Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 19:48, контрольная работа
Субстанциональная трактовка политики ориентирует на раскрытие её первоосновы как действий, направленных на обретение, удержание и использование власти. Один из создателей политологии немецкий ученый М.Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». Определение политики через власть характерно для Н.Макиавелли, К.Маркса, B. Парето и многих других исследователей.
«Властное» определение политики, отражающее ее сущность и важнейшее конституирующее начало, конкретизируется институциональным определением. Оно характеризует политику через организации и институты, в которых материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт - государство.
Согласно правовой трактовке политики, ее содержание составляет охрана фундаментальных прав человека. В соответствии с этическим подходом политика - это деятельность, направленная на достижение общего блага.
1. Сущность, структура и функции политики.
2. Политология как наука о политической системе общества.
3. Основные категории, методы и функции политологии.
4. Вывод.
5. Список используемой литературы.
Содержание
1. Сущность, структура и функции политики.
2. Политология как наука о политической системе общества.
3. Основные категории, методы и функции политологии.
4. Вывод.
5. Список используемой литературы.
1. Сущность, структура и функции политики.
Политика ( от греч. Polis – город, государство) – один из наиболее многозначных научных терминов. Существуют различные его трактовки – субстанциональная институциональная, правовая, этическая, антропологическая, конфликтно-консенсусная и др.
Субстанциональная трактовка
политики ориентирует на раскрытие её
первоосновы как действий, направленных
на обретение, удержание и использование
власти. Один из создателей политологии
немецкий ученый М.Вебер определял политику
как «стремление к участию во власти или
оказанию влияния на распределение власти,
будь то между государствами, будь то внутри
государства между группами людей, которые
оно в себе заключает». Определение политики
через власть характерно для Н.Макиавелли,
К.Маркса, B. Парето и многих других исследователей.
«Властное» определение политики, отражающее
ее сущность и важнейшее конституирующее
начало, конкретизируется институциональным
определением. Оно характеризует политику
через организации и институты, в которых
материализуется власть, и прежде всего
через важнейший институт - государство.
Согласно правовой трактовке политики,
ее содержание составляет охрана фундаментальных
прав человека. В соответствии с этическим
подходом политика - это деятельность,
направленная на достижение общего блага.
Приверженцы антропологической трактовки
политики считают ее органически присущей
человеческому роду, укорененной в самой
природе человека, в общественном разделении
труда и обусловленном им взаимодействии
индивидов, у истоков этого подхода стоял
Аристотель, который рассматривал политику
как форму коллективного существования
человека, высший вид человеческого общения.
Антропологические трактовки политики
обогащены и дополнены ее конфликтно-консенсусными
определениями с их акцентом на противоречиях
интересов, которые лежат в основе политики
и определяют ее динамику (К.Шмитт, П.Козер,
Р.Дарендорф и др.). С этой точки зрения
политика рассматривается как деятельность
по согласованию интересов, обеспечению
целостности общества, разрешению конфликтов
(Ж.Бюрдо, М.Дюверже и др.).
Подход к политике как к сфере коммуникационных
потоков в 50-е - 60-е годы разрабатывался
Х.Арендт и К.Дойчем, а в дальнейшем нашел
отражение в работах Н.Лумана, Ю.Хабермаса,
Р.Дебре.
Обилие трактовок политики объясняется
сложностью этого феномена, богатством
его содержания, множеством свойств и
общественных функций.
При всем многообразии подходов к политике
ее трактовка «через власть» наиболее
точно отражает сущность этого феномена,
поскольку ориентирует на раскрытие его
первоосновы. Обобщая разные дефиниции,
политику можно определить как деятельность
индивидов и социальных групп , направленную
на обретение, организацию и использование
власти, как средство приращения властных
прерогатив и расширения их пространственных
масштабов, как инструмент саморегулирования
общества.
Достижение оптимального баланса между
двумя сторонами политики - стремлением
к власти и решением общественных проблем
- первостепенная теоретическая и прикладная
задача, имеющая нравственно-этическое
измерение. Современными критериями оптимальности
могут служить экономическая и научно-техническая
эффективность, обеспечение благосостояния
и безопасности общества.
