ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРАВЛЕНИЯ.
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА.
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕЖИМА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Введение
Государство это прежде всего исторически
сложившиеся , сознательно организованная
социальная сила , управляющая обществом.
Это фактически первая сознательно созданная
обществом и планомерно функционирующая
организация , оказывающая огромное воздействие
на жизнь индивидуумов , социальных групп
и всего общества. А из этой исходной функции
управлять обществом следуют другие черты
государства . Управление обществом управление
определенной массой людей , на которой
и могут быть распространены государственные
управленческие функции. Традиционно
отечественная теория государства и права
в этих целях выделяет в формах государства
три основных , взаимосвязанных блока:
форму правления , форму национального
и административно-территориального устройства
, политический режим.
Особенности государства конкретного
исторического периода определяются состоянием
и уровнем развития общества. При неизменности
формальных признаков ( территории , публичной
власти , суверенитета ) государство по
мере общественного развития претерпевает
серьезные изменения . Особенности исторических
периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного
общества у различных народов в различное
историческое время позволяют тем не менее
выявить существенные общие черты , характерные
для всех государств данного периода.
Первые попытки такого обобщения , несмотря
на отсутствие исторического опыта государственного
строительства , были предприняты Аристотелем
и Полибием. Аристотель считал , что основными
критериями разграничения государств
являются: 1. Количество властвующих в
государстве 2. Осуществляемая государством
цель. По первому признаку он различал
правление одного , правление немногих
, правление большинства. По второму признаку
все государства делились на правильные
( в них достигается общее благо ) и неправильные
( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь
от конкретных условий того времени , Аристотель
считал главное различие государств в
том , какое мере государство обеспечивает
свободу и личные интересы каждого. Полибий
говорил , что развитие государства , смена
его типов (разновидностей) естественный
процесс , определяемый природой. Государство
развивается по бесконечному кругу , который
включает фазы зарождения , становления
, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят
одна в другую, и цикл повторяется вновь.
История подтверждает , что цикличность
в развитии государственно-организованного
общества закономерный процесс. Тем не
менее , главное в воззрениях Полибия состоит
в том , что за основу смены циклов в развитии
государства он принимал изменения в соотношении
государственной власти и человека. Разнообразие
научных подходов в оценке этого чрезвычайно
сложного и неоднозначного общественного
явления стало обьективной основой концептуального
плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская
типология государства и права базируется
на категории общественно-экономической
формации. Формация исторический тип общества
, основанный на определенном способе
призводства. Уровень развития производительных
сил определяет материально-техническую
базу общества , а производственные отношения
, складывающиеся на однотипной форме
собственности на средства производства
, составляют экономический базис общества
, которому соответствуют определенные
политические , государственно-правовые
и другие надстроечные явления. Переход
от одной общественно-экономической формации
к другой происходит в результате смены
отживших форм производственных отношений
и замены их новым экономическим строем.
Качественные изменения экономического
базиса закономерно влекут за собой коренные
преобразования в надстройке. Этот принцип
положен в основу марксистско-ленинской
типологии государства и права. Исторический
тип государства , согласно марксистско-ленинской
теории , выражает единство классовой
сущности всех государств , обладающих
общей экономической основой , обусловленной
господством данного типа собственности
на средства производства. Единство экономического
строя различных стран проявляется в господствующем
типе собственности на средства производства
, а следовательно , в экономическом господстве
определенного класса ( классов ). Тип государства
определяется на основании того , какой
экономический базис это государство
защищает , интересам какого господствующего
класса оно служит. При таком подходе государство
приобретает сугубо классовую определенность
, выступая в качестве диктатуры экономически
господствующего класса. Формационный
критерий , лежащий в основе марксистской
типологии государства, выделяет три основные
типа эксплуататорских государства : рабовладельческое
, феодальное и последний социалистическое
, которое , теоретически , в ближайшей
исторической перспективе должно было
бы перерасти в общественное коммунистическое
самоуправление . Перечислим основные
характеристики различных типов государств
, выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства исторически
первая государственно-классовая организация
общества. По своей сущности рабовладельческое
государство организация политической
власти господствующего класса в рабовладельческой
обшественно-экономической формации.
Важнейшая функция этих государств защита
собственности рабовладельцев на средства
производства , в том числе на рабов. Феодальный
тип государства результат гибели рабовладельческого
строя и возникновения феодальной общественно-экономической
формации. Такое государство , согласно
марксистский теории , есть оружие классового
господства крепостников помещиков, главное
средство защиты сословных привилегий
феодалов, угнетения и подавления зависимого
крестьянства. Буржуазный тип государства
приходит на смену феодальной государственности
. Данный тип государства функционирует
на базе производственных отношений ,
основанных на капиталистической частной
собственности на средства производства
и юридической независимости рабочих
от эксплуататоров. Социалистический
тип государства возникает в результате
социалистической революции , которая
ниспровергает отношения частной собственности
и основанную на данных отношениях государственную
машину . Социалистическое государство
орудие политической власти трудящихся
масс ( классов ), выражает интересы трудового
народа , обеспечивает защиту и развитие
социалистического общества. Социалистический
тип права это высший тип правовой системы
общества , диаметрально противоположный
всем типам эксплуататорского права. Социалистическое
право возводит в закон волю трудящихся
масс , служит классовым регулятором общественных
отношений. По мере перехода социалистического
общества к высшему , коммунизму, государство
и право во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного
коммунистического самоуправления и социальных
норм коммунистического общежития. В марксистском
понимании исторический тип государства
определяется зависимостью классового
содержания государственной и правовой
организации общества от типа экономического
базиса классового общества. В этой связи
вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство представляет
собой государственность , возникающую
в результате национально освободительной
борьбы зависимых народов и опирающуюся
на разнотипные производственные отношения.
