Сущность политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:05, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
Начну с определения политического режима. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность политического режима……………………………………………..4
2. Классификация политических режимов……………………………………...6
3. Типы политических режимов………………………………………………….8
3.1 Тоталитаризм……………………………………………………………….....8
3.2 Авторитарные режимы……………………………………………………...10
3.3 Демократические режимы…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

политол....doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Демократические  режимы

 

Понятие демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»». 7 Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.

Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. «Характерные черты демократических режимов:

1) признание народа  в качестве источника власти: выборность основных органов  власти и должностных лиц, их  подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;

2) провозглашение основных  демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед  законом; легальное существование плюрализма во всех сферах общества (эконономической, социальной, политической, информационной и др.), наличие развитой дву- или многопартийности;

3) построение государственного  устройства по принципу «разделения  властей»;

4) создание необходимых  условий для развития «среднего класса», выступающего социальной основой демократического режима, недопущение резких «разрывов» в уровнях доходов различных социальных и этнических групп, создания механизмов их реального доступа к материальным, духовным и иным благам и ценностям общества».

В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней в обществе преобладают  мощные организованные группы, а правительство  играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.

Современные демократические  режимы далеки от идеала. Они не исключают  возможности использования в  той или иной «экстремальной»  ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве  сохраняется аппарат принуждения  и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что судьба «народных избранников» в конечном счете зависит от воли избирателей, и, для того чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.

В современных демократических  государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.

Мерилом действенности  демократического режима является обеспечение  прав и свобод человека и гражданина, возможности участия людей в  политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первой главе своей  работы я раскрыл сущность понятия  политического режима, разобрался в  отличиях от политической системы, государственного режима.

Во второй главе показал  пример классификации политических режимов. Сделал вывод, что используя  указанные типологии, мы неизбежно  прибегаем к теоретической идеализации  потому, что всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных.

В третьей главе мной были рассмотрены основные политические режимы: тоталитарные, авторитарные, демократические.

Таким образом, можно  сказать, что в мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную эпоху действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Арон А. Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1993. — С. 93-101

2. Ирхин Ю.В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 295.

3. С.Г. Киселев. Политология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С. 140.

4. Ирхин Ю. В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 290.

5. Исаев Б.А., Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России, Издательство «Питер», 2008.— С.46.

6. С.Г. Киселев. Политология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С. 145

7. Ирхин Ю.В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С. 299.

8. Ирхин Ю.В. «Политология». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.— С.




Информация о работе Сущность политического режима