Сущность и структура
политической власти
Введение
Мы живем в переломное время. Особенность
этого времени заключается в том, что сейчас
ни для кого нет непререкаемых авторитетов.
У каждого человека, живущего в настоящее
время, своя правда. И каждый человек, умеющий
думать, анализировать и сопоставлять
информацию, понимает, что сегодняшняя
власть не способна создать единую идеологию
и на основе этой идеологии управлять
народом. По этой и не только этой причине,
в нашей стране запрещаются забастовки,
референдумы, книги и сайты.
Однако власть можно разделить на две
большие составляющие - это сущность власти,
или ее дух, и структуру власти, т.е. то
с помощью чего этот дух действует в реальности.
1. Сущность власти
Понятие «власть» относится
к числу основополагающих категорий политологии.
Оно дает ключ к пониманию политических
институтов, самой политики и государства.
Неразделимость власти и политики признается
как само собой разумеющееся во всех политических
теориях прошлого и настоящего. Политика
как явление характеризуется прямой или
косвенной связью с властью и деятельностью
по осуществлению власти. Социальные общности
и индивиды вступают в различные отношения:
экономические, социальные, духовные,
политические. Политика же представляет
собой такую сферу взаимоотношений между
социальными группами, слоями, личностями,
которая касается главным образом проблем
власти и управления.
Феномену власти уделяли пристальное
внимание все выдающиеся представители
политической науки. Каждый из них внес
свой вклад в разработку теории власти.
Современные концепции власти очень многообразны.
В рамках учебной лекции целесообразно
сформулировать обобщающие положения.
В самом широком смысле слова
власть – это способность и возможность
осуществлять свою волю, оказывать определяющее
воздействие на деятельность, поведение
людей с помощью какого-либо средства
– авторитета, права, насилия. В таком аспекте
власть бывает экономическая, политическая,
государственная, семейная и прочая. Такой
подход также требует разграничения классовой,
групповой и личной власти, которые переплетаются
между собой, но не сводятся друг к другу.
Наиболее важным видом власти является
политическая власть. Политическая власть – это реальная
способность данного класса, группы, индивида
проводить свою волю в политике и правовых
нормах. Политическая власть характеризуется
или социальным господством, или ведущей
ролью, или руководством тех или иных групп,
а чаще всего различными сочетаниями этих
качеств.
Надо еще заметить, что понятие политическая
власть шире понятия государственная
власть. Политическая власть реализуется
не только органами государства, но и через
деятельность партий, общественных организаций
различного типа. Государственная власть
– своеобразное ядро политической власти.
Она опирается на специальный аппарат
принуждения и распространяется на все
население той или иной страны. Государство
располагает монопольным правом разрабатывать
законы и другие распоряжения, обязательные
для всех граждан. Государственная власть
означает определенную организацию и
деятельность в осуществлении целей и
задач этой организации.
В политологии используется понятие источник
власти. Источники, или основания, власти
разнообразны, поскольку многообразна
структура общественных отношений. Под
основаниями (источниками) власти понимаются
средства, которые используются для воздействия
на объекты власти с целью достижения
поставленных задач. Ресурсы власти – это
потенциальные основания власти, то есть
средства, которые могут быть использованы,
но еще не используются или используются
недостаточно. Вся совокупность используемых
и возможных оснований власти составляет
ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила.
Однако сама сила также имеет определенные
источники. Источниками силы могут быть
богатство, занимаемое положение, владение
информацией, знания, опыт, особые навыки,
организация. Поэтому обобщенно можно
сказать, что источник власти – это совокупность
социальных факторов, создающих преобладающую,
доминирующую, господствующую волю. Иными
словами, это экономические, социальные,
психологические основы политической
власти.
Государственная власть может добиваться
своих целей различными средствами, в
том числе идеологическим воздействием,
убеждением, экономическим стимулированием
и иными косвенными способами. Но только
она обладает монополией напринуждение с
помощью специального аппарата в отношении
всех членов общества.
К основным формам проявления власти относятся
господство, руководство, управление,
организация, контроль.
Политическая власть тесно связана с политическим
лидерством и авторитетом, которые в определенных
значениях выступают как формы осуществления
власти.
Возникновение и развитие политической
власти обусловлено жизненными потребностями
формирования и эволюции общества. Поэтому
власть, естественно, выполняет исключительно
важные специальные функции. Она является
центральным, организационным и регулятивно
контрольным началом политики. Власть
присуща организации общества и необходима
для поддержания его целостности и единства.
