Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:58, реферат
Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Как непременный спутник развития общества власть возникла задолго до появления государства и его политической сферы. Приблизительно 40 тыс. лет она существовала вдогосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ.
Введение.
1) Сущность власти. Понятие, функции и структура политической власти. . . . . 5
2) Механизм осуществления политической власти. Принцип разделения властей…………………………………………………………………………………..11
3) Эффективность и легитимность власти. ……………………………………….14
Заключение.
Список используемой литературы.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.
2. Механизм осуществления политической власти. Принцип разделения властей.
Как показывает современная политическая практика демократических стран, механизм власти имеет довольно сложную иерархическую структуру. Рассмотрим ее основные компоненты.
Первичным субъектом власти, ее источником является народ, который, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает (делегирует) своему официальному представителю - государству. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится:
«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет
свою власть непосредственно, а
также через органы
Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется разделением властей. Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж. Локк, Ш. Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Великой французской революции, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей. Во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий. Во- вторых, позволяет предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма. В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности .
Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.
Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.
Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют “ветвями” власти) - законодательной, исполнительной и судебной.
Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.
В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Особенностью
исполнительной власти является то, что
она не только организует выполнение решений
законодателей, но и сама может издавать
нормативные акты или выступать с законодательной
инициативой Исполнительную власть в
нашей стране осуществляет Правительство
Российской Федерации, состоящее из Председателя,
его заместителей и федеральных министров.
Судебная власть стоит на страже конституционного
устройства государства, законности и
порядка, прав и свобод граждан. В ее систему
включены организации и учреждения, независимые
от других органов власти: это конституционные
суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии,
России и др.) или другие судебные органы
(во Франции Конституционный совет, в Греции
- Верховный специальный суд и т.д.). Назначение
этих органов состоит в том, чтобы быть
гарантом защиты демократической системы
от чрезмерных притязаний на власть со
стороны законодательной, исполнительной
и в какой-то мере общественной власти.
Кроме органов
государственной власти, властные полномочия
имеют и органы общественной власти. Здесь
в первую очередь нужно назвать органы
местного самоуправления, которые не входят
в систему государственной власти, к примеру,
в Российской Федерации (ст. 12 Конституции
РФ). Они призваны самостоятельно управлять,
муниципальной собственностью, формируют,
утверждают, исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и осуществляют
охрану общественного порядка, а также
иные вопросы местного значения.
В соответствии
с Конституцией РФ Федеральный закон “Об
общих принципах организации самоуправления
в Российской Федерации от 28 августа 1995
г. (с изменениями и дополнениями, внесенными
Федеральными законами от 22 апреля 1996
г. и 28 ноября 1996 г.)” определяет роль местного
самоуправления в осуществлении народовластия,
правовые, экономические и финансовые
основы местного самоуправления и государственные
гарантии его осуществления, устанавливает
общие принципы организации местного
самоуправления. В соответствии сданным
за коном практически на всей территории
страны организованы органы местного
самоуправления (муниципальные органы),
основная задача которых (п. 1, ст. 2) - решение
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций.
3. Эффективность и легитимность власти.
Одним из наиболее важных интегральных характеристик власти является ее эффективность, т.е. степень выполнения властью своих задач и функций. Практически это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.
Критериями эффективности власти являются:
1) достаточность
оснований власти и
2) рациональность
“вертикальной” и “горизонтальной”
структур власти;
3) эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;
4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
5) наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;
6) эффективная
система самоконтроля власти, одним
из показателей которой
Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (лат. legitimus - согласный с законами, законный, правомерный).
История понятия
“легитимность” восходит к средним векам,
когда складывается понимание легитимности
как согласия с обычаями, традициями и
установленным поведением. Легитимность
преимущественно трактовалась как право
верховных должностных лиц поступать
согласно обычаям, но уже с середины XIV
в. начинает употребляться в смысле правомочия
выборной власти.
В научный обиход термин “легитимность”
ввел М. Вебер. Немецкий ученый указал
на то, что любая власть нуждается в самооправдании,
признании и поддержке. Понятие “легитимность”
часто переводится как “законность”,
что не совсем точно, так как Вебер имел
в виду не юридические, а социологические
(поведенческие) характеристики господства
(власти) и придавал главное значение фактору
монопольного применения насилия.
М.Вебер выделил
три основных типа легитимного господства
(власти):
1.Традиционная легитимность. Она обретается
благодаря обычаям,
привычке
повиноваться власти, вере в непоколебимость
и священность издревле
существующих
порядков. Традиционное господство характерно
для монархий.