В дальнейшем , по мере преобладания господствующей
формы собственности , подобные государства
должны примкнуть к определенному историческому
типу государства , капиталистическому
или социалистическому. Многоукладность
экономики при преобладании примитивных
форм собственности ( родоплеменной , полуфеодальной
, смешанной , капиталистической с элементами
общественной собственности ) экономическая
основа этих государств. Концепцию переходного
государства разработал В.И.Ленин . В контексте
развития классовой борьбы он сделал вывод
о возможности перехода отдельных стран
к социализму , минуя капиталистическую
стадию. Главной задачей государства социалистической
ориентации считалось создание экономических
, социальных , политических , идеологических
, культурных предпосылок для перехода
к социализму. Государства капиталистического
пути развития по мере формирования производственных
отношений должны перейти к буржуазному
типу государства. Первопричина смены
исторических типов государств считается
социально экономическое развитие общества.
Социальная революция уничтожает старую
общественную систему и кладет начало
господству нового способа производства
, новым производственным отношениям ,
которым соответствует новый тип государственности
и права . Смена одного исторического типа
государства другим происходит в результате
социальной революции. Смена исторических
типов государств неизбежно влечет за
собой ликвидацию устаревшей государственной
машины и создание нового механизма государства
, отвечающего новым условиям социально
экономического развития общества. Преемственность
между историческими типами государств
заключается , главным образом , в использовании
структуры , форм и методов организации
государственной власти прошлого , которые
в своем развитии отражают общечеловеческий
прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной
сущности государства. Наиболее четко
черты преемственности прослеживаются
основоположниками марксизма ленинизма
в эксплуататорских типах государств
, которые роднит их общая эксплуататорская
сущность , необходимость установления
государственности , позволяющей держать
в повиновении подавляющее большинство
населения страны. Одновременно подчеркивается
, что преемственная связь при смене исторических
типов государства и права по-разному
проявляется и при переходе от эксплуататорского
общества к социализму. Анализируя все
известные эксплуататорские типы государств
, марксистско ленинская теория выделяет
их следующие общие признаки: 1. Все эти
государства являются политической надстройкой
над такими производственными отношениями
, которые базируются на частной собственности
и эксплуатации человека человеком . 2.
Они представляют организацию политической
власти эксплуататоров , подавляющей большинство
населения. 3. Все эксплуататорские государства
стоят над обществом и все более отчуждают
себя от него. 4. По мере возрастания неустойчивости
эксплуататорской социально экономической
системы и обострения классовой борьбы
политическая власть в этих государствах
концентрируется в руках все уменьшающейся
, незначительной части людей. В отличии
от эксплуататорских государств социалистическое
государство представляет собой организацию
политической власти трудящихся. Отсюда
основные черты государства социалистического
типа: 1. Все государства данного типа базируются
на общественной собственности на орудия
и средства производства , на отношениях
товарищеской взаимопомощи сотрудничества
свободных от эксплуатации людей. 2. Социалистическое
государство это политическая организация
подавляющего большинства населения ,
а по мере преодоления классовых антагонизмов
, и всего народа. Классово формационный
подход к типологии государств до последнего
времени был единственным . Типом государства
называется «совокупность государств
, развивающихся в рамках одной и той же
общественно экономической формации классового
общества и характеризующихся единством
классовой сущности и экономической основы»1
. «Исторический
1Основы теории государства и права , М.,
1982. С.23
тип государства ( или права ) это совокупность
наиболее существенных признаков , свойственных
государствам ( или правовым системам
) единой общественно экономической формации
1 . Тип государства определяется экономическим
строем классового общества , соответствующей
ему классовой структурой , эксплуататорской
или неэксплуататорской природой классовых
отношений и его классовой сущностью.2
Так ,Г.Елинекс писал , что “несмотря на
постоянное развитие и преобразования
, можно , однако , установить некоторые
прочные признаки , придающие определенному
государству или группе государств на
всем протяжении их истории черты определенного
типа 3. «Он подразделяет все государства
на два типа : идеальный и эмпирический.
Идеальный тип это мыслимое государство
, которое в реальной жизни не существует.
Идеальному государству противопоставляет
эмпирический , который получается в результате
сравнения отдельных , реально существующих
государств друг с другом. Английский
ученый А.Тойнби развил и конкретизировал
понятие цивилизации , под которым он понимал
относительно замкнутое и локальное состояние
общества , отличающееся общностью культурных
, экономических , географических и других
факторов. Цивилизованный подход: Во-первых
, при анализе экономического базиса упускается
из вида важный фактор , как многоукладность
. Во-вторых , при формационном рассмотрении
структуры классового общества их социальный
состав значительно сужается , так как
в основном учитываются только классы
антагонизмы. В-третьих , формационный
подход ограничивает анализ культурно
духовной жизни общества кругом тех идей
, представлений и ценностей , которые
отражают интересы основных антагонистических
классов. Основное отличие понятия “цивилизация”
от понятия формация состоит в возможности
раскрытия сущности любой исторической
эпохи через человека , через совокупность
господствующих в данный период представлений
каждой личности о характере общественной
жизни , о ценностях и целях ее собственной
деятельности. Человек при таком подходе
стоит в центре изучения прошлого и настоящего
общества как подлинно творческая и конкретная
личность , а не как классово-обезличенный
индивид. Цивилизованный подход позволяет
, таким образом , видеть в государстве
не только инструмент политического господства
эксплуататоров , над
1 Теория государства и права .М., 1985. с.82
2 Теория государства и права .М., 1985. с.41
3 Еллинек Г. Указ.соч. с.210
эксплуатируемыми. В политической системе
общества государство выступает как важнейший
фактор социально экономического и духовного
развития общества , консолидации людей
, удовлетворения разнообразных потребностей
людей. Западноевропейская наука классифицирует
государства в зависимости от характера
взаимоотношений между государственной
властью и индивидов. По этому признаку
выделяют два типа государственности
: демократия и автократия.1 Г. Кельзен
считал , что в основе типизации современных
государств находится идея политической
свободы. В зависимости от того места ,
которое занимает индивид в создании правопорядка
, различаются два типа государства . Если
индивид активно участвует в создании
правопорядка ,- налицо демократия , если
нет автократия .2 Подобную трактовку типологии
государств дает американский ученый
Р.Макайвер . Он делит все государства
на два типа : 1. Династические (антидемократические)
, где общая волна не выражает воли большинства
населения 2. Демократические , где государственная
власть выражает волю всего общества или
большинства его членов и в которых народ
либо непосредственно правит , либо активно
поддерживает правительство.3 Немецкий
ученый Р. Дарендорф , подразделяя все
государства на демократические и антидемократические
, делал вывод , что в результате постепенной
демократизации общество классовой борьбы
становится обществом граждан , в котором
хотя и нет недостатков в неравенстве
. но создана общая для всех основа , и которая
делает возможным цивилизованное общественное
бытие.4 Итак , понятие государства и права
многомерно и многовариантно. Оно состоит
из различных научных оснований , которые
позволяют выделить наиболее общие свойства
и черты , характерный для той или иной
исторической группы государств и правовых
систем. Типология государства тесно связана
с понятием формы государства. Форма государства
сложное общественное явление , которое
включает в себя три взаимосвязанных элемента
: форму правления , форму государственного
устройства и форму государственного
режима. Форма правления представляет
собой структуру высших органов государственной
власти , порядок их образования и распределения
компетенции между ними .