Политическая власть направлена на регулирование
общественных отношений. Она является
инструментом, основным средством управления
всеми сферами общественной жизни.
Понятие «власть» в обыденной жизни
и в научной среде употребляется в различных
значениях.
Суммируя эти и другие точки зрения,
можно выделить следующие основные признаки
власти.
1. Власть – это отношения, включающие
не менее двух партнёров, причём этими
партнёрами могут быть как отдельные лица,
так и группы лиц. При этом указывается
адрес власти (властвующие и подвластные).
2. Распоряжение осуществляющего власть
должно сопровождаться, в скрытой или
явной форме, возможностью применения
определённых ситуаций в случае неповиновения
предписываемому поведению.
3. Подчинение того, над кем осуществляется
власть, тому, от кого она исходит.
4. Наличие общественных правил (норм),
устанавливающих порядок, при котором
отдающий приказы имеет на это право, а
тот, кого эти приказы затрагивают, обязан
их выполнить. Следует отметить, что одного
намерения реализовать власть явно не
достаточно. Должно быть убеждение, что
приказание будет выполнено, что оно встретит
повиновение. Только при этом условии
состоятся властные отношения.
Власть – это способность навязывать
и приводить в исполнение решения. Это
такая форма общественных отношений, которая
позволяет одному социальному элементу
влиять на поведение другого.
Объектом политологии является не всякая
власть, а только власть публичная, политическая,
под которой понимается способность класса,
группы или индивида проводить свою волю.
Основной вопрос политических отношений
– это вопрос публичной власти, рассматриваемый
прежде всего в плане проведения в жизнь
социальных интересов. Отношение является
политическим, если оно связано с реализацией
социальных интересов и функционированием
публичной, т.е. политической власти.
В связи с этим понятие политической
власти шире понятия государственной.
Известно, что политическая деятельность
осуществляется не только в рамках государства,
но и в таких ассоциациях как партия, профсоюзы,
группы давления, международные организации
и т.д.
Важную роль в отправлении властных
отношений играет авторитет. Авторитет
является выражением отношения к существующей
власти со стороны общества в целом и его
составляющих: классов, социальных групп,
граждан.
Авторитет власти определяется как
соответствие характера, функций власти
интересам всего общества или определённых
социальных групп, классов. Власть обладает
авторитетом в том случае, когда её институты
функционируют в соответствии с законами,
а её распоряжения исполнимы и исполняются.
Таким образом, взятые в единстве «власть»
и «авторитет» означают дееспособность
власти.
Понятие «политическая
власть» тесно связано с понятием
«легитимность». Власть бывает легитимной
или нелегитимной. Термин «легитимность»
происходит от латинского «легетимус»,
означающий «согласный с законами, законный,
правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно
к политике легитимность означает ее признание,
объяснение, оправдание.
Надо иметь в виду, что легитимность политического
явления не означает его юридически оформленной
законности. Легитимация не обладает юридическими
функциями и не является правовым процессом.
Легитимная власть основана на признании
права носителей власти предписывать
нормы поведения другим индивидам. Легитимная
власть – это такая власть, которой доверяют,
которую признают правомерной граждане
данного государства, по крайней мере,
их большинство.
Таким образом, легитимность основывается
на убеждении в правомерности данной политической
власти. Но само такое убеждение граждан
может быть обусловлено разными факторами.
Поэтому в политологии существует типологизация легитимности
власти. Современная типологизация легитимности
ведет начало от Макса Вебера. Он предложил
выделять три ее вида.
Первый вид легитимности – традиционный,
то есть основанный на неписанных законах
традиций, обычаев. Второй вид –харизматический,
эмоционально-волевой, основанный на вере
в особые, выдающиеся, сверхъестественные
качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный,
основанный на принятых в государстве
законах и порядках, разумных суждениях.
Эти типы легитимности, названные Максом
Вебером, носят идеальный характер, то
есть являются в известной мере абстракциями,
не существующими в политической действительности
в «чистом виде». В конкретных политических
системах данные три типа переплетаются
при доминировании одного из них, что и
позволяет характеризовать легитимность
или как традиционную, или как харизматическую,
или как рациональную. Иными словами, эта
классификация служит инструментом анализа
легитимности власти в каждой конкретной
политической систем.
Важнейшей
чертой демократической власти является разделение
властей.
Теория разделения властей,
то есть теория о соотношении властей
в государстве, впервые выдвинута Д. Локком,
затем развита Ш.Монтескье, в последующее
время разрабатывалась многими юристами,
философами, политологами.
