Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:19, курсовая работа
Цель моей работы: изучить теории политического лидерства и современ- ную политическую элиту Казахстана.
Область исследования – история, политика.
Объектом исследования – теории политического лидерства , теория лидерства Макиавели , современная политическая элита Казахстана.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Политическое лидерство …………………………………………………….4
Теории политического лидерства………………………………………….7
1.2 Ситуационная теория политического лидерства…………………………13
2 Современная политическая элита Казахстана ……………………………16
2.1 Этапы развития политической элиты Казахстана……………………….17
2.2 Особенности политической элиты Казахстана …………………………..19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………23
Ситуационная теория Херси и Бланшара легче для понимания, чем модель Фидлера, потому что сфокусирована только на характеристиках сотрудников и не принимает в расчет более широкий контекст. В рамках этой теории лидеру следует оценить подчиненных и выбрать соответствующий стиль. Например, когда Джек Джонсон (Jack Johnson) был назначен управляющим фабрикой, выпускающей автопогрузчики, он предпочел использовать стиль участия, полагая, что подчиняющийся ему операционный менеджер сумеет поддерживать ту же производительность, что и раньше. Однако производительность снизилась в результате участившихся ошибок. Джек был вынужден заново оценить ситуацию и избрать другой способ действий. Во-первых, он определил уровень готовности операционного менеджера как низкий, поскольку тот не решал возникающих проблем и не искал в этом помощи у Джека. Затем он подробно разобрал все ошибки с подчиненным, объяснил ему, что тот должен делать, и стал тщательно контролировать его деятельность. Хотя и не без труда, Джонсону со временем удалось перейти от стиля объяснения к стилю участия, который соответствует более высокому уровню готовности подчиненного выполнять задания.
В этом примере результаты деятельности подчиненного определяются стилем лидера. Поскольку уровень готовности операционного менеджера был низким, Джек установил над ним контроль и стимулировал достижение более высоких результатов.
Лидер может приспосабливать свой стиль применительно к отдельным подчиненным - так, как это описывает теория взаимоотношений. Если какой-либо сотрудник находится на низком уровне готовности, лидер должен вести себя с ним особым образом, объясняя, что, когда и как делать. Если же подчиненный находится на высоком уровне готовности, лидер ставит перед ним общую цель и предоставляет ему свободу самостоятельно искать пути для ее достижения. Лидеру необходимо точно определить уровень готовности сотрудника и затем применять к нему один из четырех описанных стилей. Преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями выбора стилей, потому что ученики и студенты находятся, как правило, на различных уровнях готовности. Рассмотрим, как преодолевает эти трудности Кэрол Мак-Гроу (Carol McGraw), работающая в одной из общественных школ Детройта, штат Мичиган.
2. Современная политическая элита Казахстана .
1) Современная политическая
элита Казахстана
2) Процесс становления
казахстанской политической
В конечном итоге это привело к тому, что казахстанской правящей элите стал присущ определенный набор конкретных черт:
- закрытость и огромная
дистанцированность от
- элита функционирует
в рамках строгой иерархии, где
нередко понятие
- правящая элита не
является монолитной, наоборот, она
пребывает в состоянии
- основная борьба в
среде элиты идет не за право
распространить свои идеалы на
государственное и
- гарантом стабильности
внутри политической элиты
Последний пункт достаточно важен, так как речь идет об отсутствии в Казахстане эффективного механизма политической преемственности власти, который был, что является важным фактором при определении уровня политических рисков в Казахстане
Политические события последних 1,5 года были признаком начала нового этапа в развитии политической элиты Казахстана, который имеет несколько направлений дальнейшей эволюции:
- сохранение конфликтного
потенциала внутри
- достижение прочного межэлитного баланса, что возможно лишь при сохранении прочных позиций президента;
- создание нового механизма
взаимоотношений между элитой
и контрэлитой, что предполагает
существенное изменение всей
системы сложившихся отношений
внутри казахстанской
Из этих трех направлений наиболее вероятными являются первые два, что говорит о состоянии стабильной нестабильности внутри политической элиты.
На данный момент в политической элите Казахстана сохраняется конфликтогенный потенциал, который способен вызвать новые столкновения между различными элитными группами, что повысит уровень политического риска в Казахстане.
- конфликт между “правящей
элитой” и аутсайдерами из
числа тех представителей
- конфликт между соратниками;
- конфликт между бюрократией и бизнес-элитой.
К возможным причинам новых конфликтов можно отнести следующее:
Объективные причины:
- отсутствие баланса между элитными группами;
- сокращение возможностей
для реализации своих
- не скоординированная кадровая политика;
- объективный процесс
взросления элиты, которая требует
больше свободы для своих
Субъективные причины:
- муссирование слухов
о досрочной передаче
- состояние постоянного
психологического напряжения
- усталость от слишком долгого пребывания у власти только лишь одной группы.
2.1Этапы развития политической элиты Казахстана
Условно в своем развитии политическая элита Казахстана прошла несколько этапов:
1991–1994гг.
Доминирование советской партийно-хозяйственной
номенклатуры и групп давления. Процесс
перераспределение государственной собственности.
Высокий уровень коррупции на всех уровнях
государственной власти.
1994–2001гг.
Приход во власть представителей бизнес-элиты.
Начало трений и конфронтации между старой
номенклатурой и новой политической элитой.
Президент выстраивает новую систему
сохранения баланса между группами давления
при параллельном усилении своей власти.
2001–2003гг.
Первое нарушение баланса между элитными
группировками, которое привело к расколу
политической элиты. Причины:
1. Чрезмерный рост влияния
некоторых членов семьи
2. Диспропорции между
быстрыми темпами
2003–2005гг.