Для выражения основных значений политики
используются англоязычные термины «policy»
(полиси) и «politics» (политикс). Первый из
них характеризует целенаправленную деятельность
людей в сферах властных, классовых, национальных
отношений. Второй означает наличие механизма
власти, обеспечивающего стабильность
общества, предотвращение и разрешение
конфликтов.
Таким образом, первый из терминов выражает
деятельностный аспект политики (динамизм,
зависимость от действий политических
субъектов, взаимосвязь с другими видами
социальной деятельности), второй - институциональный
характер политики, ее организационную
структурированность.
Природа политики как борьбы за власть
и влияние проявляется и в международных
отношениях, где соперничество акторов,
прежде всего государств, сочетается с
тенденцией совместного решения общих
проблем мирового сообщества и его отдельных
сегментов. Цель этого соперничества -
достижение наиболее высокого статуса
в мировой иерархии и преобладающее влияние
на глобальном или региональном уровне.
В общественной мысли со времен средневековья
распространилось понимание политики
как «искусства возможного». Это искусство
рассматривается как совокупность умений
оптимального управления социальными
группами и процессами, способность достижения
наивысших результатов с наименьшими
издержками и в максимально короткие сроки.
Политика как явление общественной жизни
не присуща человеческому роду изначально.
В первобытном, социально однородном обществе,
существовавшем многие тысячелетия, не
было политики. Власть и такие социальные
институты, как род и собрание всех его
взрослых членов носили неполитический
характер. Усложнение общества по мере
его развития, появление в нем противоречивых
интересов обусловили возникновение государства
и вместе с ним политики.
Следовательно, политика своим происхождением
обязана государству. Сам термин «политика»
получил распространение под влиянием
трактата Аристотеля «Политика», в котором
освещается проблематика государства,
правления и правительства.
Политика существует в двух формах - идеальной
и предметной. Первая - это мыслительная
деятельность, работа воображения, теоретическое
проектирование, планирование и т.д. Рассудочные
начала этой деятельности могут сочетаться
с эмоциональными состояниями, верой в
особые качества лидеров. В рамках мыслительной
деятельности оцениваются решающие проблемы
политики - желаемого и реально возможного,
верного и ошибочного, Предметную, материальную
форму политики образуют организация
и функционирование органов власти, политических
партий и движений и т.д.
В обеих формах политика выступает как
интеллектуальный и предметнопрактический
труд со всеми особенностями, присущими
этому виду труда, - его разделением, общественной
эффективностью (или неэффективностью),
высокой социальной ответственностью,
вероятностью двойственных и непредвиденных
последствий и т.д. Эффективность политики
во многом определяется не только ею самой,
но и состоянием общества, его интересами
и настроениями, отношениями с властью,
внешнеполитической обстановкой и т.д.
Она во многом зависит от природных, ресурсных
и экологических факторов.
Политика - многоаспектное явление, которое
может быть классифицировано по ряду оснований
- направленности, сферам общественной
жизни, видам деятельности, содержанию
и характеру, масштабности целей.
По направленности политику различают
на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней
политики государств составляет деятельность
по регулированию жизни общества. Внешняя
политика любого государства направлена
прежде всего на обеспечение интересов
наций в отношениях с другими нациями
и окружающим миром в целом.
Общепризнанные цели внешней политики
государств: 1) укрепление национальной
безопасности; 2) наращивание потенциала
- экономического, военного, научного и
т.д.; 3) упрочение международных позиций.
Формы взаимодействия государств могут
быть различными в диапазоне от союзнических
отношений до военных конфликтов.
Оба направления политики взаимодействуют
между собой. В целом внутренняя политика
обусловливает содержание, средства и
методы осуществления политики внешней.
Вместе с тем внешняя политика влияет
на содержание внутренней, внося в нее
существенные коррективы, особенно в периоды
международных кризисов и войн. В конечном
счете, и внутренняя и внешняя политика
решают одну задачу - сохранение и упрочение
существующей системы общественных отношений.
