав и свобод, а к совместному ведению - только их защита. Поэтому в законодательстве субъектов РФ должны содержаться правовые нормы, не учреждающие, а защищающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие общие и юридические гарантии их осуществления, как перечисленные в федеральном законодательстве, так и дополнительные.
Социальная
природа судебной власти состоит
в разрешении судьями с позиции
справедливости конфликтов противоборствующих
интересов в обществе. Конституционно-правовые
параметры обеспечения
Правосудие
в России осуществляется судом, как
носителем судебной власти, посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства (ч. 1
и 2 ст. 118 Конституции РФ). Независимо
от процессуальных форм осуществления
правосудия его конституционные
основы проявляются в целях и
принципах, закрепленных в Основном
законе страны. При этом определяющую
роль играет целевая направленность
процедуры осуществления