Сущность и функции политической элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 00:58, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.
В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Сущность и функции политической элиты ……………………………….. 5
Сущность политической элиты ………………………………………………. 5
Функции политической элиты ………………………………………………..11
2. Классическая теория элит …………………………………………………..11
Теория элит В. Парето ………………………………………………………...11

Заключение …………………………………………………………………………16

Список литературы ……………………………………………………………….. 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа политология.docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

Факультет юриспруденция

 

 

 

 

 

Контрольная работа по политологии

 

Тема 29

«Сущность и функции политической элиты»

 

 

 

 

 

  Выполнил студент 1-го курса

 

факультета юриспруденция

Симакова Ирина Юрьевна

 

Проверил преподаватель

Родыгина С.Н.

 

 

Сыктывкар 2013  
Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

 

1. Сущность и функции политической элиты ……………………………….. 5

  1. Сущность политической элиты ………………………………………………. 5
  2. Функции политической элиты ………………………………………………..11

2. Классическая теория элит …………………………………………………..11

  1. Теория элит В. Парето ………………………………………………………...11

 

Заключение …………………………………………………………………………16

 

Список литературы ……………………………………………………………….. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Но серьезного социологического обоснования эти идеи еще не получили.

Идеи о неизбежности деления общества на управляющих и управляемых высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце Х1Х – начале ХХ века Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом. В их произведениях были охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, она отличается особыми качествами.

Как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в конце XIX — начале ХХ века в работах итальянских мыслителей Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфреда Парето (1848-1923) и немецкого социолога Роберта Михельса (1878-1936).

Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.

В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.

В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная политическая элита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции политической элиты

 

    1. Сущность политической элиты

 

Из самой сущности политической власти следует разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властвующей группы используются понятия правящие круги, высшее политическое руководство, правящая элита.

В политической науке применительно к верхам социальной иерархии употребляется слово элита. В переводе с французского оно означает «лучшее», «отборное», «избранное».

Если суммировать разные точки зрения по вопросу о содержании понятия «элита», можно констатировать, что этим понятием обозначаются группы людей, имеющие высокое положение в обществе, обладающие властью, богатством, активные в политических и иных сферах деятельности.

В процессе формирования правящей элиты проявляются две тенденции.

С одной стороны, прослеживается стремление отгородиться от окружающих ее социальных групп, самоизолироваться, чтобы сохранить себя как элитарную группу.

Другая тенденция состоит в систематическом пополнении правящей элиты представителями других социальных слоев, которые воспринимали элитарные идеологические установки, образ мысли, проявляя конформизм, адаптируясь к новым условиям.

Главными факторами пополнения правящих элит все же были происхождение (родовитость) и собственность.

Опыт завершающегося тысячелетия свидетельствует о том, что закрытые элиты, которые формируются из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводятся на собственной ограниченной базе, неминуемо деградируют, рано или поздно уступая место более открытым элитам. Смена элит приводит к изменению всей социально-политической структуры общества.

Чем более закрыты элиты и чем уже их социальная база, тем меньше шансов они имеют для продления своего пребывания у власти. Эта закономерность четче проявляется в более развитых системах социальных коммуникаций.

Термин «элита» с трудом получил права гражданства в отечественной научной литературе. Его использование допускалось применительно к «антагонистическому» обществу в странах Запада. В условиях же социализма руководители всех рангов объявлялись «слугами народа», находящимися в равном с остальными трудящимися отношении к обобществленным средствам производства. Политическое лицо этой элиты, методы ее правления обстоятельно описаны в книгах М. Вселенского «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза» (М., 1991) и А. Авторханова «Технология власти» (М., 1991).

Идеи элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появились взгляды, разделявшие общество на высших и низших, аристократию и чернь. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Однако выдвинутые ими элитарные идеи не получили серьезного социологического обоснования.

Рассмотренные классические теории элит объединяются следующими положениями [4, С. 98]:

- любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные  различия людей - умственные, физические, психологические, моральные;

- элита характеризуется особыми  политическими и организаторскими  качествами, внутренне сплочена;

- массы признают право элиты  на власть, то есть ее легитимность;

- элиты сменяют друг друга  в борьбе за власть, поскольку  власть добровольно никто не  уступает.

