Филиал НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ,
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
в г. Дзержинск Нижегородской
области
факультет: юридический
кафедра правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Политология
Вопрос 1: Происхождение,
содержание, структура и функции политики
Вопрос 2: Теории элит
XX века
Выполнила:
студентка 2 курса группы 2011-ЮЗ
заочной формы обучения,
----------------------------
Проверил:
к.и.н. профессор -------------Р.Ф.
____________
Дзержинск
2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………...……3
Вопрос 1: Происхождение, содержание,
структура и функции политики……....4
1. Теоретическое обоснование
происхождения и содержания политики
как вида человеческой деятельности.....................................................................................4
- Определение политики.................................................................................4
- Происхождение политики.............................................................................6
- Содержание политики.................................................................................8
2. Структурно-функциональные
аспекты политики..............................................9
2.1. Структура политики......................................................................................9
2.2. Функции политики.....................................................................................11
Вопрос 2: Теории элит XX века………………………………………………...…12
- Определение элиты общества.
Политическая элита, причины ее существования и ее функции…………………………………………………………..…..12
- Теории элит…………………………………………………………………..14
- Классификация элит В.Парето, теория «политического класса» Г. Моска, «железный закон олигархии» Р. Михельса…………………………………….…14
- Современные подходы к анализу феномена элит………………………....17
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...21
Введение
Политика - важнейшая составляющая
общественной жизни. Выявление её сущности
позволяет разобраться в сложных проблемах
современности. Человек постоянно испытывает
на себе влияние политики. В условиях демократического
перехода ее эффективность возникает
важным фактором стабильности общества.
Не менее важен и второй вопрос данной
работы. Понятие «политическая элита»
неразрывно связано с понятием «власти».
Именно поэтому представленная работа
так актуальна. Нам необходимо разобраться
в основе того, что управляет обществом.
Цель данной работы заключается
в раскрытии фундаментальной основы политики
как вида общественной деятельности и
изучении теорий элит.
Для этого будут решаться следующие
задачи:
- Мы должны выяснить когда, каким
образом и при каких условиях появилась
политика. Логично будет рассмотреть структурно-функциональные
аспекты политической деятельности, т.к.
они раскрывают суть деятельности политики.
- Для изучения второго вопроса
необходимо уяснить понятие элиты, понять
причины ее существования, рассмотреть
ее функции, истоки теории элит и разобрать
современные подходы к анализу феномена
элит.
Для выполнения данной работы
были использованы такие источники, как
учебники по политологии К.С. Гаджиева,
М. А. Курьянова, А.С. Тургаева, В.С. Крайтермана,
С.В. Климовой, критический очерк Г.К. Ашина
«Современные теории элиты», а так же источники
из сети интернет.
Вопрос 1: Происхождение, содержание,
структура и функции политики
1. Теоретическое обоснование
происхождения и содержания политики
как вида человеческой деятельности
1.1. Определение политики
На протяжении веков понятие политики
интерпретировалось по-разному. Существует
несколько подходов к определению понятия
«политика»:
- Первый подход выражен в работах античных ученых.
Политика в Античности еще не выделилась
в самостоятельную сферу жизни, в самостоятельную
область человеческой деятельности. Так,
вспомним из истории: все важные для города
вопросы решало общее собрание (существовал
институт остракизма - осуждение человека).
Платон рассматривал политическую науку
как науку, которая должна воспитать в
правителе лучшие моральные качества:
бескорыстие, добродетель, практический
ум, организаторские способности.
Таким образом, в Античности понятия
«гражданский», «государственный», «общественный»
не разделялись и отождествлялись с понятием
«политический». Это нашло проявление
в однокоренных словах: город-полис - polis, гражданин
- polites, конституция - politea.
Под государством Аристотель понимал
объединение людей, семей, селений, город.
- Второй подход связан с эпохой Никколо Макиавелли. Он выделил политику в самостоятельную сферу жизни, более того, в работе «Государь» он настаивает на том, что политические и общечеловеческие нормы несовместимы:
мораль политика отличается от морали
простого человека. Таким образом, Макиавелли разделил понятия
«государство» и «общество», и отождествил
политику с понятием «государство», формами
правления: «монархией», «республикой». Главное для политика, в отличие от античного понимания - усиление государства.