По своей
мотивации оно во многом схоже с отношениями
в патриархальной
семье, основанными
на беспрекословном повиновении старшим
и на личном, не-
официальном
характере взаимоотношений между главой
семьи и ее членами.
Традиционная
легитимность отличается прочностью.
Поэтому, считал Вебер,
для стабильности
демократии полезно сохранение наследственного
монарха,
подкрепляющего
авторитет государства многовековыми
традициями почитания
власти.
2. Харизматическая легитимность. Она
основана на вере в исключительные
качества,
чудесный дар, т.е. харизму, руководителя,
которого
иногда даже
обожествляют, создают культ его личности.Харизматический
способ легитимации
часто наблюдается в периоды революционных
перемен, когда новая власть для признания населением
не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли
большинства. В этом случае
сознательно
культивируется величие самой личности
вождя, авторитет которого
освящает
институты власти, способствует их признанию
и принятию
населением.
Харизматическая легитимность базируется
на вере и на эмоциональном, личностном
отношении вождя и массы.
3. Рационально-правовая
(демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально
понятый интерес, который побуждает людей
подчиняться
решениям правительства, сформированного
по общепризнанным
правилам,
т.е. на основе демократических процедур.
В таком государстве подчиняются не личности
руководителя, а законам, в рамках которых
избираются и
действуют
представители власти.
Рационально-правовая
легитимность возникает в условиях формирования
рыночной экономики и воплощается в правовом
государстве. Основными чертами этого
типа господства являются: установление
норм права и подчинение им каждого человека;
применение норм права в управлении; господство
в обществе права, а не чиновников. Воплощать
право в жизнь должны специально обученные,
компетентные чиновники - бюрократия.
Бюрократия, по Веберу, технически является
самым чистым типом легального господства.
Имен но Вебер сформулировал основные
требования к чиновникам, актуальные и
по сей день:
1) лично свободны
и подчиняются только деловому служебному
долгу;
2) имеют устойчивую служебную иерархию;
3) имеют твердо определенную компетенцию;
4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора);
5) работают в соответствии со специальной квалификацией;
6) вознаграждаются
постоянными денежными
7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;
8) предвидят свою карьеру;
9) работают в полном “отрыве” от средств управления и без присвоения служебных мест;
10) подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю.
Легитимность
власти не ограничивается ее тремя, ставшими
классически-
ми типами.
Существуют и другие способы легитимации
и, соответственно, типы
легитимности.
Один из них - идеологическая легитимность.
Ее суть состоит в
оправдании
власти с помощью идеологии, вносимой
в массовое сознание.
Идеология
обосновывает соответствие власти интересам
народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от
того, к кому апеллирует идеология и какие
идеи она использует, идеологическая легитимность
может быть классовой или националистической.
В странах командно-административного
социализма была широко
распространена
классовая легитимность. Во второй половине
XX в. многие
молодые
государства в попытках получить признание
и поддержку населения очень часто прибегают
к националистической легитимации своей
власти, нередко устанавливая этнократические режимы.
Идеологическая легитимация основывается
на внедрении в сознание и
подсознание
людей определенной "официальной"
идеологии с помощью
методов
убеждения и внушения. Однако, в отличие
от рационально-
правовой
легитимации, апеллирующей к сознанию,
разуму, она – однонаправленный процесс, не
предполагающий обратных связей, свободного
участия граждан в формировании идеологических платформ
или их выборе.
Заключение.
Первое, что следовало бы учесть,
оценивая российскую политическую систему
– это ярко выраженная персонификация влас
В существующей системе верховному лицу принадлежит последнее слово по всем сколько-нибудь значимым вопросам управления. Его положение над всеми властями создает предпосылки и соблазн простого подчинения ему всех звеньев государства. Отсутствие выработанного десятилетиями механизма гармонизации и взаимодополнения функций разных органов государственного управления толкает, особенно в условиях запроса на стабильность и порядок, к замене этого механизма взаимоотношений упрощенным вариантом – вертикалью власти.
Ясно, однако, что при какой бы то ни было, доведенной до любого совершенства вертикали власти один человек не может реально управлять всем объемом сложнейших материй государственной практики. В современных развитых демократических системах эта задача решается посредством, с одной стороны, разделения властей, с другой – применением принципа субсидиарности, т.е. разделения полномочий, при котором «наверх» передаются только те из них, с которыми не может справиться нижестоящая инстанция. Те или иные разновидности общественного контроля (через структуры гражданского общества, через СМИ) дополняют этот механизм, «подчищая» неисправности, выправляя «перегибы», предлагая свои инициативы и альтернативные варианты политики.
Информация о работе Сущность власти. Понятие, функции и структура политической власти