В соответствии с современным уровнем
этой теории для правильного функционирования
государства в нем должны существовать
независимые друг от друга власти: законодательная
(парламент), исполнительная (правительство)
и судебная. Данная теория является обоснованием
политико-правового принципа разделения
властей. По принципу разделения властей
построены конституции многих государств,
в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей
Конституции Российской Федерации гласит:
«Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны». Это
призвано предотвратить монополизацию
публично-властных полномочий каким-либо
одним из этих институтов и тем самым резко
уменьшить вероятность злоупотреблений
ею со стороны аппарата государственной
власти.
Принцип разделения властей, точнее реализация
этого принципа – одно из важнейших условий
предотвращения узурпации власти и культа
личной власти.
Разделение властей предполагает
разграничение их функций, компетенции,
создание системы противовесов. Однако
разделение не означает разобщенности
в деятельности органов власти.
Современная демократия как форма организации
политической власти и всей общественной
жизни является на сегодняшний день высшим
и наиболее совершенным достижением человечества
в этом плане с точки зрения самоценности
личности. В противоречивом взаимодействии
и единстве функционируют государство
и гражданское общество, власть и свобода,
права человека и его обязанности, ответственность
перед обществом. Достижению относительной
гармонии в сочетании этих противоречивых
сторон жизни общества во многом способствует
эффективная реализация принципа разделения
властей.
Порядок
формирования, отношения, компетенция
и функции трех ветвей власти в каждой
демократической стране определяются
конституцией. Как конституционное закрепление,
так и практическая реализация принципа
разделения властей и разграничения их
компетенции в разных странах имеют свои
особенности. Но опыт всех демократических
стран показывает, что данный принцип
предполагает при целостности государственной
власти необходимость разделения трех
ветвей и четкого разграничения их компетенции
и функций.
2. Структура власти
Вероятно, в политической теории нет
более сложного и запутанного вопроса,
чем выяснение структуры властных отношений.
Как уже отмечалось, под понятием «власть»
скрываются десятки различных смысловых
оттенков, отражающих самые разные аспекты
и компоненты этого сложнейшего социального
механизма.
Власть в сознании людей часто отождествляется
с насилием. Источниками власти могут
быть богатство, занимаемое положение
и владение информацией, а также знание,
опыт, особые навыки, нередко и организация.
Выделяются следующие базовые компоненты
структуры общения в рамках государственно-публичной
власти: 1) агенты; 2) ценности; 3) способы
(инструментально-институционные) и 4)
ресурсы. Взаимодействие между ними и
определяет, всю палитру отношений, выражаемых
в русском языке понятиями «господство»
и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль»
и «распределение», «руководство» и «лидерство»,
«управление» и «давление», «властвование»
и «влияние», «авторитет» и «насилие»,
и т.д.
Таким образом, отношения «господства
и подчинения» агентов власти составляют
центральное звено механизма социального
общения между людьми, при котором его
участники признают сложившийся порядок
властных отношений легитимным, т.е. социально
значимым и необходимым способом и стереотипом
взаимодействия людей в обществе.
Коснемся институциональной основы
структуры власти, в основании которой
лежит принцип разделения властей. Оно
опиралось на мощную традицию обеспечения
стабильности и равновесия, синтеза единовластия
и коллективизма при принятии решений.
Однако в древние и средние века идея равновесия
сводилась к вопросам: кто правит, как
властвующий учитывает интересы всех,
кто может влиять на власть.
Власть разделяется на: законодательную,
исполнительную и судебную.
Каждый орган имеет свою сферу деятельности,
и тем самым его власть ограничена. У каждого
органа есть свои возможности противостоять
другому органу, частично помешать ему
реализовывать свою волю, но нет права
заменить решение этого органа своим решением
(таковы право вето, президентское право
роспуска, под законность актов органов
управления).
Законодательная власть. Формируется
путем свободных выборов. Вносит поправки
в конституцию, определяет основы внутренней
и внешней политики государства, утверждает
государственный бюджет, принимает законы,
контролирует их исполнение.
Исполнительная власть. Особенность
исполнительной власти в том, что она не
только исполняет законы, но и сама издает
нормативные акты или выступает с законодательной
инициативой. Ее деятельность должна быть
основана на законе и в рамках закона.
Ее сдерживание достигается посредством
регулярной подотчетности и ответственности
перед народным представительством, которое
имеет право контроля за деятельностью
исполнительной власти.
Судебная власть. Она включает учреждения,
которые представляют самостоятельную
структуру государственной организации.
Суд призван быть защитником права, пресекая
правонарушения.
Суды не являются политической властью.