- В эпоху Нового времени выделился третий
подход к определению политики. Один из
основателей либерализма в Европе Джон
Локк, а вслед за ним Шарль Луи Монтескье, в противоположность
Макиавелли, главное внимание акцентировал на ограничении власти
государства. Отсюда идея разделения властей
как гарантия от узурпации власти одним
человеком. Таким образом, политика должна
гарантировать человеку соблюдение его
естественных, прирожденных прав человека: на жизнь, свободу,
собственность.
- Наконец, последний функционально-ролевой
подход, рассматривает политику как способ достижения этических
целей, справедливости, всеобщего блага. Данной трактовки придерживались
Гегель, Руссо, Лассуэлл.
В данной работе под политикой
мы будем понимать деятельность и отношения
между социальными классами, группами,
государствами по поводу использования
государственной власти.
1.2. Происхождение политики
Политика существовала не всегда.
Так, примитивные общества охотников и
собирателей не знали политики. Неразвитость
материального производства обусловливала
примитивность потребностей, сводившихся
к возможности физического выживания.
Нерасчлененность потребностей объяснялась
неспособностью отдельных индивидов к
самостоятельному существованию, их зависимостью
от «целого» (рода, племени). Взаимодействия
внутри подобных образований были основаны
на естественных связях (кровнородственных
отношениях), регулировались религиозными
нормами, обычаями, традициями.
Господство «целого» над отдельным
индивидом ослабевало по мере перехода
от присваивающего хозяйства к производящему
и постепенного разложения родоплеменной
организации. Уже в садоводческих обществах
(4 тыс. лет до н. э.), по мнению американских
социологов Г. Ленски и Дж. Ленски, появляются
политические структуры, отражающие процесс
социальной, этнической, культурной и
религиозной дифференциации. Хотя доминирующее
значение в организации социальной жизни
сохраняли кровнородственные связи, но
уже начали формироваться политические
институты (лидеры, советники, аппарат
принуждения).
Политика становится самостоятельной
сферой в аграрных обществах. Выделение
частной собственности привело к обособлению
отдельного человека, который превращался
в автономную личность, независимую от
власти «целого».
Дифференцированная структура
интересов и потребностей разрушила некогда
монолитное единство первобытных обществ
и потребовала иных средств регуляции
социальных взаимоотношений. Потребность
в защите и обеспечении прав и свобод самостоятельного
индивида, в упорядоченном взаимодействии
его с другими индивидами значительно
возрастает. Следовательно, там и тогда,
где и когда нет естественного согласия,
но существует потребность в согласованном
поведении, возникает политика.
Потребность в согласовании
различающихся групп интересов, обеспечении
целостности общества и эффективности
его функционирования привела к формированию
институтов публичной власти: государства
с бюрократическим аппаратом, армией и
т. д. Появление специальных институтов,
обладающих возможностью обеспечить общеобязательные
формы социального поведения для всех,
вызвано тем, что удовлетворение потребностей
одной группы неминуемо влечет за собой
ущемление интересов и социального положения
других слоев населения. Взаимодействия
групп, общностей оказываются политическими
тогда, когда становится очевидным, что
их притязания не могут быть реализованы
без вмешательства государства.
Эффективность и осязаемость
политики как социального института, в
отличие от других регуляторов общественных
отношений (морали, религии, традиций),
обусловлена наличием такого ее элемента,
как власть.
Политическая власть - это отношения,
причем волевые, формирующиеся сознательно
между субъектом и объектом. Властные
взаимоотношения групп и общностей происходят
на основе политически осознанных интересов
и потребностей, т. е. таких притязаний,
реализация которых требует использования
государственной власти. Это обусловлено
тем, что в противном случае удовлетворение
потребностей одних групп и общностей
существенно изменяет социальные возможности
других. Следовательно, политическую власть
можно рассматривать как способность
государства, других социальных институтов
(партий, групп давления, средств массовой
информации и т. д.), выражающих общие интересы,
решительно воздействовать на поведение
индивида, групп, общества с помощью имеющихся
средств.
