Политическая система,
ее структура и сущностьПолитическая
система общества – это совокупность
политических субъектов, их взаимодействий
на базе политических норм, сознания и
политической деятельности. Сущность
политической системы заключается в регламентации
поведения людей посредством политической
власти и политических интересов. Следовательно,
политическая система общества – это
совокупность организаций и граждан, взаимодействующих
в процессе реализации своих социальных
интересов через функционирование институтов
власти.
1. Структура и
функции политических систем
Политическая
система представляет собой довольно
сложное и многомерное образование,
основным назначением которого
служит обеспечение целостности,
единообразия действий людей
и их общностей в политике.
В ней выделяют следующие подсистемы:
1. Институциональная
подсистема — это «каркас», «несущие
конструкции» политической системы.
Она включает государство, политические
партии и общественные движения,
многочисленные общественные организации,
избирательную систему, средства
массовой информации, церковь и
пр. В рамках этой подсистемы
создается нормативно-правовая база
для функционирования всей политической
системы, определяются формы ее
воздействия на другие общественные
системы, международная политика.
Неудивительно, что именно этой
подсистеме принадлежит ключевая
роль в политической системе.
2. Регулятивная подсистема
— это правовые и моральные
нормы, традиции и обычаи, господствующие
в обществе политические взгляды,
воздействующие на политическую
систему.
3. Функциональная
подсистема — это форма и
направление политической деятельности,
методы осуществления власти. Обобщенное
выражение данная подсистема
находит в понятии «политического
режима».
4. Коммуникативная
подсистема охватывает все формы
взаимодействия между различными
элементами политической системы,
между политическими системами
разных стран.
5. Политико-идеологическая
подсистема включает в себя
совокупность политических идей,
теорий и концепций, на основе
которых возникают и развиваются
различные общественно-политические
институты. Она играет существенную
роль в определении политических
целей и путей их достижения.
Каждая из подсистем
имеет собственную структуру
и обладает относительной самостоятельностью.
В конкретных условиях разных
стран эти подсистемы функционируют
в специфических формах.
Компонентом любой
развитой политической системы
является номенклатура — круг
должностных лиц, назначение и
утверждение которых относится
к компетенции вышестоящих органов.
Существование номенклатуры позволяет
эффективно решать вопросы кадровой
политики. Однако отсутствие контроля
за ее деятельностью может вести к негативным
последствиям, служить источником коррупции,
вести к злоупотреблению власти.
Взаимодействуя
с внешней средой, политическая
система выполняет следующие
функции:
1. Управление обществом.
Оно заключается в определении
целей развития, в выработке и
реализации политического курса,
в контроле за деятельностью всех элементов
системы, в ее идеологическом и информационном
обеспечении.
2. Интеграция различных
элементов политической системы
в единое целое. Этим обеспечивается
консолидация общества, урегулирование
конфликтов.
3. Регулирование
политического поведения и политических
отношений, нормотворчество, выработка
эталонов общественно приемлемого
поведения.
4. Политическая коммуникация,
обеспечивающая связь между элементами
политической системы, а также
между системой и средой. Информация
дает возможность властным структурам
принимать оптимальные решения,
обеспечивать поддержку системы
управления со стороны населения,
формировать общественное мнение.
Эффективность политической
системы во многом зависит от следующих
факторов:
— от полноты
и качества информации о среде,
влияющей на выработку решений;
— от скорости
реагирования системы на воздействие
среды;
— от способности
системы поддерживать социальное
равновесие и гражданский мир;
— от максимальной
приближенности результатов к
поставленной цели.
К этому следует
добавить: политическая система
может быть эффективной при
сохранении своей целостности
и определенной автономии от
общества и в то же время
при сохранении гармоничных отношений
со средой.
2. Типология политических
систем
Политические
системы как сложные и многообразные
явления могут классифицироваться
по различным основаниям. Отечественные
и зарубежные политологи в
качестве критериев типологизацию
современных политических систем чаще
всего принимают следующие: характер общественного
строя, политический режим, форму господства,
господствующую в обществе идеологию,
географическую, национальную, религиозную
принадлежность и т. д.
Широкое распространение
в недавнем прошлом нашей страны
получил, как известно, марксистский
подход. Он опирается на такие
фундаментальные категории, как
тип формации и характер социально-экономической
структуры. Соответственно выделяются
рабовладельческая, феодальная, буржуазная
и социалистическая политические
системы. Такая типология позволяет
различать политические системы
по коренным, классовым признакам.
Отличительной особенностью данной
типологии является довольно
жесткая противопоставленность каждого
из выделенных типов друг другу.
Американский
политолог Г. Алмонд выделил англо-американскую,
континентально-европейскую, тоталитарную
и доиндустриальную системы. Дж. Коулмен
писал о конкурентной, полуконкурентной
и авторитарной системах, а Д. Эптер - диктаторской,
олигархической, косвенно-представительной
в прямой представительной системах.
