Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 13:12, статья
Как и несколько веков назад, сейчас человечеству нужны точные объяснения того, что подразумевается под понятиями право и конституция, необходимо четко разделить понятия публичного и частного, коллективного и индивидуального. Людям свойственно полагаться на интуицию и личный опыт, но это далеко не всегда лучший способ достичь нужного результата. Возникла потребность в теоретической разработке проблем. Основой теоретического обоснования данных проблем послужили незыблемые принципы, которые были фундаментом философских теорий таких мыслителей прошлого, как Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Это индивид, его свобода и собственность.
Теория общественного выбора на примере современной России
Как и несколько веков назад, сейчас человечеству нужны точные объяснения того, что подразумевается под понятиями право и конституция, необходимо четко разделить понятия публичного и частного, коллективного и индивидуального. Людям свойственно полагаться на интуицию и личный опыт, но это далеко не всегда лучший способ достичь нужного результата. Возникла потребность в теоретической разработке проблем. Основой теоретического обоснования данных проблем послужили незыблемые принципы, которые были фундаментом философских теорий таких мыслителей прошлого, как Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Это индивид, его свобода и собственность.
Теория общественного выбора является одним из разделов экономического империализма и применяется в институциональной экономике. Возникла она в конце 50-х – 60-х годов прошлого столетия в одном из исследовательских центров Вирджинского Университета. Основоположником теории полноправно можно считать выдающегося американского экономиста и философа, лауреата Нобелевской премии по экономике Джеймса Макгилла Бьюкенена. Изначально в теории рассматривались лишь налогообложение, политика государственных затрат и еще несколько вопросов. Но к концу ХХ века она усовершенствовалась до такой степени, что широкая сфера изучения вопросов и рассмотрения различных проблем позволяет ей потеснить старые и претендовать на роль новой политико-экономической теории или стать «Новой политической экономией».
Исследования теории осуществляются в области изучения политических механизмов создания макроэкономических задач и решений. Представители данной теории указывают на недостатки «интервенции» государства в экономические процессы, таким образом выступая прямо противоположно кейнсианству. Основной объект анализа – процесс принятия правительственных решений, при этом использовались методы лоббизма и макроэкономического анализа. На ряду с ними использовались теория цены для бюджетного процесса и предельный анализ, моделирование предложения и спроса на рынке общественных благ.
В середине прошлого века научные рассуждения о рациональности в поведении индивида в сфере политики стали востребованными в связи с публикацией работ таких экономистов как Йозеф Шумпетер, Кеннет Эрроу, Дункан Блэк и Энтони Даунс.
Джеймс Бьюкенен в своей Нобелевской работе сформулировал некоторые предпосылки теории общественного выбора. Это методологический индивидуализм, концепция «Homo economicus" и политика как процесс обмена. Рассмотрим эти предпосылки более подробно.
Начнем с методологического индивидуализма. Основной идеей данной предпосылки является то, что каждый член политических процессов преследует свои личные интересы. Политика рассматривается на равных условиях с бизнесом. Из этого следует, главной задачей государства является получение определенного вида выгоды, а забота об обществе и его интересах считается задачей второго плана. Подобного рода политические деятели придерживаются курса тех программ, которые способны повысить их престиж в обществе, что поможет в дальнейшем одержать победу в выборах и прочно закрепить за собой должность.
Следующая предпосылка - концепция "Homo economicus", основной идеей которой является изучение поведения человека в экономике. Основа выбора человека – рациональность. То же можно наблюдать в политической сфере. Участники политических отношений изначально руководствуются принципом экономической выгодности, рассматривая пределы выгоды и максимальные издержки.
И, наконец, рассмотрим политику как процесс обмена. Политический рынок соотносится с рынком экономическим. Различия между ними заключается лишь в том, в каких условиях участники воплощают в жизнь свои интересы.
В связи с этими выводами, сделанными Бьюкененом, в теории общественного договора политический рынок является идентичным рынку товаров и услуг. Государство – это свободный рынок конкуренции индивидов за политическую власть, за принятие участия в распределении ресурсов. Политики и избиратели – индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Процесс исследования – избирательный процесс, а также экономика бюрократии. Завершающее звено теории общественного выбора – вопрос «о фиаско государства», когда государство не способно обеспечить эффективное распределение ресурсов по какой-либо причине.
Из всего выше сказанного можно заключить, что теория общественного выбора утверждает, что деятели, занимающие общественные посты, подвержены желанию извлекать наибольшую личную выгоду так же, как и индивиды в рыночных отношениях.
Теперь пришло время рассмотреть некоторые аспекты теории общественного выбора на примере современной России. Для этого нужно вспомнить предпосылки теории.
Индивидуализм в нашей стране обусловлен тем. что большинство российских бизнесменов стремится к политической власти для того, чтобы получить некие привилегии. В России это стало некоего рода «целью». Ко всему прочему следует добавить, что именно из-за большого числа озабоченных лишь своей выгодой индивидов в политике вера в политическую власть практически полностью утеряна. Это не приводит к нужному результату, но в экономическом плане определенный круг лиц может его получить.
Далее разберемся с концепцией «экономического человека». Рациональность поведения политико-экономических субъектов в Российской Федерации можно достаточно просто проследить. Выбирая одного из выдвигаемых кандидатов избиратели обращаю внимание на положительные и отрицательные черты кандидата лично для них. Так же поступают и те, кого избирают.
Последний аспект – это политика как процесс обмена. Управление государством в России приняло облик экономических отношений для граждан. Избиратели дают голоса, избираемые в свою очередь выделяют деньги на улучшение жизни граждан. И наоборот, избиратели платят налоги, а чиновники «пытаются» выполнять свои обязанности перед гражданами. Проще говоря, все покупается, только в различного рода валюте. Но обмен не рационален. Невозможно учесть интересы каждого избирателя, который в свою очередь свои обязанности исполняет.
В России данная теория подтверждает, что политика считается неэффективной. Но данная теория отражает политическую ситуацию не только в нашей стране, но и во многих других, в том числе на Западе.
На этом мы хотели бы подытожить наш анализ. В заключение хочется отметить, что главными достижением этой теории является раскрытие проблемы «фиаско государства». Необходимо прослеживать политико-экономическую обстановку и рассчитывать возможные последствия своей деятельности, одновременно подправляя свои решения.
Негативность подобной экономической политики сейчас не оспаривается, но теория общественного выбора применима не только к России, так как ее предпосылки отражаются в поведении индивидов вне зависимости от их участия или неучастия в рыночных и политических отношениях.
Список использованных источников
http://www.grandars.ru/
http://dic.academic.ru/dic.
http://www.bibliofond.ru/view.
http://geoims.com/
http://knigi-uchebniki.com/
Информация о работе Теория общественного выбора на примере современной России