Восстановление президентом баланса сил
внутри политической элиты Казахстана
в преддверии президентских выборов. Активизация
деятельности контр-элиты в рамках оппозиционной
Демократической коалиции «За справедливый
Казахстан».
2006г.
Важный период с точки зрения определения
дальнейших перспектив политического
развития страны после президентских
выборов. Разработка общенациональной
программы политических реформ в Казахстане,
инициированная властью, должна показать
границы возможных изменений в политической
системе страны в плане ее дальнейшей
либерализации.
Общая характеристика современной политической элиты Казахстана:
- закрытость и огромная дистанцированность (экономическая, политическая, информационная и ментальная) от населения;
- элита функционирует
в рамках строгой иерархии, где
нередко понятие
- правящая элита не
является монолитной, наоборот, она
пребывает в состоянии
- основная борьба в
среде элиты идет не за право
распространить свои идеалы на
государственное и
- гарантом стабильности
внутри политической элиты
Уровень конфликтогенного потенциала внутри политической элиты Казахстана
На данный момент в политической
элите Казахстана сохраняется конфликтогенный
потенциал, который способен вызвать новые
столкновения между различными элитными
группами, что повысит уровень политичес-когориска.
К возможным причинам новых конфликтов
можно отнести следующие:
Объективные причины:
- отсутствие прочного
баланса между элитными
- сокращение возможностей
для реализации своих
- нескоординированная кадровая политика;
- объективный процесс
взросления элиты, которая требует
больше свободы для своих
Субъективные причины:
- муссирование слухов
о досрочной передаче
-состояние постоянного психологического напряжения внутри политической элиты по поводу слишком частых кадровых изменений;
- усталость от слишком долгого пребывания у власти только лишь одной группы.
По поводу процесса смены элит, можно сказать, что на данный момент на постсоветском пространстве существуют три модели:
- Российская (преемник)
- Азербайджанская (династийная форма передачи власти)
- Украинская (победа контр-элиты)
- Грузинская (победа контр-элиты)
- Кыргызская (победа контр-элиты)
Для Казахстана, скорее всего, будет более приемлема российская модель передачи власти, так как именно она позволит сохранить политическую стабильность в стране. Хотя, как ни печально, но вопрос о «преемнике» это «проклятие» всех политических систем, чья перспектива зависит от одного человека или узкой группы лиц. [3,C.145-147]
2.2 Особенности политической элиты Казахстана
1) Закрытость. Рекрутирование элиты было результатом не политической деятельности, а следствием клиентских отношений, когда патрон, в конечном счете, определял политическую карьеру клиента, претендента на место в "партии власти". Путем назначений также пополнялись бюрократические иерархии. Выборы в советский период не служили обновлению элиты. Путь во власть вел через элитарное образование, общественную деятельность, которые приводили людей на нижние ступени номенклатурной лестницы, где и продолжался их карьерный рост.
2) Эгоистические интересы. Номенклатура, распоряжаясь государственными ресурсами, включая дефицитные товары, могла распределять их в узком круге лиц. Им предоставляли за государственный счет элитное жилье, дачи повышенной комфортности, лечение
в специальных поликлиниках, больницах, санаториях и т.д. [3].
3) Аморальность. В последний
период СССР в условиях
После становления нового независимого государства в Казахстане главными акторами остались правящие элиты, в том числе президент и его "семья". Особенностью правления Н.Назарбаева является смешение власти между парламентом и президентом в 1991-1993 гг. и концентрация полноты власти в руках президента, начиная с 1994 г. до настоящего дня. Власть рассматривается как гарантия возможности распределения ресурсов и бюрократических постов. Фактически создана система, когда только президент реально формирует правящие элиты страны в политической сфере. В результате этого произошла консолидация казахстанской элиты вокруг президента страны как символа суверенного Казахстана. Президент становится заложником власти, окружения и с трудом может принимать решения.
После распада Советского Союза элита Казахстана обрела автономное существование, сумевсохранить свои позиции и выйти из создавшегося положения с наименьшими потерями. 41,6% политической элиты Казахстана работали в органах КПСС, 19% до партийной работы являлись комсомольскими функционерами. 22,2% депутатов Сената Парламента и 34,4% депутатов Мажлиса парламента имели опыт советского парламентаризма. Не имеющие партийно-номенклатурного опыта в независимом Казахстане составляют четверть элиты (25,9%) В период реформ казахстанская правящая элита помолодела вследствие привлечения вовластные структуры и назначения на высокие должности людей в возрасте от 30 до 40 лет. В бывшем СССР высокопоставленные чиновники (Д. Кунаев, Н. Назарбаев) достигали пика карьеры в возрасте 50-60 лет, планомерно проходя ступени иерархической лестницы. Средний возраст нынешней элиты -48,9 года. Самой молодой элитной группой является Правительство и его аппарат - 45,3 года. Самый возрастной - дипломатический корпус (54,3 года): высокопоставленные чины партийно- государственной иерархии назначались послами, не будучи карьерными дипломатами. Средний возраст депутатов Парламента - 49,9 года, средний возраст депутатов Сената и Мажилиса Парламента - 50,5 и 49,5 года соответственно. Оптимален для занятия высоких государственных должностей возраст в 44,7 года [1, с. 43]. Большинство членов правящих элит Казахстана имеет высшее образование. Изменилось соотношение в пользу гуманитариев: доля "техников" в нынешней элите -47,9%, гуманитариев - 52%. Перевес людей с гуманитарным образованием получился за счет прихода во властные структуры экономистов (15,8%) и юристов (18,3%) [2, с. 106-110]. Ученая степень в Казахстане – важный элемент имиджа политика, показатель его квалификации.
Информация о работе Теории политического лидерства и современная политическая элита Казахстана