Теория политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы уделим основное внимание основам теории политики, раскроем наиболее важные элементы политики. А именно, понятие, структуру, функции и характеристику основных свойств политики. Так же, обозначим понятие политической власти, соотношение политики и власти и разделение властей. Рассмотрим политический режим, его понятие, определение и классификация политических режимов и остановимся на понятии и видах политических институтов.

Содержание

Глава 1. Теория политики.
1.1 Сущность политики…………………………………………………………4
1.2 Структура и функции политики…………………………………………….6
1.3 Характеристика основных ………………………………………………….10
Глава 2. Политическая власть.
2.1 Понятие политической власти……………………………………………...14
2.2 Соотношение политики и власти…………………………………………...15
2.3 Разделение властей……………………………………………………….….16
Глава 3. Политический режим.
3.1 Понятие и определение политического режима………………………...…19
3.2 Классификация политических режимов…………………………………....22
Глава 4. Политический институт.
4.1 Понятие политического института……………………………………..…..24
4.2 Виды политических институтов……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docтттт.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Первый  из этих уровней занимает центральное  место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

— поддержание  и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей  степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Достаточно  детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.  

1.3 Характеристика  основных свойств политики. 

Взаимодействуя  с другими сферами и субсферами общества, политика проявляет свои характеристики, специфические черты или свойства.

1. Свойство инклюзивности, то есть способность проникать во все сферы общества, воздействовать на все социально-политические и экономические институты и процессы, доходить до каждого члена общества.

Политика интегрирует общество, объединяя и направляя его на достижение общественно значимых целей; с помощью свойства инклюзивности политика способствует участию граждан в политической жизни.

2. Свойство  неравновесности.

Политическая  сфера представляет собой поле борьбы разнородных политических сил, представляющих собой различные социальные идеалы и интересы. В каждый момент борьбы каждая из этих сил стремится нарушить равновесие в свою пользу. Так как силы не только разнородны, но и разнонаправлены, то равновесие постоянно колеблется. Такое колебание результирующей силы политики около положения равновесия и означает ее свойство неравновесности.

3. В  современных демократиях, в которых  власть периодически сменяема, политика  приобрела циклический характер. Каждый политический цикл состоит из следующих периодов:

- предвыборная кампания, в которой политика приобретает наиболее активный и непредсказуемый характер;

- период выборов, подсчета голосов, составления коалиций и формирования нового правительства. Это тоже довольно бурный, но непродолжительный период политики;

- период реализации предвыборных программ. Наиболее длительный период, во время которого активно работают правительственные структуры, а их политические противники, СМИ, гражданское общество держат правительство и правящую коалицию под огнем критики.

4. Венчурный характер политики означает наличие у этого вида деятельности довольно больших рисков.

Политические  программы обычно составляются на пределе  возможных обещаний. Некоторые популистские партии предлагают обществу программы даже сверх этого предела. Но даже реалистические и сбалансированные программы полностью выполнить сложно ввиду определенной хаотичности и стихийности рыночной экономики, непредсказуемости симпатий и антипатий избирателей к тому или иному лидеру.

5. Политика  имеет рациональную и иррациональную стороны.

Если  рассмотреть ее по периодам цикличности, то наиболее иррациональна политика в период предвыборной кампании, наиболее рациональна политика в период реализации предвыборных программ.

Если  дифференцировать ее на политику верхов и политику низов общества, то, очевидно, в верхах, особенно во властных органах, облеченных ответственностью, политика более рациональна, чем в низах  общества, где есть больше возможностей для проявления политических эмоций, чувств, интуиции.

6. Политика, как и другие сферы общества  и человеческой деятельности  обладает пространственными свойствами, то есть связана с определенным физическим, географическим пространством.

Действительно, одна и та же политика, в одной и той же стране, но в разных ее географических регионах дает порой совершенно различные результаты. Климат, рельеф местности, наличие или отсутствие реки или моря, запросы местного населения, религиозные особенности и т.д. часто создают неповторимый политический ландшафт.

7. Временные (темпоральные) свойства политики - реальные политические процессы осуществляются сразу в нескольких временных диапазонах:

- в рамках реального времени. Здесь политические события воспринимаются как актуальные, соответствующие современным реалиям;

- в рамках исторического времени. В этих координатах воспринимаются только значимые политические события, которые, по мнению современников, войдут в историю;

- в рамках эпохального времени воспринимаются только выдающиеся события, например, запуск первого человека в космос или распад СССР.

8. Статические и динамические свойства политики.

К статическим свойствам политики следует отнести ее неизменные или слабоменяющиеся во времени характеристики, такие как свойства национального характера, конституционные установления, политическая система, характеристики политической культуры.

Динамические  свойства политики включают в себя характеристики избирательных кампаний, политических режимов, политических призывов и лозунгов, политических эмоций по поводу тех или иных быстропроходящих политических процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Политическая власть. 

2.1 Понятие  политической власти. 

Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.4

Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей  политологии. Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической 
Индии, Китая и Греции.

Парадокс  политической власти, способной оборачиваться  для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя  занимал умы философов и писателей.

Власть  является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. 
Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.
 

2.2. Соотношение политики и власти. 

Власть  и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание — проблема политическая, независимо от того, решается она путем выборов, назначений, захвата. Как правило, власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. 
Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.5

Вопрос  этот имеет не только теоретическое, но и практическое значение. 
В конкретных политических ситуациях за всеми вопросами политики, так или иначе, стоят вопросы власти, ее сохранения и удержания. Так, перед выборами власть зачастую проводит популистскую политику заигрывания с народом, пустых обещаний; демонстрирует отеческую заботу о бедных, больных, благо, в нашем отечестве их немало.  

2.3 Разделение властей. 
 

Разделение  властей - концепция, утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые др.от друга ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная.

Разделение  властей - это также разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Принцип разделения властей означает:

    - распределение функций государственной власти м.различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали

    - определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции др. власти

    - равенство законодательной, исполнительной и судебной властей, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой

    - создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.

Этот  механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787, а затем получили своё воплощение в конституционных актах др.демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти:

    -общенациональный, предполагающий наличие центральных органов государственной власти, осуществляющих управление обществом в целом

Информация о работе Теория политики