Технология власти Никколо Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:42, доклад

Краткое описание

Никколо Макиавелли (1469-1526) - один из выдающихся итальянских философов. Он родился во Флоренции во второй половине 15 века - во времена позднего возрождения. В нём удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью.

Вложенные файлы: 1 файл

политол.docx

— 21.53 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени  В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

______________________________________________

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Политология»

на тему «Технология власти Никколо Макиавелли»

 

 

 

Выполнил: студент 2-го курса  
очной формы обучения  
факультета таможенного дела 
группа 2115 
Старицкая Анжелика

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Введение

Никколо Макиавелли (1469-1526) - один из выдающихся итальянских философов. Он родился во Флоренции во второй половине 15 века - во времена позднего возрождения. В нём удивительным образом сочетались политик и писатель, человек действия и мыслитель, практик и теоретик. Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью.

Особенно четко реализм  его политической мысли виден  в работе «Государь», имевшем целью  дать руководство по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внешним и внутренним врагам. Макиавелли.

По существу, Макиавелли излагает своеобразный кодекс поведения  и действий нового государя, его  так сказать, стратегию и тактику  по осуществлению властных полномочий.

 

Основа власти

Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее  войско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы. Военное дело – единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. "Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рождён государём, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным".

 Обладание властью  связано прежде всего с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Оно действует наподобие объективного закона, не зависящего от воли и сознания людей. Успех в продвижении к вершинам власти обусловлен не столько интенсивностью ориентации на власть, сколько наличными средствами. Правитель, желающий добиться успеха в своих начинаниях, должен сообразовывать свои действия с законами необходимости, иначе говоря, судьбы, а также с образом поведения подчиненных. Сила бывает на его стороне тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.

Способы получения власти

Существует ещё два  способа сделаться государём. Это  случаи, когда частный человек  достигает верховной власти «путём преступлений, либо в силу благоволения к нему сограждан». Макиавелли рассматривает  эти случаи на примерах один из древности, другой из современной ему жизни. В первом случае «сицилиец Агафокл стал царём Сиракуз, хотя вышел из простого, низкого и презренного звания. Он родился в семье горшечника и вёл жизнь бесчестную, но смолоду отличался такой силой духа и телесной доблестью, что, вступив в войско, постепенно выслужился до претора Сиракуз. Утвердясь в этой должности, он задумал сделаться властителем Сиракуз и таким образом присвоить себе то, что было вверено ему по доброй воле. Он созвал однажды утром Сенат Сиракуз, якобы для решения дел, касающихся республики; и когда все собрались, то солдаты его по условленному знаку перебили всех сенаторов и богатейших людей из народа. После такой расправы Агафокл стал властвовать, не встречая ни малейшего сопротивления со стороны граждан».

 Сам Макиавелли не  одобряет такие способы. Он  пишет, что нельзя назвать доблестью  убийство сограждан, предательство,  вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу. 

 Макиавелли отмечает, что жестокость в политике - вещь  неоднозначная. «Жестокость жестокости  рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях - если позволительно дурное назвать хорошим, - когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно удержать власть; действуя вторым – невозможно».

«Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем  меньше от них вреда; благодеяния  же полезно оказывать мало - помалу, что бы их распробовали как можно  лучше».

В случае, когда человек  делается государём своего отечества  не путём злодеяний и беззаконий, а в силу благоволения сограждан. Такого рода единовластие можно назвать  гражданским, так как учреждается  оно по требованию народа, либо знати  в зависимости от того, кому первому  представится удобный случай. Но тому, кто приходит к власти с помощью  знати, труднее удержать власть, чем  тому, кого привёл к власти народ, так  как если государь окружён знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. Так что если государь пришёл к власти с помощью народа, он не должен угнетать его, тем самым, удерживая его дружбу. Народ надо взять под свою защиту, так как даже в тех случаях, когда государь является ставленником знати. Макиавелли пишет: «… государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут».