В условиях глобализации современного
мира, понимаемой прежде всего как усиление
взаимозависимости государств вследствие
экономической интеграции, развития информационных
и коммуникативных технологий, грань между
внутренней и внешней политикой становится
все более проницаемой, условной. Поэтому
многие ученые рассматривают политику
как целостное явление, не разделяя ее
на внутреннюю и внешнюю.
Такой подход является единственно плодотворным
в связи с угрозой для человечества, которая
исходит от международного терроризма.
Эффективная борьба с терроризмом не исключает
ограничение демократических прав граждан.
Сегодня и в западных странах могут стать
реальностью характерные для тоталитарных
режимов средства контроля над личностью
- «внутренние» паспорта, банки данных,
в которых содержится вся информация о
человеке - от отпечатков пальцев до содержания
телефонных разговоров.
По сферам общественной жизни политика
дифференцируется на экономическую, социальную,
правовую, национальную, военную, научную,
экологическую, религиозную и т.д. В свою
очередь в экономической политике по отраслевому
критерию выделяют политику в области
промышленности, транспорта, финансов,
аграрную и т.д. Социальная политика подразделяется
на жилищную, пенсионную, демографическую,
в области здравоохранения и т.д. Политика
в сфере духовной жизни может классифицироваться
по отраслевому принципу на политику в
области культуры, театра, кино, печати,
средств массовой информации и т.п.
В начале третьего тысячелетия, когда
война несет угрозу самому существованию
цивилизации, первостепенное значение
для обеспечения безопасности государств
имеет военная политика. В широком смысле
- это политика в военной области, военные
аспекты внутренней и внешней политики
государств.
В философско-энциклопедической литературе
военная политика определяется как часть
политики государств, связанная с созданием
военной организации, военной подготовкой
и применением вооруженного насилия для
достижения политических целей. По своему
предназначению она призвана:
1) оценивать возможность , необходимость и пределы применения военной силы для достижения тех или иных политических целей;
2) определять количественные
и качественные параметры
3) вырабатывать методы
использования военной силы, способы
отпора противнику и
4) обеспечивать руководство
военно-политическими акциями
Конкретное содержание военной политики
государств определяется следующими факторами:
1) их экономическими и
политическими интересами, которые
находят выражение в
3) внутренними и внешними
условиями существования
Как вид деятельности политика осуществляется
на нескольких уровнях - местном, региональном,
государственном и международном. По содержанию
и характеру политика бывает: гуманной
и антигуманной; прогрессивной, консервативной
и реакционной; реалистической и волюнтаристской
и т.д.
По критерию масштабности целей политика
может классифицироваться на стратегическую
и тактическую. Сущностью первой является
выбор наиболее значимых целей, приоритетов
развития общества. Тактическая политика
- это практическая деятельность, направленная
на реализацию намеченных стратегических
целей. Стратегическая и тактическая политика
характерны для всех сфер общественной
жизни.
Применительно к современной России специфика
стратегической и тактической политики
состоит в следующем. Стратегические приоритеты
российской политики - модернизация страны
и укрепление ее позиций на международной
арене, воздействие на общемировые процессы
в целях установления справедливого и
демократического миропорядка. Для реализации
этих целей необходимы меры тактического
порядка - формирование правового государства
и гражданского общества, перевод экономики
на инновационный путь развития, обеспечение
независимости СМИ, укрепление местного
самоуправления, борьба с коррупцией и
преступностью, интеграция в сообщество
цивилизованных государств, содействие
объективному восприятию России в мире
как демократического государства и т.д.
Политика имеет сложную структуру, включающую
в себя множество разнообразных компонентов
- людей, организаций, отношений, действий.
Все многообразие этих компонентов может
быть сведено к трем группам - субъекты,
объекты и ресурсы.