1 Автократия от греческого auto-krator-самовластный,
имеющий неограниченное право 2 см: Кельзен
Г. Общая теория государства и права .Кембридж.1946г.
3 см: Макайвер Р. Современное государство
. Оксфорд . 1964г. 4 см: Дарендорф Р. Фрагменты
нового милитаризма . Штутгард . 1987г. Форма
государственного правления позволяет
уяснить : - Как создаются высшие органы
власти и каково их строение; - Какой принцип
лежит в основе взаимоотношений между
высшими и другими государственными органами
; - Как строятся взаимоотношение между
верховной государственной властью и
населением страны; - В какой мере организация
высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина.
Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись
с самыми разными формами организации
и осуществления государственной власти
в Древнем Мире , попытался разработать
классификацию государств по критерию
, кто и как правит в этих государствах
, то есть по критерию формы правления
. Он выделил несколько форм правления
: монархию , республику , деспотию положив
в основу классификации способы образования
органов государства , их соотношение
, приемы осуществления государственной
власти .Прежде всего теория государства
и права два основных устройства государственной
власти , которые характеризуются содержанием
формы правления : монархию и республику.
Монархическая “ персональное единовластие
” древняя форма правления . Впервые зародилась
в раннеклассовых обществах , власть в
которых захватывали военноначальники
, представители разросшихся семей или
соседских общин . Свои истоки монархическая
форма правления имела в той достаточно
простой , социально не слишком расчлененной
организации общества , которая появилась
на рубеже IV III тысячелетий до нашей эры
, в итоге нелитической революции. В этих
раннеклассовых обществах организация
власти осуществлялась на жестко централизованной
основе , сверху вниз , была наиболее эффективной
и понятной. Монарх назначал чиновника
по управлению регионами или функциональными
службами , те в свою очередь назначали
более мелких руководителей работ . Такая
вертикальная иерархия власти позволила
строить весьма эффективную форму правления
, при которой земледельцы общинники ,
ремесленники и другие члены этих раннеклассовых
обществ могли решать свои споры. Сам же
монарх решал , в нормальном режиме прав
, вопросы связанные с организацией и осуществлением
власти . Он советовался со своими чиновниками
( советниками ) , среди которых были пророки,
предсказатели , другие культовые служители.
Монархии , как форме правления , присуще
четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует
государство , выступает во внешней и внутренней
политике как глава государства . Монарху
же приходится принимать решения по самым
важным вопросам _ принципиально государственным.
Он обладает всей полнотой власти . Власть
монарха верховна и суверенна. Он высшая
власть в государстве . Его власть объявлялась
священной , наделялась религиозным ореолом.
Она распространялась на все сферы жизни,
в том числе и на судебную. Таким образом
, власть монарха не знает ограничений
и может и может распространятся на различные
сферы государственной деятельности.
Монарх свободный от ответственности
. Он не несет конкретной политической
и юридической ответственности за результаты
своего правления , а за ошибки злоупотребления
в государственном правлении отвечают
его советники. Древневосточная монархия.
В государствах Востока значительную
роль в общественной жизни играли отношения
общинного строя , патриархального быта
. Рабовладение здесь носило коллективный
или семейный характер и только государственные
рабы принадлежали монарху. Древнеримская
монархия выступала в форме империи (I-III
века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется
на два периода период принципиата и период
доминанта. При принципиате формально
еще сохраняются формы республиканской
формы правления и основные учреждения
республики. Действуют консулы , преторы
и народные трибуны , но существенной роли
не играют. Все основные функции сосредотачиваются
в руках императора. В III веке н.э. в Риме
устанавливается неограниченная монархия
( доминант ). Полностью исчезают республиканские
учреждения . Управление государством
полностью в руках императора , который
назначает исполнителей сановников .Порядок
поддерживается при помощи административно
судебного и военного аппарата. Феодальная
( средневековая монархия ) последовательно
переходит три периода своего развития
: раннефеодальной , сословно-представительной
и абсолютной монархии . Конституционная
монархия представляет такую форму правления
, при которой власть монарха значительно
ограничена представительным органом.
Обычно это ограничение определяется
конституцией , утверждаемой парламентом.
Формально она не утратила своего значения
в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего
времени ( Англия , Дания , Испания и др.
). Конституционная монархия бывает парламентной
и дуалистической . Парламентная монархия
характеризуется основными свойствами
: - Правительство формируется из представителей
определенной партии , получивших большинство
на выборах; - Лидер партии , обладающей
наибольшим числом депутатских мест ,
становится главой государства ; - В законодательной
, исполнительной и судебной сферах власть
монарха фактически отсутствует , она
является символической ; - Законодательные
акты принимаются парламентом и формально
подписываются монархом ; - Правительство
согласно конституции несет ответственность
перед парламентом. При дуалистической
монархии государственная власть носит
двойственный характер. Юридически и фактически
власть разделена между правительством
, формируемым монархом , и парламентом.
