Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа
Актуальность темы. Концепция постиндустриального общества впервые была изложена в вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла "Грядущее постиндустриальное общество". Д. Белл сформулировал основные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического научного знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой "интеллектуальной" техники. Анализируя новые черты в экономике, Д. Белл сделал вывод, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 6
1.1. ПОНЯТИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 6
1.2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 9
1.3. ОРИЕНТИРЫ И ФАКТОРЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 13
ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 17
2.1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 17
2.2. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Процесс перехода
к постиндустриальному обществу
начался еще в послевоенные годы,
когда наметились некоторые новые
черты в капиталистической
Ряд западных специалистов в области профконсультирования выделяют следующие основные особенности изменений трудовой жизни индивидов в постиндустриальной экономике:
– постоянно растет количество изменений, что вызывает затруднение в планировании и построении долгосрочной профессиональной карьеры; решения относительно выбора профессии принимаются теперь в зависимости от жизненного этапа и условий;
– резко увеличивается профессиональная мобильность, возрастают требования к возможностям смены профессии, дальнейшего профессионального развития, а также к умениям и владению несколькими профессиями;
– «обучение длиною в жизнь» – участие индивида в профессиональном и общеобразовательном обучении становится необходимым в течение всей его жизни, что, в свою очередь, означает учащение циклов перехода от работы к обучению и обратно. Раньше такой переход зачастую осуществлялся только один раз – после обучения в трудовую жизнь.
Исходя из выделенных особенностей, можно говорить о том, что в современном обществе определение содержания труда и профессии становится более трудным, а потому и «прикрепление» к профессии и обретение профессиональной идентичности становятся все более проблематичными. Следовательно, отношение к труду становится более субъективным, зависимым от других людей и организаций, повышается роль рабочих групп и «человеческого» фактора. Высокий уровень профессиональных знаний и умений способствует увеличению влияния на трудовой коллектив, возникают возможности самостоятельной регуляции условий труда, а это, в свою очередь, предполагает наличие развитых социальных умений и коммуникативных способностей.
В связи с этим на направление профессионального развития наибольшее влияние оказывают такие факторы, как неопределенность выбора профессиональных возможностей и карьерной роли; взаимосвязь переходных карьерных процессов и перемен в жизни; индивидуализация и альтернативность опыта; переход от влияния социализации к влиянию изменения организационной роли и личностных изменений; ощущение ответственности за свою карьеру; нарушение субъективного цикла психологического успеха и другие. Все это определяет нелинейный и контекстно обусловленный характер профессионального пути работника в постиндустриальных условиях.
Динамика изменения компонентов системы «индивид – социально-трудовое и жизненное окружение» в условиях постиндустриального этапа социально-экономического развития именно за счет технологических и коммуникационных достижений приобретает невозможные на предыдущем этапе темпы. Возникают профессии, существование которых ранее было невозможно, следовательно, профориентация и образование должны быть направлены не столько на получение конкретной профессии, сколько на вид профессиональной деятельности в целом. Поэтому личностные усилия индивида выходят на первый план. Именно от его компетентности, квалификации, умений использовать новые знания зависит его как экономическая, так и социальная состоятельность. Обучение в течение всей жизни, повышение квалификации и своевременной профессиональной переподготовки становится необходимостью для каждого экономически активного гражданина.
Список использованной литературы
Информация о работе Теория постиндустриального общества: критический анализ