Субъекты политики - это носители целенаправленного
политического действия (государства,
партии, профсоюзы, политические движения,
индивиды, социальные общности, СМИ). Субъектами
военной политики являются органы законодательной
и исполнительной власти, военного руководства
государств. К числу субъектов политики
иногда относят и социальные институты
преимущественно неполитического назначения,
оказывающие заметное влияние на политику
(церковь, университеты, различные ассоциации
и т.д.). Для обозначения субъектов политики
в политической науке используется англоязычный
термин «политический актер» или «актор».
Статус субъекта политической деятельности
не присущ индивидам и социальным общностям
изначально. Индивидами он обретается
в процессе политической социализации.
Социальные общности становятся субъектами
политики в ходе формирования их самосознания,
самоорганизации и социально-политического
самоопределения. Индивиды и группы в
субъекты политики превращает способность
к политическому целеполаганию.
Самый общий объект политики - это общество
в совокупности протекающих в нем процессов.
В этом случае активность субъекта политики
направлена на придание таким процессам
направленности, соответствующей его
интересам.
Конкретными объектами политики являются
основные сферы жизни общества, те институты,
социальные группы, общности и индивиды,
на которые в определенных целях оказывается
политическое воздействие. Объекты военной
политики - все сферы жизнедеятельности
общества, которые формируют военный потенциал
государства - экономика, наука, техника,
социально-политические отношения, общественное
сознание.
Различие между субъектами и объектами
политики условно и ситуативно. Все участники
политического процесса обладают сознанием
и волей и в зависимости от конкретных
обстоятельств могут выступать в качестве
субъекта и объекта политики.
Так, например, народ, составляющий избирательный
корпус страны, приобретает качество субъекта
политики в ходе выборов и референдумов;
он же становится объектом политики под
воздействием избирательных технологий
и после завершения выборов.
Государство является субъектом политики,
когда оно активно регулирует социальные
отношения, и объектом политики, когда
на него воздействуют те или иные социальные
силы в целях вмешательства в решение
каких-то проблем. Политическая партия
выступает в качестве субъекта политики
в борьбе за власть, но может служить и
объектом политики, когда по отношению
к ней со стороны государства принимаются
меры по ограничению ее деятельности,
когда на нее оказывают влияние другие
партии, профсоюзы, группы интересов и
т.д. В демократических государствах действует
тенденция сближения и частичного совпадения
субъекта и объекта политики.
Стремление власти максимально сузить
круг субъектов политики и в конечном
счете ограничить их количество одним,
признаваемым ею, может привести к возникновению
авторитарного или тоталитарного режима.
В рамках тоталитарного режима все субъекты
политики кроме единственной правящей
партии, сращивающейся с госаппаратом,
преследуются и ликвидируются.
Признание естественности множества интересов
и способов их выражения в политике является
отличительным признаком плюралистической
организации общества. Система власти,
основанная на разнообразии взглядов,
подходов, позиций и концепций в общественно-политической
сфере, на взаимодействии и «противовесах»
основных партий и организаций, характерна
для современных демократических государств.
Наконец, ресурсы политики - это элементы
материальной и духовной среды, используемые
субъектами политики для воздействия
на объекты с целью их изменения. Выделяют
четыре группы ресурсов:
1) материально-технические, включающие
в себя технические и информационные средства,
энергетические, продовольственные и
иные материалы;
2) человеческие - люди, принимающие участие
в политических действиях или оказывающие
им поддержку, степень их вовлеченности
в политические процессы;
3) духовные - эмоциональный настрой участников
политического действия, степень понимания
ими и поддержки целей и установок субъекта
политики;
4) временные - мера интенсивности действий
политических субъектов в единицу физического
времени.
Кроме основных компонентов в политике
выделяют три уровня ее функционирования.
Первый, собственно политический, макроуровень,
характеризует публичную власть, ее устройство
и функционирование в центре и на местах,
государство как целое. Второй, микроуровень
политики, охватывает отдельные организации
- партии, профсоюзы, группы интересов
и т.п. Третий, мегауровень политики, относится
к деятельности международных организаций
- ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих
уровней характеризует суть политики,
а второй и третий имеют подчиненное значение.