Широкое распространение
получила типология политических
систем, в основе которых лежит
характер политического режима.
В ее рамках обычно выделяют
три типа политических систем:
тоталитарные, авторитарные и демократические.
Иногда к ним добавляют либеральный
тип политической системы. В
самом общем виде для тоталитарной
политической системы характерно
полное подчинение общества и
личности власти, всеобъемлющий
(тотальный) контроль над всеми
сферами жизни общества, запрет
демократических организаций, ограничение
конституционных прав и свобод
граждан, репрессии против прогрессивных
сил, милитаризация общественной
жизни. Авторитаризм отличается
неограниченной властью одного
лица или группы лиц над
гражданами при сохранении автономии
личности и общества во внеполитических
сферах. Для демократической системы характерно
функционирование политических институтов,
норм, структур и учреждений, которые обеспечивают
гражда¬нам более или менее организованное
участие во власти и контроль над ней.
Политологи нередко
основывают типологизацию политических
систем на форме государства. В таком подходе
политические системы делятся на монархические
(абсолютные или конституционные) и республиканские
(парламентские или президентские). С точки
зрения территориального устройства политической
власти политические системы делятся
на унитарные, федеративные и конфедеративные.
В зависимости от
степени политических изменений
различают политические системы
традиционные и модернизированные.
Для первых характерны устаревшие принципы
организации общества, неразвитость
гражданского общества, форм политического
поведения, консерватизм в осуществлении
необходимых обществу структурных
изменений. Традиционные политические
системы отличаются слабой дифференцированностью
политических ролей, харизматическим
способом обоснования власти.
Современные модернизированные
системы отличаются провозглашением
в качестве общей для всех
ее членов цели модернизации
важнейших экономических и социальных
организаций и учреждений. Целью
политической модернизации изъявляется
преодоление противоречий, порождаемых
наличием в обществе глубоких
социальных контрастов. Близки к
этой классификации системы трансформирующиеся,
проводящие общественные преобразования.
Такие системы отличаются большим
динамизмом, ориентацией на проведение
реформ. Исходя из этого, современную
Россию можно отнести к политической
системе трансформирующегося типа.
3. Становление политической
системы в России
Становление политической
системы в России совпадает
по времени с рыночными преобразованиями
экономики. Новая система стала
формироваться в условиях, по
существу, мгновенного разрушения
советской политической системы.
Время, прошедшее после распада
СССР, оказалось явно недостаточным
для утверждения новой демократической
политической системы, что является
целью политического строительства
в России.
Пока еще нет
достаточных оснований утверждать,
что политическая система в
России является в полной мере
демократической. Она характеризуется
целым набором черт, присущих
переходному состоянию системы
власти. Аналитики характеризуют
современную политическую систему
страны, как «авторитарную демократию»
или «режимную систему», для которых характерны
известная слабость государства и незрелость
гражданского общества.
Отличительными особенностями
российской политической системы являются:
— гипертрофия
властных прерогатив президента
за счет ограничения полномочий
других институтов;
— номинальность
разделения властей — законодательной
и исполнительной, центральной и региональной,
занятых постоянным «перетягиванием каната»;
— неэффективность
государства как основного социального
института, непосредственно управляющего
обществом, его неспособность
обеспечить консенсус по основополагающим
вопросам общественной жизни;
— сочетание
форм авторитарно-олигархического
правления с элементами демократической
процедуры, в частности с выборами
и многопартийностью;
— фактическая
подконтрольность правительства
президенту и его полная зависимость
от политической конъюнктуры,
а не результатов деятельности;
— множественность
режимов (частичное соблюдение
демократических процедур на
федеральном уровне и авторитаризм
в ряде регионов);
— бесконтрольная
концентрация власти в руках
узкого круга лиц из номенклатуры
и новоявленных собственников,
разбогатевших криминальными методами;
— использование
нелегитимных, криминальных методов
государственно-управленческой и
хозяйственной деятельности;
— значительная
укорененность неформальных властных
отношений, формирование элитарного корпоративизма
вместо плюралистической демократии;
— малочисленность
и организационная слабость партии,
лишенных социальной базы и неспособных
выполнять основную функцию — посредника
между властью и обществом;
— широкие
масштабы лоббистской деятельности,
нерегулируемой законодательными
актами и неподконтрольной обществу;
— неразвитость
системы местного самоуправления,
зависимого от региональных элит;
— отсутствие
в обществе легитимных «правил
игры», т. е. единой идейно-ценностной
и нормативной систем, которые
позволяли бы гражданам ориентировать
свое поведение.
Сложившийся в
обществе порядок легализован
Конституцией 1993 г., которая зафиксировала
результат силового разрешения
конфликта между президентом
и законодательной властью, незавершенность
процесса формирования государства