Удержание власти

Неблагодарность и неизменная склонность людей к плохому должны побуждать властителя к твердым, решительным и даже жестоким методам правления. Не нужно бояться быть строгим и суровым правителем — люди в массе своей уважают силу и трепещут перед ней. А это позволяет удержаться у власти и прочно держать бразды правления в своих руках. Конечно, идеально было бы, говорит Макиавелли, если бы своего правителя люди одновременно и боялись, и любили, но такое сочетание, по его мнению, невозможно. Поэтому умный государь всегда применяет те меры воздействия на своих подданных, которые посчитает нужными в данный момент. И если для удержания власти необходимо применить насилие, то надо его применить, даже если прольется большая кровь.

 Так, в главе XVII говорится:  Говорят что лучше всего, когда  боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается  со страхом, поэтому если уж  приходится выбирать, то надежнее  выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернуться. И худо придется тому государю, который, доверясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

Однако государь должен внушать  страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить  страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан  и подданных и на их женщин. Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать  это, если налицо подходящее обоснование  и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. Тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть  все обиды, чтобы покончить с  ними разом, а не возобновлять изо  дня в день; тогда люди понемногу  успокоятся, и государь сможет, делая  им добро, постепенно завоевать их расположение. Кто поступит иначе, из робости или  по дурному умыслу, тот никогда  уже не вложит меч в ножны и  никогда не сможет опереться на своих  подданных, не знающих покоя от новых  и непрестанных обид. Так что обиды  нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них  вреда; благодеяния же полезно оказывать  мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Самое же главное  для государя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие - ни дурное, ни хорошее - не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо  его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.

 Так что если государь  пришел к власти с помощью  народа, он должен стараться удержать  его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы  его не угнетали. Но если государя  привела к власти знать наперекор  народу, то первый его долг - заручиться  дружбой народа, что опять-таки  нетрудно сделать, если взять  народ под свою защиту. Люди  же таковы, что, видя добро со  стороны тех, от кого ждали  зла, особенно привязываются к  благодетелям, поэтому народ еще  больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти. Заручиться же поддержкой народа можно разными способами, которых я обсуждать не стану, так как они меняются от случая к случаю и не могут быть подведены под какое-либо определенное правило.

Государь, как отчасти  сказано выше, должен следить за тем, чтобы не совершилось ничего, что могло бы вызвать ненависть  или презрение подданных.

 Если в этом он преуспеет, то свое дело он сделал, и прочие его пороки не представят для него никакой опасности.

 

Заключение

Таким образом, в работе «Государь» властная проблематика выражена своеобразными  руководящими началами по удержанию  и осуществлению власти.

 Прежде всего, полагает  Макиавелли, созданием прочного  фундамента власти. Основой власти  служат хорошие законы и хорошее  войско, армия, вооруженная сила. Государство выступает монополистом  публично властных прерогатив. Оно  трактуется в «Государе» в  значении аппарата, управляющего  подданными, народом, обществом.  Симпатии свои Макиавелли отдает  тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении  слуг, которые милостью и соизволением  его поставлены на высшие должности  и помогают ему управлять государством».  Макиавелли настаивал на сосредоточении  власти только в руках государя  и выступал против наличия  властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и  магистратов.

 Важным моментом является  то, что Макиавелли не представлял  народ как носителя, источника  верховной власти. Ни слова нет  о правах народа на управление  государством, даже на минимальное  его подключение к самостоятельному  отправлению государственными делами. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ - необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле- вот почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданные могут смириться с утратой свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

 В целом, Макиавелли  руководствуется одной из основных  аксиом своей политической философии  - аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности людей. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», может пойти против своего слова, т.е. может не пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность.

 

Список используемых источников:

  1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. – 456 с.
  2. Дубов. И. От Монтескье до наших дней.// Диалог №2 1993.
  3. Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982. – 652 с
  4. http://xreferat.ru/72/1148-1-teoriya-vlasti-makiavelli.html

Информация о работе Технология власти Никколо Макиавелли