С общегосударственным, макроуровнем
политики связаны ее основные функции
в обществе. Согласно подходу, преобладающему
в отечественной науке, таковыми являются
следующие:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и
Многообразие функций политики свидетельствует
об охвате ею всех сфер жизни общества.
В современном обществе с его сложной
социальной дифференциацией, при наличии
публичной власти отсутствуют явления
и процессы, не подверженные воздействию
политики.
Вместе с тем мера и качество их «политичности»
бывают разными. В наибольшей степени
политические отношения представлены
в области законодательной и исполнительной
власти, в деятельности партий и движений,
борющихся за власть.
2. Политология как наука
о политической системе
3. Основные категории, методы и функции политологии.
Политология как наука располагает своим понятийным (категориальным) аппаратом. Основной категорией является политика. Она определяет суть таких понятий, как политическая жизнь, политические отношения, политический механизм, политические действия, политические решения и пр. Различные национальные политические школы и их представители по – разному характеризуют политику. Их подходы опосредованы как индивидуальными научными интересами, так и политическими пристрастиями. Первым свой взгляд на политику сформулировал еще Аристотель, который считал, что политика – это форма коллективного существования человека, т.е. своеобразная форма общения.
Категориями являются наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений. Это язык науки. Государство, общество, власть, личность, свобода и некоторые другие слова относятся к категориям. А более конкретные термины, такие как политический режим, форма власти или монархия, относятся к понятиям. У них более узкий, зато и более точный объем содержания.
Между категориями и понятиями есть еще одно существенное различие. Категории универсальны и общечеловечны. Свобода, как говорится, и в Африке свобода. Личность во всех культурах трактуется практически одинаково. Но те понятия, которыми оперируют американские политологи, иногда совершенно непонятны индийским или российским людям.
Таким образом, коммуникативный подход рассматривал политику как сферу взаимодействия. Директивный (силовой) подход к политике как к сфере властных отношений был характерен для М.Вебера, Н.Макиавелли, В.Паретто, К.Маркса. Функциональный подход рассматривал власть как область управленческого воздействия. Его придерживались Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд. Для американской или французской политологической школы характерен функциональный подход, который дает возможность объяснять политику через деятельность правительства. По этой причине политика характеризуется как деятельность государства (или его организаций), имеющего власть над людьми, населяющими данную территорию, и направленную на реализацию общих проблем граждан. Марксизм и те национальные политические школы, которые стояли на его платформе (СССР и страны мирового социалистического содружества), в своем анализе опирались на существующие в обществе властные отношения и объясняли политику через интересы и борьбу классов. Политологи этого направления характеризуют политику как сферу классовой борьбы за государственную власть.
Категории политологии представляют собой основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки. Стержневой категорией политологии является категория "политическая власть".
Власть политическая - способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на поведение и действия субъектов политики.
Своеобразие политологии заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством её реализации.
Кроме того, политология оперирует такими основными категориями, как политика и её виды (внешняя, внутренняя, социальная, военная и др.), государство, демократия, политический режим, политическое сознание, политическая культура, политическая система, политическая партия, личность, элита, война, национальная безопасность и др.
Говоря о категориях политологии, важно помнить следующее: каждая категория имеет своё объективное содержание, присущее только ей. И всякий, оперирующий её категориями, должен иметь в виду именно данное содержание, знать его. В противном случае будет трудно достичь взаимопонимания людей, исследующих или изучающих политическую сферу общества.
В процессе
научного познания используются разнообразные
методы. Метод в переводе с греческого
означает «путь исследования, познания»,
т.е. форма практического и теоретического
освоения действительности, конкретный
способ приобретения знаний о политике.
Методы политологии сложились постепенно.
Среди многочисленных и весьма разнообразных
методов, использование совокупности
которых способствует превращению политологии
в самостоятельную научную дисциплину,
можно выделить следующие: институциональный,
социологический, сравнительный, антропологический,
психологический, бихевиористский, коммуникативный,
метод политического моделирования.
