Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 00:58, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.
В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и функции политической элиты ……………………………….. 5
Сущность политической элиты ………………………………………………. 5
Функции политической элиты ………………………………………………..11
2. Классическая теория элит …………………………………………………..11
Теория элит В. Парето ………………………………………………………...11
Заключение …………………………………………………………………………16
Список литературы ……………………………………………………………….. 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет юриспруденция
Контрольная работа по политологии
Тема 29
«Сущность и функции политической элиты»
Выполнил студент 1-го курса
факультета юриспруденция
Симакова Ирина Юрьевна
Проверил преподаватель
Родыгина С.Н.
Сыктывкар
2013
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и функции политической элиты ……………………………….. 5
2. Классическая теория элит …………………………………………………..11
Заключение …………………………………………………………………………16
Список литературы ……………………………………………………………….. 17
Введение
Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Но серьезного социологического обоснования эти идеи еще не получили.
Идеи о неизбежности деления общества на управляющих и управляемых высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце Х1Х – начале ХХ века Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом. В их произведениях были охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, она отличается особыми качествами.
Как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в конце XIX — начале ХХ века в работах итальянских мыслителей Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфреда Парето (1848-1923) и немецкого социолога Роберта Михельса (1878-1936).
Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.
В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.
В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.
В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная политическая элита.
Из самой сущности политической власти следует разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властвующей группы используются понятия правящие круги, высшее политическое руководство, правящая элита.
В политической науке применительно к верхам социальной иерархии употребляется слово элита. В переводе с французского оно означает «лучшее», «отборное», «избранное».
Если суммировать разные точки зрения по вопросу о содержании понятия «элита», можно констатировать, что этим понятием обозначаются группы людей, имеющие высокое положение в обществе, обладающие властью, богатством, активные в политических и иных сферах деятельности.
В процессе формирования правящей элиты проявляются две тенденции.
С одной стороны, прослеживается стремление отгородиться от окружающих ее социальных групп, самоизолироваться, чтобы сохранить себя как элитарную группу.
Другая тенденция состоит в систематическом пополнении правящей элиты представителями других социальных слоев, которые воспринимали элитарные идеологические установки, образ мысли, проявляя конформизм, адаптируясь к новым условиям.
Главными факторами пополнения правящих элит все же были происхождение (родовитость) и собственность.
Опыт завершающегося тысячелетия свидетельствует о том, что закрытые элиты, которые формируются из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводятся на собственной ограниченной базе, неминуемо деградируют, рано или поздно уступая место более открытым элитам. Смена элит приводит к изменению всей социально-политической структуры общества.
Чем более закрыты элиты и чем уже их социальная база, тем меньше шансов они имеют для продления своего пребывания у власти. Эта закономерность четче проявляется в более развитых системах социальных коммуникаций.
Термин «элита» с трудом получил права гражданства в отечественной научной литературе. Его использование допускалось применительно к «антагонистическому» обществу в странах Запада. В условиях же социализма руководители всех рангов объявлялись «слугами народа», находящимися в равном с остальными трудящимися отношении к обобществленным средствам производства. Политическое лицо этой элиты, методы ее правления обстоятельно описаны в книгах М. Вселенского «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза» (М., 1991) и А. Авторханова «Технология власти» (М., 1991).
Идеи элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появились взгляды, разделявшие общество на высших и низших, аристократию и чернь. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Однако выдвинутые ими элитарные идеи не получили серьезного социологического обоснования.
Рассмотренные классические теории элит объединяются следующими положениями [4, С. 98]:
- любому обществу присуща
- элита характеризуется особыми
политическими и
- массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность;
- элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть добровольно никто не уступает.
Кроме классических представлений об элите существуют и другие подходы к этому феномену - теории демократического элитизма, ценностные теории, концепции плюрализма элит, леволиберальные концепции элит.
Для теорий демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) характерны следующие положения [4, С. 103]:
- элиты необходимы, прежде всего,
как гарант высокого
- элиты являются поборницами
либерально-демократических
- элиты не только обладают необходимыми для управления качествами, но и способны нейтрализовать присущий массам иррационализм.
Утверждения о сравнительном демократизме элиты и авторитаризме масс в шестидесятые-семидесятые годы были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями. Оказалось, что представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (права личности, свобода слова, конкуренции и т. п.), в политической толерантности, в осуждении диктатуры, но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан.
Для ценностных теорий (X. Ортега-и-Гасет) характерны следующие положения [4, С. 107]:
- элита - наиболее ценный элемент
социальной системы, ориентированный
на удовлетворение ее
- элита относительно сплочена
на основе выполнения ею
- элита не господствует над массами, а управляет ими на основе добровольного согласия и собственного авторитета;
- элитарность вытекает из
Ценностные представления о роли элиты в обществе характерны для неоконсерваторов, утверждающих, что элита должна служить нравственным примером для граждан и подтверждать уважение к себе на свободных выборах.
Концепции плюрализма элит являются наиболее распространенными в современной элитарной мысли.
В их основе лежат следующие постулаты [6, С. 19]:
- элита неоднородна, и ни одна
из входящих в нее групп
не способна одновременно
- в современном демократическом
обществе власть
- конкуренция между элитами
предотвращает складывание
- границы между элитами и массами условны, размыты, поскольку доступ в руководящий слой открывают не только богатства или высокий социальный статус, но и способности, знания, активность.
Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического обоснования современных демократических систем. Однако эти концепции во многом неадекватно отражают действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о преобладающем влиянии на политику со стороны капитала, военно-промышленного комплекса и некоторых других групп.
В противоположность плюралистическому
элитизму приверженцы леволиберальных
концепций элит исходят из того, что общество
управляется исключительно одной властвующей
элитой. Эту идею применительно к США в
пятидесятые годы пытался обосновать
Р. Миллс.
Основные положения леволиберального
элитизма таковы [6, С. 36]:
- главный элитообразующий
- сплоченность элиты
- рекрутирование элиты
- основная функция властвующей элиты - обеспечение собственного господства.
В западной политической науке леволиберальные концепции оценивались негативно, особенно из-за содержавшихся в них тезисов о закрытии властвующей элиты, непосредственном вхождении в нее представителей крупного бизнеса. В марксистской литературе критический пафос этих концепций в отношении общественного устройства стран Запада был воспринят с одобрением.
Рассмотренные теории отражают различные грани феномена элиты, ориентируются на определенные исторические эпохи и страны. Выявленные исследователями черты элит позволяют дать определение политической элиты. Это относительно интегрированная группа (или совокупность групп), занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений. В демократических обществах она в той или иной мере подконтрольна гражданам и открыта для вхождения в ее состав лиц, обладающих необходимой квалификацией, политически активных.