Подобная форма правления существовала
в кайзеровской Германии. Республика такая
форма правления , при которой верховная
государственная власть осуществляется
выборными органами , избираемым населением
на определенный срок. Все высшие органы
государственной власти разного рода
собрания , советы имеют сложную структуру
, наделяются определенными , только им
свойственными полномочиями и несут ответственность
за их неисполнение или ненадлежащее исполнение
согласно закону. Органы республиканского
правления наделяются различными полномочиями
и сферой деятельности (компетенцией )
по осуществлению единой государственной
власти. Надо обратить внимание и на то
обстоятельство , что все ветви единой
государственной власти осуществляют
именно властные полномочия , т.е. организуют
и обеспечивают отношения “ власти подчиненные
”в соответствующих сферах государственной
жизни . Кроме того , следует подчеркнуть
, что , несмотря на разделение властей
, все республиканские органы призваны
осуществлять согласованно , системно
, организованно единую государственную
власть и не могут функционировать друг
без друга . Например : исполнительная
власть зачастую готовит и передает парламенту
проекты законов , а судебная власть функционирует
как система , предотвращающая нарушение
законов . Впервые идею разделения власти
глубоко , подробно разработал в своем
фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта
идея была направлена против произвола
, политических ошибок , злоупотреблений
, порабощения народа в абсолютной монархии.
По существу он дал правовую основу буржуазной
революции в сфере государственности
и изобрел тем самым современную форму
демократии. Вместе с тем в современных
посттоталитарных государствах большую
роль играет и власть главы государства
, президента . Эта самостоятельность ,
вытекающая из статуса главы государства
, как гаранта конституции . Эта власть
обеспечивается не только распределением
полномочий между президентом и парламентом
, президентом и правительством , и созданием
при президенте специальных органов (
администрации , управлении делами , комиссий
и т.п.) содействующих президенту в осуществлении
его полномочий главы государства , гаранта
конституции , например : в реализации
его права законодательной инициативе.
Большое отличие от монархии имеет республика
и в сфере образования органов власти
. Республика это такая форма правления
, при которой все высшие органы государственной
власти избираются народом , либо формируются
общенациональным представительным учреждением
. История государственно организованного
общества , его народов знает несколько
основных разновидностей республиканского
правления. Афинская демократическая
республика ( V IV вв. до н.э.). Ее особенности
и значительный демократизм обусловливались
социальной структурой афинского общества
, характером рабовладения , а также наличием
коллективного рабовладения . В республиканский
период а Афинах сложилось эффективная
система органов власти , имеющая четкую
структуру и функции . Система государственных
органов состояла из народного собрания
, совета пятисот , выборных должностных
лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего
судебного и политического органа ). Высшим
органом государственной власти в Афинах
было народное собрание которому подчинялись
все остальные органы и должностные лица
. В его работе принимали участие полноправные
граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией
народного собрания бало принятие законов
, но и осуществлялась разнообразная административная
и судебная деятельность . Народное собрание
объявляло войну и заключало мир ; ведало
высшими сношениями ; избирало военноначальников
( стратегов ) ; ведало религиозными делами
, вопросами продовольствия . конфискацией
имущества. Высшим исполнительным органом
власти был совет пятисот. Он формировался
из представителей территориальных подразделений
и руководил повседневной практической
деятельностью государств. Ареопаг был
чрезвычайно влиятельным органом государственной
власти. Он мог отменять решения народного
собрания , контролировать деятельность
совета пятисот и должностных лиц. Состоял
ареопаг из архонтов ( высших должностных
лиц ) и бывших архонтов , которые назначались
пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили
ареопаг высших политических функций
, и он превратился в судебный орган. Спартанская
аристократическая республика ( V-IV вв.
до н.э. ). Спарта , в отличии от Афин , возглавлявших
демократическую часть населения полисов
, объединяла вокруг себя в основном их
аристократическую часть. Формально верховная
власть принадлежала двум царям , фактически
она ограничена в пользу аристократии.
Цари являлись военноначальниками , в
военное время им принадлежала судебная
власть , ведали делами культа. Законодательную
власть осуществлял совет старейшин (
герусия ) . Герусия состояла из двух царей
и 28 членов совета , избираемых из представителей
аристократии пожизненно. Высшую правительственную
власть осуществляла коллегия эфоров
, ежегодно избираемых из числа заслуженных
аристократов. Эфоры осуществляли контроль
за деятельностью всех государственных
органов и должностных лиц , в том числе
и царей . Они рассматривали важнейшие
гражданские и уголовные дела , решали
вопросы внешней политики , осуществляли
набор войска. Римская аристократическая
республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью
в республиканском Риме был сенат. Члены
сената назначались особо уполномоченными
лицами ( цензорами) , которые в свою очередь
назначались народным собранием. Все вопросы
, решающиеся в местных органах власти
(центуриях) , предварительно обсуждались
в сенате. Прерогативой сената являлось
установление диктатуры , после чего все
должностные лица республики переходили
в подчинение диктатора , срок полномочий
ограничен шестью месяцами. Сенат обладал
и другими важными полномочиями: он распоряжался
казной и гос. имуществом , решал вопросы
войны и мира , назначал командующих войсками
и судебные коллегии. Народное собрание
, а позже народный трибунат , делали все
возможное для охраны граждан от злоупотребления
властей. Заслуга римской государственности
состоит в том , что она оказала большое
влияние на характер и структуру государственной
власти ряда стран более поздних цивилизаций.