Их задача – наказание преступников, разрешение
конфликтов между частными лицами. Впоследствии
европейской практикой выработан новый
политический институт—конституционный
суд, который вправе признать конституционный
указ президента, закон, принятый парламентом,
не соответствующими Конституции.
Но все же, нельзя абсолютизировать
разделение властей. Если понимать этот
термин буквально, то получается, что надо
выбирать между принципом целостности
государства, единства власти в обществе
и разделением власти по какому-то принципу.
Разделению властей противоречит логика
политической борьбы. Иными словами, принцип
разделения властей не следует упрощать
и тем более толковать буквально. Там,
где этот принцип принят, речь идет о существовании
механизмов, гарантирующих рассредоточенность
властных полномочий в разных институтах.
Разделение властей облегчает взаимоконтроль
деятельности государственных органов.
Теорию разделения властей определяют
и как систему контроля и равновесия. Получается,
что каждая власть обладает своей сферой
полномочий, закрытой для других, но влияет
и на смежную сферу, так как есть вопросы
совместного ведения.
Следующим аспектом структуры власти,
на котором я хочу остановиться подробнее,
являются её ресурсы. К основным ресурсам
общества, регулирование и распределение
которых и выступает реальным объектом
властного общения, можно отнести те материальные
предметы и духовные блага, которые способны,
во-первых, удовлетворять потребностям
и интересам людей, представляя определенную
ценность в социальных отношениях и, во-вторых,
повышать потенциал влияния и силу воздействия
агентов власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения
одних людей другим является неравномерное
распределение ресурсов власти. Ресурсы
власти очень многообразны. Существует
несколько классификаций ресурсов. Согласно
одной из них, ресурсы делятся на утилитарные,
принудительные и нормативные. К утилитарным
относятся материальные и другие социальные
блага; к принудительным – меры уголовного
и административного воздействия; к нормативным
относятся средства воздействия на внутренний
мир, ценностные ориентации и нормы поведения
человека. Они призваны обеспечить одобрение
действий субъекта власти, принятие его
требований.
Второй классификацией является деление
ресурсов в соответствии с важнейшими
сферами деятельности на экономические,
социальные, политико-силовые и культурно
информационные.
Экономические ресурсы – это материальные
ценности, необходимые для общественного
производства и потребления (деньги, продукты
питания, полезные ископаемые и др.).
Социальные ресурсы – способность повышения
(или понижения) социального статуса или
ранга, места в социальной иерархии (должность,
престиж, образование и др.).
Культурно-информационные ресурсы –
знания и информация, а также средства
их получения: институты науки и образования,
средства массовой информации и др. Силовые
ресурсы – это оружие и аппарат физического
принуждения, специально подготовленные
для этого люди.
Специфическим ресурсом власти является
сам человек (демографические ресурсы).
Люди – это универсальный, многофункциональный
ресурс, который создает другие ресурсы.
Использование ресурсов власти приводит
в движение все ее компоненты, делает реальностью
ее процесс, который происходит по следующим
этапам (формам); господство, руководство,
организация и контроль.
Ещё один аспект структуры властного
общения затрагивает отношения «управление
(руководство) – давление (участие)», связанные
с самим институциональным механизмом
«властвования», способами государственного
управления, а также с механизмом «обратной
связи»,
Одно дело стяжать власть, другое –
ею распоряжаться. Последнее предполагает
искусство встраиваться во всегда высокий
темп жизненных изменений и формировать
инструменты их контроля, осуществляя
прямую и косвенную регуляцию взаимодействий
людей и поддерживая оптимальный ритм
общественного существования. Поэтому
необходимо выработать какие-то существенные
принципы власти.
Перечислим эти принципы: сохранения,
действенности, скрытности, реальности,
коллегиальности, толерантности, соучастия,
сопричастия, сомыслия, содействия, конъюнктурности,
самокритичности, принуждения, культурности,
меры, позитивности, подстановки, твердости.
Несоблюдение этих принципов может
привести к плачевным последствиям.
Список литературы:
1. Барнс. Б. Природа власти. Политология
вчера и сегодня. М., 1990
2. Белов. Г. А. Политология. М., Наука 1994
3. Гаджиев К.С. Политология6 основной курс.
Учебник для вузов. М, 2005
4. Дегтярёв А. А. Политическая Власть
Как Регулятивный Механизм
Социального Общения. Полис: Политические
Исследования 96г. №3
5. Мельников. Ю. Легитимность власти.
Власть 1996 №4 (С 37)
6. Г.И. Козырев Основы социологии и политологии.
|