Кроме классических представлений об элите существуют и другие подходы к этому феномену - теории демократического элитизма, ценностные теории, концепции плюрализма элит, леволиберальные концепции элит.

Для теорий демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) характерны следующие положения [4, С. 103]:

- элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного  состава руководителей, избираемых  населением;

- элиты являются поборницами  либерально-демократических ценностей, в отличие от масс, настроенных  на радикальную борьбу за социально-экономические  права: на труд, забастовку, организацию  в профсоюз и т.п.;

- элиты не только обладают  необходимыми для управления  качествами, но и способны нейтрализовать  присущий массам иррационализм.

Утверждения о сравнительном демократизме элиты и авторитаризме масс в шестидесятые-семидесятые годы были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями. Оказалось, что представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (права личности, свобода слова, конкуренции и т. п.), в политической толерантности, в осуждении диктатуры, но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан.

Для ценностных теорий (X. Ортега-и-Гасет) характерны следующие положения [4, С. 107]:

- элита - наиболее ценный элемент  социальной системы, ориентированный  на удовлетворение ее важнейших  потребностей;

- элита относительно сплочена  на основе выполнения ею руководящих  функций;

- элита не господствует над  массами, а управляет ими на  основе добровольного согласия  и собственного авторитета;

- элитарность вытекает из равенства  возможностей и не противоречит  демократии.

Ценностные представления о роли элиты в обществе характерны для неоконсерваторов, утверждающих, что элита должна служить нравственным примером для граждан и подтверждать уважение к себе на свободных выборах.

Концепции плюрализма элит являются наиболее распространенными в современной элитарной мысли.

В их основе лежат следующие постулаты [6, С. 19]:

- элита неоднородна, и ни одна  из входящих в нее групп  не способна одновременно доминировать  во всех областях жизни;

- в современном демократическом  обществе власть рассредоточена  между различными группами элит, которые в своих интересах  влияют на принятие решений;

- конкуренция между элитами  предотвращает складывание единой  господствующей группы и делает  возможным контроль за ними  со стороны граждан;

- границы между элитами и  массами условны, размыты, поскольку  доступ в руководящий слой  открывают не только богатства  или высокий социальный статус, но и способности, знания, активность.

Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического обоснования современных демократических систем. Однако эти концепции во многом неадекватно отражают действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о преобладающем влиянии на политику со стороны капитала, военно-промышленного комплекса и некоторых других групп.

В противоположность плюралистическому элитизму приверженцы леволиберальных концепций элит исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Эту идею применительно к США в пятидесятые годы пытался обосновать Р. Миллс. 
Основные положения леволиберального элитизма таковы [6, С. 36]:

- главный элитообразующий признак - не выдающиеся индивидуальные  качества, а обладание ключевыми  позициями в обществе, обеспечивающими  богатство и известность;

- сплоченность элиты обеспечивается  не только общей заинтересованностью  входящих в нее групп в сохранении  привилегированного положения, но  и близостью социального статуса, духовных ценностей, стиля жизни, личными и родственными связями;

- рекрутирование элиты осуществляется  исключительно из собственной  среды, а возможности демократических  институтов (выборов, референдумов) не  дают реальных шансов войти  в нее выходцам из народа;

- основная функция властвующей  элиты - обеспечение собственного  господства.

В западной политической науке леволиберальные концепции оценивались негативно, особенно из-за содержавшихся в них тезисов о закрытии властвующей элиты, непосредственном вхождении в нее представителей крупного бизнеса. В марксистской литературе критический пафос этих концепций в отношении общественного устройства стран Запада был воспринят с одобрением.

Рассмотренные теории отражают различные грани феномена элиты, ориентируются на определенные исторические эпохи и страны. Выявленные исследователями черты элит позволяют дать определение политической элиты. Это относительно интегрированная группа (или совокупность групп), занимающих руководящие позиции в общественных институтах и влияющих на принятие властных решений. В демократических обществах она в той или иной мере подконтрольна гражданам и открыта для вхождения в ее состав лиц, обладающих необходимой квалификацией, политически активных.

Информация о работе Сущность и функции политической элиты