1.3. Содержание политики
В основе содержания политики
находятся цели и интересы ее субъектов.
Субъекты политики – это личность, социальная
группа, класс, нация и др., которые осознали
и сформулировали свои коренные интересы
и цели и готовы их отстаивать, претворять
в жизнь. Именно отношения между этими
социальными субъектами по поводу власти,
ее завоевания и удержания, выдвигаются
на первый план в содержании политики.
Власть открывает реальные возможности
для реализации намеченных целей и задач,
владения собственностью, материальными
и духовными благами, существенно поднимает
авторитет и социальный статус человека
в политике. Поэтому борьба за власть в
обществе ведется непрерывно, охватывает
все сферы политической жизнедеятельности
субъектов – политику, экономику, право,
идеологию, культуру и не рассматривается
как аморальное явление.
Следующим важнейшим
компонентом содержания политики
являются интересы. Они выступают
движущей силой всех субъектов
политики, существуют как общенациональные,
государственные, классовые, групповые,
индивидуальные, которые подлежат обязательному
учету и использованию в политике.
Важным компонентом содержания
политики выступают теоретические, идеологические
и духовные ценности. Это идеи, теории,
концепции, принципы, традиции, нормы,
символы, опробованные в политике и лежащие
в основе программ общественного развития.
Среди важнейших идей современной политики
надо назвать свободу, демократию, права
человека, социальную справедливость,
солидарность и др.
Наконец, в содержание политики
в ряде случаев могут входить догмы, стереотипы,
мифы, утопии, а, иногда, и просто виртуальная
ложь, которые используются политиком
ради достижения своих корыстных интересов,
особенно властных устремлений, продления
своих полномочий.
2. Структурно-функциональные
аспекты политики
2.1. Структура политики
Многогранность и сложность
политики как общественного явления проявляется
в ее структуре, которая состоит из множества
взаимосвязанных между собой элементов
как объективного, так и субъективного
порядка. От того, какой из этих элементов
положен в основу структурного анализа
политики, различают аналогичные типологии
ее структур.
В соответствии с первой типологией
в структуре политики выделяют: политическое
сознание, политические институты и политические
отношения. Политическое сознание концентрирует
в себе явления, процессы и тенденции развития
политической деятельности, дает им оценку
и определяет эффективность политики.
Политические институты – государство,
его органы управления, политические партии,
общественные организации и движения,
неформальные объединения – группы давления
и группы поддержки, обеспечивают функционирование
власти и управления, интегративные функции
в обществе. Политические отношения возникают
между людьми по поводу их участия в политике,
в решении важнейших государственных
и общественных дел. Подробнее они будут
рассмотрены в других темах курса политологии.
Вторая типология структуры
политики кладет в основу важнейшие
сферы общественной жизни, в соответствии
с которыми выделяются: экономическая,
социальная и культурная политика. Каждая
из них в свою очередь подразделяется
на ряд более мелких структурных элементов.
Экономическая политика, в частности,
подразделяется на промышленную, сельскохозяйственную,
финансовую и др. Социальная политика
включает в себя политику в области здравоохранения,
социального обеспечения, бытового обслуживания
населения. Культурная политика расчленяется
на политику в области образования, науки,
искусства, просвещения и т.д.
Третья типология структуры
политики в зависимости от масштаба, направленности
и содержания решаемых проблем подразделяется
на внутреннюю, внешнюю и международную.
Внутренняя политика включает основные
направления в деятельности государства.
Специфика ее в том, что государство, правящая
элита обладают монополией на политическую
власть, а значит, на принятие политических
решений, на проведение собственной политики
по регулированию отношений между людьми
в масштабах данного общества.
Внешняя политика есть продолжение
внутренней политики государства. Она
зависит не только от единого центра, определяется
внутренней политикой, но и формируется
на основе учета интересов других государств,
с использованием различных форм сотрудничества,
компромиссов и т.д. Специфика внешней
политики состоит в том, что она нацелена
на обеспечение безопасности государства,
а также на создание благоприятных условий
для реализации целей и задач внутренней
политики.