Теория постиндустриального общества: критический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Концепция постиндустриального общества впервые была изложена в вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество". Д. Белл сформулировал основные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой "интеллектуальной" техники. Анализируя новые черты в экономике, Д. Белл сделал вывод, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1. ПОНЯТИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 6
1.2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 9
1.3. ОРИЕНТИРЫ И ФАКТОРЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 13
ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 17
2.1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 17
2.2. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Теория постиндустриального общества курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Индустриальный – этап развития общества обеспечил возможность количественного удовлетворения большинства потребностей человека.  Новый этап свидетельствует о трансформациях качественного характера. Внедрение технологических новшеств влечет за собой изменение характера труда отдельного человека, предъявление к нему новых требований и предоставление новых возможностей. Динамика социально-экономических процессов делает традиционно сложившиеся принципы функционирования индивида во многих сферах нежизнеспособными в новых условиях. Это касается, прежде всего, образования и подготовки к дальнейшей трудовой деятельности. В связи с этим возникает необходимость провести теоретический анализ понимания характера труда, а также подходов к проблеме профориентации в постиндустриальных условиях.  

Процесс перехода к постиндустриальному обществу начался еще в послевоенные годы, когда наметились некоторые новые  черты в капиталистической экономике, и продолжается по сей день. Современные "западные" общества уже можно  назвать скорее постиндустриальными, чем индустриальными.

Ряд западных специалистов в области профконсультирования выделяют следующие основные особенности  изменений трудовой жизни индивидов  в постиндустриальной экономике:

– постоянно  растет количество изменений, что вызывает затруднение в планировании и построении долгосрочной профессиональной карьеры; решения относительно выбора профессии принимаются теперь в зависимости от жизненного этапа и условий;

– резко увеличивается  профессиональная мобильность, возрастают требования к возможностям смены профессии, дальнейшего профессионального развития, а также к умениям и владению несколькими профессиями;

– «обучение  длиною в жизнь» – участие индивида в профессиональном и общеобразовательном  обучении становится необходимым в  течение всей его жизни, что, в свою очередь, означает учащение циклов перехода от работы к обучению и обратно. Раньше такой переход зачастую осуществлялся только один раз – после обучения в трудовую жизнь.

Исходя из выделенных особенностей, можно говорить о том, что в современном обществе определение содержания труда и профессии становится более трудным, а потому и «прикрепление» к профессии и обретение профессиональной идентичности становятся все более проблематичными. Следовательно, отношение к труду становится более субъективным, зависимым от других людей и организаций, повышается роль рабочих групп и «человеческого» фактора. Высокий уровень профессиональных знаний и умений способствует увеличению влияния на трудовой коллектив, возникают возможности самостоятельной регуляции условий труда, а это, в свою очередь, предполагает наличие развитых социальных умений и коммуникативных способностей.

В связи с  этим на направление профессионального  развития наибольшее влияние оказывают  такие факторы, как неопределенность выбора профессиональных возможностей и карьерной роли; взаимосвязь переходных карьерных процессов и перемен в жизни; индивидуализация и альтернативность опыта; переход от влияния социализации к влиянию изменения организационной роли и личностных изменений; ощущение ответственности за свою карьеру; нарушение субъективного цикла психологического успеха и другие. Все это определяет нелинейный и контекстно обусловленный характер профессионального пути работника в постиндустриальных условиях.

Динамика изменения компонентов системы «индивид – социально-трудовое и жизненное окружение» в условиях постиндустриального этапа социально-экономического развития именно за счет технологических и коммуникационных достижений приобретает невозможные на предыдущем этапе темпы. Возникают профессии, существование которых ранее было невозможно, следовательно, профориентация и образование должны быть направлены не столько на получение конкретной профессии, сколько на вид профессиональной деятельности в целом. Поэтому личностные усилия индивида выходят на первый план. Именно от его компетентности, квалификации, умений использовать новые знания зависит его как экономическая, так и социальная состоятельность. Обучение в течение всей жизни, повышение квалификации и своевременной профессиональной переподготовки становится необходимостью для каждого экономически активного гражданина.  

 
 
Список использованной литературы

 

  1. Белл Д. “Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования“ / Д. Белл; пер с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. - М., 1999.
  2. Иноземцев В.Л. “Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы”: учеб. пособие для студентов вузов./              В.Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000. - 304 с.
  3. Кравченко А.И. “Социология”: учеб. для вузов/А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2006. - 533 с.
  4. Курбатов В.И. “Современная западная социология: аналитический обзор концепций”: учеб. пособие / В.И. Курбатов. - Ростов-н/Д.:           Феникс, 2001. - 416с.
  5. Мелюхин И.С. “Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития”. / И.С. Мелюхин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 208 с.
  6. Тоффлер Э. “Третья волна”: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2002.
  7. Тоффлер Э. “Футурошок”: пер. с англ. / Э. Тоффлер. - СПб.: Лань, 1997. - 464с.
  8. “Опыт социального прогнозирования”. Пер. с англ. / Иноземцев В.Л. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999.  
  9. З. Бауман  “Индивидуализированное общество”; перевод с англ. под ред. В.Л. Иноземцева М., "Логос", 2002г.
  10. М. Ильина, В. Иноземцева “Мегатренды мирового развития” под редакцией М., Экономика, 2001.
  11. “Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы” Учебное пособие для студентов вузов М.: Логос 2000 г.
  12. “Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции”, М.: Academia, 1999.
  13. В.Н. Лавриенко, Л.М. Путилова Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник, 2007.- 184
  14. Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  15. Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.

 


Информация о работе Теория постиндустриального общества: критический анализ