Но в большей мере были восприняты положения
римского права. Римские юристы впервые
сформировали важнейший правовой институт
цивилизованного общества право собственности
. Они подразделяют систему права на две
части : право частное и право публичное
. Города республики ( феодальные республики
). Возникает наряду с феодальными монархиями
. Феодальные республики складываются
в результате укрепления могущества и
самостоятельности крупных городов , за
которыми признавалось право выбирать
собственные органы управления , издавать
законы , осуществлять суд над гражданами.
По отношению к центральной власти ( сеньору
) город был обязан вносить определенные
взносы , выделять граждан для военной
службы. Ярко выраженными городами-республиками
были Флоренция , Венеция , Генуя в Италии
, Новгород и Псков . Вольные города складывались
и в Германии , Англии , где основную роль
играли купцы и ремесленники. Наиболее
существенной чертой многих городов республик
было признание свободы граждан и свободы
рыночных отношений . Парламентарная республика
разновидность современной формы государственного
правления , при которой верховная власть
в организации государственной жизни
принадлежит парламенту. Глава государства
избирается парламентом. Глава государства
обладает обширными полномочиями. Он обнародует
законы , издает декреты , имеет право роспуска
парламента , назначает главу правительства
, является главнокомандующим вооруженными
силами . Глава правительства (премьер-министр)
назначается президентом . Он формирует
возглавляемое им правительство , которое
осуществляет верховную исполнительную
власть и отвечает за свою деятельность
перед парламентом . Главной функцией
парламента является законодательная
деятельность и контроль за исполнительной
властью. Обладает важнейшими финансовыми
полномочиями. Парламентская форма республиканского
правления представляет собой такую структуру
высших органов государственной власти
, которая реально обеспечивает демократизм
общественной жизни , свободу личности
, создает справедливые условия человеческого
общежития , основанного на началах правовой
законности. Президентская республика
соединяет в руках президента полномочия
главы государства и главы правительства.
Характерные черты: - Внепарламентский
метод избрания президента и формирования
правительства; - Ответственность правительства
перед президентом , а не перед парламентом;
- Более широкие , чем в парламентской республике
, полномочия главы государства. Социалистическая
республика особая форма государственного
правления , которая возникла в ряде стран
в результате социалистической революции.
Основные особенности : - Ведущая роль
принадлежит представительным органам
, которые составляют основу аппарата
государственной власти ; - Социалистическая
республика должна сочетать политическое
, хозяйственное и культурное руководство
общественной жизнью в едином государственном
механизме , что позволило бы государственной
власти суверенно распоряжаться общественными
средствами производства, регулировать
и контролировать распределение материальных
и духовных благ; - Высшие и местные органы
власти объединяются в единую представительскую
систему , основанную на принципе демократического
централизма; - В условиях социалистического
государственного правления законодательная
и исполнительная власти соединяются
в лице работающих представительных учреждений;
- Социалистическая республиканская форма
правления предполагает подотчетность
и подконтрольность исполнительно распорядительных
органов органам законодательной власти;
- Социалистическая республика создает
необходимые условия и предпосылки для
обеспечения руководящей роли рабочего
класса и его партии в общественной и государственной
жизни. Различают три разновидности социалистической
формы государственного правления : Парижскую
коммуну , Советскую республику и народно-демократическую
(народную) республику , которые изначально
выступают как государственная форма
диктатуры пролетариата. Парижская коммуна
считается исторически первой формой
диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская
коммуна реализовала принцип всеобщего
и равного избирательного права. Во-вторых
, коммуна полностью разрушила старый
государственный аппарат , заменив его
новым. Высшим органом власти являлся
совет коммуны . Он избирал десять комиссий
, через которые коммуна осуществляла
высшие законодательные , исполнительные
и судебные функции. В-третьих , подобная
структура государственной власти в коммуне
полностью отвергала буржуазный парламентаризм
и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов возникла в новых исторических
условиях в России. В республике Советов
В.И.Ленин видит однотипную с Парижской
коммуной форму организации власти и выделяет
следующие ее признаки: - Слом старого
буржуазного государственного аппарата
и образование таких органов власти , которые
бы обеспечивали защиту завоеваний революции
вооруженной силой рабочих и крестьян.
- Обеспечение реального участия трудящихся
масс в управлении государством , превращения
Советов в политическую основу государственного
строя , совмещения в них функций законодательного
и исполнительного органа. - Руководящая
роль в организации государственной и
общественной жизни страны принадлежит
партии рабочего класса , которая определяет
и направляет внутреннюю и внешнюю политику
государства . Народно демократическая
республика возникает после второй мировой
войны . По структуре и характеру она мало
чем отличается от советской формы правления.
Советская и народно демократическая
формы правления полностью отрицали прогрессивные
стороны парламентаризма и принцип разделения
власти . Важнейшим фактором , который
обусловливал специфику данной конкретной
формы государства любого типа , считалось
соотношение классовых сил, борьбы классов.
Форма государственного устройства это
национальное и административно территориальное
строение государства , которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными
частями , между центральными и местными
органами власти. Форма государственного
устройства показывает: - Из каких частей
состоит внутренняя структура государства;
- Какое правовое положение этих частей
и каково взаимоотношение их органов;
- Как строятся отношения между центральными
и местными государственными органами;
- В какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации , проживающей на
территории данного государства. По форме
государственного устройства все государства
можно разделить на три основные группы
: унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство это единое цельное
государственное образование , состоящее
из административно территориальных единиц
, которые подчиняются центральным органам
власти и признаком государственного
суверенитета не обладают . Характеризуется
следующими признаками: - Во-первых , унитарное
государство предполагает единые , общие
для всей страны высшие представительные
, исполнительные и судебные органы которые
осуществляют верховное руководство соответствующими
местными органами. - Во-вторых , на территории
унитарного государства действует одна
конституция , единая система законодательства
, одно гражданство . В нем функционирует
единая денежная система , проводится
обязательное для всех административно-территориальных
единиц общая налоговая и кредитная политика.