Институциональный
метод широко применим
в политологии. Он ориентирует на изучение
институтов, с помощью которых осуществляется
политическая деятельность (государства,
партий, других организаций и объединений
и т.п.). Сторонниками данного метода были
Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение
сложившихся институтов действительно
важно, поскольку политические институты,
в отличие от текущих политических процессов,
достаточно устойчивы и стабильны.
Однако увлечение институциональным
подходом в первой половине ХХ века привело
к тому, что начало господствовать убеждение,
что заимствование институтов демократии,
хорошо зарекомендовавших себя на Западе,
способно сыграть решающую роль в модернизации
стран «догоняющего развития». Более 40
стран Африки буквально скопировали Конституцию
США, но на практике они не приблизились
к идеалам демократии. Оказалось, что сами
по себе политические институты мертвы
без живой политической активности.
Социологический метод – представляет
собой совокупность приемов конкретных
социальных исследований, направленных
на сбор фактов и практических материалов
путем анкет, опросов и т.п. Он исходит
из принципа зависимости политики от социальных
процессов, в особенности от социально-экономической
структуры общества. Задача социологического
метода - проявить и объяснить разнообразные
интересы соперничающих социальных групп
в политике. Примером может служить марксистский
подход, где содержание политики объясняется
жесткой зависимостью от экономической
основы.
Сравнительный метод – иначе его
называют компаративный – известен еще
со времен Платона и Аристотеля. Сущность
его состоит в сопоставлении политических
объектов или процессов, выявлении их
подобия и отличительных черт. Сравнительный
метод имеет большое значение, т.к. может
использоваться не только на национальном,
но и на международном уровне (сравнение
сходных социальных явлений в разных странах).
В соответствии с этим выделяют 2 вида
сравнительных исследований:
а) Кросснациональные - сопоставление
государств друг с другом, описание, бинарный
анализ и т.п.;
б) Кросскультурные – нацелены
на сопоставление и сравнение национальных
культур, институтов.
Антропологический
метод. Иной срез анализа
политики открывает антропологический
метод, который требует не ограничиваться
определением влияния на политику социальных
факторов (уровня жизни, формы собственности
и т.д.), а предполагает выявление в политике
роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта,
психики, национального характера, то
есть качеств человека как биосоциального
существа. Исследует влияние национального
характера, типа ментальности, мышления
на политическое поведение и развитие,
тем самым, определяя границы возможных
применений политического опыта.
Психологический
метод заключается
в изучении соотношения психологических
особенностей личности и власти. Этот
метод основан на необходимости учитывать
в политике субъективные механизмы политического
поведения. Мотивы, которые приводят людей
в политику и заставляют участвовать в
политических процессах, всегда индивидуальны,
зависят от черт характера, воли, образования
и т.д.
В основе данного метода
лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли,
Гоббса и др. В рамках этого метода большую
популярность приобрели идеи психоанализа.
Достоинство психоаналитического метода
состоит в учете иррациональных факторов
политической деятельности, которые прежде
игнорировались. Эффективным метод психоанализа
оказался при выявлении природы авторитарного
деструктивного политического поведения,
политической некрофилии (стремления
к разрушению).
Бихевиористский метод возник как
альтернатива институциональному методу.
Он основан на тезисе, что политика имеет
индивидуальное измерение. Данный метод
обращает особенное внимание на поведение
человека в сфере политики, изучая его
стимулы и реакции в процессе политических
взаимодействий. В центре внимания бихевиористов
находится изучение политического поведения
с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы
определяют формы и типы поведения определенных
групп (женщины – домохозяйки, студенты
и т.д.) для определения возможного политического
действия в различных ситуациях. Таким
образом, в качестве единицы анализа политического
поведения выступают конкретные мотивации
индивида, побудившие его к определенному
поведению.
Коммуникативный
метод разрабатывает
кибернетическую модель политического
процесса, рассматривая структуры как
информационные потоки.
Метод политического
моделирования основан на
исследовании политических явлений путем
переложения их на модели измерительные,
описательные, предсказательные и др.