- В-третьих , составные части унитарного
государства ( области , департамента ,
провинции ) государственным суверенитетом
не обладают . Они не имеют своих законодательных
органов , самостоятельных воинских формирований
и др. атрибутов государственности . В
то же время местные органы в унитарном
государстве обладают известной , а иногда
и значительной независимостью. По степени
их зависимости от центральных органов
унитарное государство централизованным
и децентрализованным . Централизованное
если во главе местных органов государственной
власти стоят назначенные из центра чиновники
, которым подчинены местные органы самоуправления
. В децентрализованных государствах местные
органы государственной власти избираются
населением и пользуются значительной
самостоятельностью в решении вопросов
местной жизни. - В-четвертых , унитарное
государство , на территории которого
проживают малочисленные национальности
, широко допускает национальную и законодательную
автономию . В Монголии автономным государственным
образованием является Баян Улэгэйский
аймак , на территории которого проживает
в основном лица казахской национальности.
- В-пятых , в унитарном государстве все
внешние межгосударственные сношения
осуществляют государственные органы
, которые официально представляют страну
на международной арене. - В-шестых , унитарное
государство имеет единые вооруженные
силы , руководство которыми осуществляется
центральными органами государственной
власти . Федерация представляет собой
добровольное объединение нескольких
, ранее независимых государственных формирований
в одно союзное государство. В федерации
существует два уровня государственного
аппарата : федеральный , союзный и республиканский
. На высшем уровне федерации характер
государственности выражается в создании
двухпалатного союзного парламента , одна
из палат которого отражает интересы субъектов
федерации. При ее формировании используется
принцип равного представительства вне
зависимости от численности населения
. Другая палата формируется для выражения
интересов всего населения государства
, всех его регионов . В федерации может
также существовать государственный аппарат
и на местном уровне . Одним из формальных
признаков федерации является наличие
двойного гражданства , каждый гражданин
считается гражданином федерации и гражданином
соответствующего государственного образования
. И это закрепляется конституциями государств.
Это означает , что объем прав и свобод
у каждого гражданина , независимого от
того , на территории какого субъекта федерации
он проживает , один и тот же. В федеративном
государстве функционирует правовая система
, построенная на принципе централизации
, единства . Но субъекты федерации могут
создавать и собственную правовую систему.
Финансовая зависимость является одним
из важных дополнений к тому конституционному
механизму , с помощью которого центральная
власть подчиняется и контролируется
субъектами федерации. Главным вопросом
любой федерации является разграничение
компетенции между союзом и субъектами
федерации. Практика федеративных государств
показывает что вопрос полномочий федерации
и местных органов решается на основе
трех принципов : 1. Принцип исключительной
компетенции федерации , т.е. определение
предметов ведения. 2. Принцип совместной
компетенции , т.е. установление одного
и того же перечня предметов ведения как
федерации , так и субъектов. 3. Принцип
трех сфер полномочий предполагает установление
федеральных полномочий. Мировой опыт
показывает , что федеральное государственное
устройство более прочно в тех странах
, где ликвидирована дискриминация по
национальному признаку , укоренилась
политическая культура . Можно привести
конкретный пример , рассмотрев российский
федерализм. В своем развитии российский
федерализм прошел три основных этапа:
1. Создание основ социалистического федерализма
(1918 1936 г.). 2. Утверждение фактического
унитаризма в государственном устройстве
России (1937-1985 г.). 3. Реформы государственного
устройства перед Конституцией 1993 г.. Федерализм
возник и развивался в России по идеологическим
схемам большевизма, положившего в основу
федерации не реальную демократизацию
власти , а преодоление «национального
гнета». Начался хаотический процесс создания
автономий по национальным или географическим
признакам , хотя ясных границ национального
разделения не существует , и население
было смешанным. Процесс создания автономий
, изменения их границ и после принятия
в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая
за год до этого Конституция СССР закрепила
создание союзного государства , в которой
РСФСР стала одной из равноправных республик.
Созданный в 1922г. СССР являл собой иное
федеральное государство , т.к. состоял
из разных субъектов с правом выхода из
федерации. Ко времени принятия Конституции
СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу
стало унитарным. Конституционные гарантии
не оказали какого-либо сдерживающего
влияния на политику репрессий , которые
существовали под руководством Коммунистической
партии в масштабах страны. Мощная демократическая
волна , вызванная перестройкой и послевоенными
реформами , обострила процесс государственно-правового
развития страны в целом и России в частности.
Национальные федерации характеризуются
более сложным государственным устройством.
Национальная федерация , независимо от
ее разновидностей , имеет основные признаки
: 1. Субъектами такой федерации являются
национальные государства и национально-государственные
образования , которые отличаются друг
от друга национальным составом населения
, его особой культурой , бытом , традициями
, обычаями. 2. Национальная федерация строится
на принципе добровольного объединения
составляющий его субъекта. 3. Национальная
федерация обеспечивает государственный
суверенитет больших и малых наций , их
свободное и самостоятельное развитие.
4. Высшие государственные органы национальной
федерации формируется из представителей
субъектов федерации. 5. Важнейшей особенностью
национальной федерации является правовое
положение ее субъектов. Субъекты национальной
федерации в сфере международных отношений
могут установить дипломатические отношения
с любым государством мирового сообщества
, заключать политические , экономические
и др. договоры. В этой связи важно различать
союзное государство , складывающееся
в условиях территориальной федерации
, и союз государств , которые объединяются
по национальному признаку. Союзное государство
является федерацией , основанной на договорной
территориальной основе , а союз государств
федеральное объединение национальных
государств , которые обладают как государственным
, так и национальным суверенитетом. Специфика
территориально-национальной федерации
состоит в том , что такое государство
должно не только интегрировать , но и
дифференцировать интересы всех субъектов
, как национальных , так и территориальных.
Конфедерация временный юридический союз
суверенных государств , созданный для
обеспечения их общих интересов. 1. Конфедерация
не имеет своих общих законодательных
, исполнительных и судебных органов ,
характерных для федерации. 2. Конфедерация
не имеет единой армии , единой системы
налогов , единого гос. бюджета. 3. Конфедерация
сохраняет гражданство тех государств
, которые находятся во временном союзе.
4. Конфедеративные государственные органы
могут договорится о единой денежной системе
, единых таможенных правилах , единой
межгосударственной кредитной политике
на период существования данного государственного
образования. 5. Конфедеративные государства
недолговечны . Они или распадаются по
достижению общих целей или превращаются
в федерации ( Германский союз 1815-1867 гг.,
Швейцарский союз 1815-1848гг., Австро-Венгрия
1867-1918гг.) Содружество весьма редкое , еще
более аморфное , чем конфедерация , но
тем не менее организация. Объединяющие
их признаки могут касаться , во-первых
, экономически ( одинаковая форма собственности
, интеграция хозяйственных связей , единая
денежная система и др.) , во-вторых , права
( уголовного , гражданского , процессуальных
норм , сходство имеет и правовой статус
гражданина) , в-третьих , языка , в-четвертых
, культура (иногда культурная общность
имеет единое происхождение , иногда достигается
путем взаимообогащения , или даже привнесения
и ассимиляции иных , чужеродных элементов
) , в-пятых , религии (но не всегда). Но содружество
это не государство , а своеобразное объединение
независимых государств . В основе содружества
, как и при конфедерации , могут лежать
межгосударственный договор , декларация
и другие юридические документы . Цели
, выдвигаемые при создании содружества
, могут быть различными . Они затрагивают
важные интересы государств , что не позволяет
их отнести к разряду второстепенных .
Члены содружества это полностью независимые
, суверенные государства , субъекты международных
отношений. Межгосударственные объединения
знают и такую форму , как сообщество государств
. В основе сообществ лежит межгосударственный
договор . Сообщество является еще одной
своеобразной переходной формой к государственной
организации общества. Оно в большинстве
случаев усиливает интеграционные связи
государств , входящих в сообщество , и
эволюционируют в сторону конфедеративного
общества ( Европейские сообщества ). В
сообществе может быть свой бюджет ( Формируемый
из отчислений членов государств ) , надгосударственные
органы. Сообщество может иметь цель выровнять
экономику и научно-технический потенциал
государств , входящих в него , упростить
таможенные , визовые и др. барьеры. Надо
подчеркнуть , что не следует межгосударственные
объединения - конфедеративные содружественные
формы принимать догматически . В реальной
жизни эти формы могут иметь самый широкий
спектр , давать такие сочетания , как конфедеративно
федеративные , когда в одних областях
между государствами осуществляются федеративные
, а в других конфедеративные связи. Или
, например , давать сочетания унитарно
федеративных государственных образований
( Например , в России в состав входят республика
и вместе с тем она имеет четкое административно-территориальное
устройство). Как и в других , в данном случае
теория государства и права выделяет и
рассматривает самое типичное , основное
, что характеризует те или иные реальные
формы устройства государств. Межгосударственные
формы делятся на два вида : добровольные
и насильственные. Форма государственного
режима представляет собой совокупность
способов и методов осуществления власти
государством. Государственный режим
важнейшая часть политического режима
, существующего в обществе. Государственные
режимы могут быть демократическими и
антидемократическими . Для рабовладельческих
государств характерны и деспотия и демократия
, для феодализма и неограниченная власть
феодала , монарха , и народное собрание
; для современного государства и тоталитаризм
и правовая демократия . Можно выделить
наиболее общие черты , присущие той или
иной разновидности государственного
режима . Антидемократический режим имеет
следующие признаки: - Во первых , главное
, что определяет характер государственной
власти , это соотношение государства
и личности . Если государство в лице его
различных органов подавляет личность
, ущемляет его права , препятствует ее
свободному развитию , то такой режим называется
антидемократическим . - Во-вторых , характеризуется
полным ( тотальным ) контролем государства
над всеми сферами общественной жизни.
- В-третьих , свойственно огосударствление
всех общественных организаций ( профсоюзов
, молодежных , спортивных и т.д. ). - В-четвертых
, личность в антидемократическом государстве
фактически лишена каких либо субъективных
прав , хотя формально они могут провозглашаться
даже в Конституции. - В-пятых , реально
существует примат государства над правом
, что является следствием произвола ,
нарушением законности , ликвидации правовых
начал в общественной жизни. - В-шестых,
характерный признак _ всеохватывающая
милитаризация общественной жизни, наличие
огромного военно бюрократического аппарата
, военно промышленного комплекса , довлеющего
над мирной экономикой. - В-седьмых, антидемократический
режим игнорирует интересы национальных
государственных образований , особенно
национальных меньшинств. - В-восьмых,
антидемократическое государство во всех
разновидностях не учитывает особенностей
религиозных убеждений населения . Отрицает
полностью религиозное мировоззрение
или отдает предпочтение одной из религий.
Деспотический режим ( от греческого “despotic”
неограниченная власть ) . Этот режим характерен
для абсолютной монархии , когда власть
осуществляется исключительно одним лицом
, становящимся деспотом . Деспотизм возник
в древности и характеризовался крайним
произволом в правлении , полным бесправием
и подчинением деспоту со стороны его
подданных , отсутствия правовых и моральных
начал в управлении. При деспотии осуществляется
жесткое подавление любой самостоятельности,
недовольства , возмущения и даже несогласия
подданных. Тиранический режим также основан
на единоличном правлении . Однако в отличии
от деспотии , власть тирана устанавливается
насильно , захватническим путем , часто
смещением законной власти с помощью государственного
переворота. Она лишена правовых и нравственных
начал , построена на произволе , подчас
терроре о геноциде. Тоталитарный режим
характеризуется наличием одной официальной
идеологии , которая формируется и задается
общественно-политическим движением ,
политической партии , правящей элитой
, политическим лидером, вождем народа
, в большинстве случаев харизматическим
Тоталитарный режим допускает только
одну партию правящую , а другие стремится
разогнать , запретить или уничтожить.
В государственном управлении тоталитарный
режим характеризуется крайним централизмом
. Практически управление выглядит как
исполнение команды сверху , при которой
инициатива фактически не поощряется
, а строго наказывается . Местные органы
власти и управления становятся простыми
передатчиками команд . Особенности регионов
не учитываются. Центром тоталитарной
системы является вождь. Его фактическое
положение сокрализуется. Он объявляется
самым мудрым , непогрешимым , справедливым
, неустанно думающим о благе человека.
Тоталитарный режим широко и постоянно
применяется террором по отношению к населению
. Физическое насилие уже не становится
самоцелью, как при деспотии и тирании.
Он выступает как главное условие для
укрепления и осуществления власти . При
тоталитарном режиме устанавливается
полный контроль над всеми сферами жизни
общества . Милитаризация так же одна из
основных характеристик тоталитарного
общества . Идея о военной опасности, об
“отчужденной крепости“ становится необходимой
для сплочения общества , для построения
его по принципу лагеря . Государство как
бы берет на себя заботу о каждом члене
общества. Фашистский режим одна из крайних
форм тоталитаризма , прежде всего характеризуемую
националистической идеологией , представлениями
о превосходстве одних наций над другими
, крайней агрессивностью. Фашизм основывается
на национальной расистской демагогии
, которая возводится в ранг официальной
идеологии . Целью фашистского государства
объявляется охрана национальной общности
, решение геополитических , социалистический
задач , защита чистоты расы . Главная предпосылка
фашистской идеологии такова : люди отнюдь
не равны. Поэтому фашистский режим , как
правило , человеконенавистнический ,
агрессивный режим , ведущий в итоге к
страданиям прежде всего своего народа.
Но фашистские режимы возникают при социальных
расстройствах общества, обнищании масс
. В их основе лежат определенные общественные
и политические движения , в которых внедряются
национальные идеи , популистские лозунги,
геополитические интересы , и т.д.. Авторитарный
режим . Использование насилия становится
характерным для авторитарного режима
. Вот почему государство не может существовать
без опоры на полицейский и военный аппараты.
Суд в таком государстве вспомогательный
инструмент , поскольку широко используются
внесудебные органы принуждения людей.
Оппозиции при авторитаризме не допускается.
В политической жизни могут участвовать
и несколько партий , но все партии должны
ориентироваться на линию , выработанную
правящей партией, в противном случае
они запрещаются. Оппозиционеры , как организации
, так и граждане жестоко наказываются
. Власть применяет к инакомыслящим законные
и незаконные методы расправы. Личность
в авторитарном государстве фактически
не может пользоваться конституционными
правами и свободами , даже если они и провозглашаются
формально , т.к. отсутствует механизм
их реализации. Она лишена гарантий своей
безопасности и взаимоотношений с властью.
Авторитарная власть признает , что доверие
народа великая сила , и поэтому она культивирует
фанатизм в массах по отношению к себе
, используя демагогию и превращение населения
в простой объект манипуляций. Либерально
демократический. Обусловливается прежде
всего потребностями товарно-денежной
, рыночной организации экономики. Рынок
требует равноправных , свободных , независимых
партнеров . В либерально-демократическом
обществе провозглашаются свобода слова
, мнений , форм собственности , дается
простор частной инициативе. Права и свободы
не только закрепляются в конституции
, но и становятся осуществимыми. Таким
образом , экономическую основу либерализма
составляет частная собственность. При
либерализме власть формируется путем
выборов , исход их зависит и от финансового
положения партий. Либеральный режим может
существовать только на демократической
основе, он вырастает из собственно демократического
режима. Собственно демократический режим
( “demarcate”- народовластие ) это одна из
разновидностей либерального режима ,
основанного на признании равенства и
свободы всех людей , участии народа в
управлении государством. Конкретно режим
демократического государства выражается
в следующем : 1. Во-первых , такой режим
предоставляет свободу личности в сфере
экономической деятельности , которая
составляет материальную основу благополучия.
2. Во-вторых , реальная гарантированность
личных прав и свобод гражданина , его
возможность выражать собственное мнение
. 3. В-третьих , создает эффективные механизмы
прямого воздействия населения страны
на характер государственной власти. 4.
В-четвертых , личность защищена от произвола
, беззакония , т.к. ее права находятся под
постоянной защитой органов правосудия
. 5. В-пятых , демократическая республика
является следствием реального разделения
властей , как в унитарных , так и в федеративных
государствах. 6. В-шестых , демократическая
власть в одинаковой мере учитывает интересы
меньшинства и большинства , индивидуальные
и национальные особенности населения.
7. В-седьмых , демократические методы государственного
властвования позволяют преодолевать
возникающие социальные противоречия
, обеспечивая компромисс между органами
государственными органами и гражданами.
8. В-восьмых , основным принципом деятельности
демократического государства является
плюрализм. 9. В-девятых , демократический
государственный режим базируется на
законах , которые отражают объективные
потребности развития личности и общества
, поэтому он обеспечивает стабильный
правопорядок , низкий уровень преступности
. Таким образом , форма государства может
быть понята только в единстве трех составляющих
элементов : форма правления , форма государственного
устройства и форма государственного
режима . Изменения , происходящие в современном
цивилизованном мире , безусловно , потребуют
корректировки.
ИСТОЧНИКИ
1. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк
В.Н. 2. “Государство и право в современном
обществе // Теория права : новые идеи “
1991г. Лившин Р.З. 3. “Государство , его вчерашнее
и сегодняшние трактовки // государство
и право” 1993г. №7 стр.12-20 Бутенко А.П. 4.
“Конституционное право РФ” Москва ,1996г.
Боглай М.В.,Габричидзе Б.Н. 5. “Российский
федерализм” 1994г. , Мухамедшин Ф.Х. 6. “Сущность
содержания и формы государства” Л.,1971г.
Петров В.С. 7. “Развитие форм государства
” 1905г. Каутский К.