Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:15, реферат
Понятие политической системы, её место и развитие в обществе. Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов у организаций, участвующих в политической жизни страны. Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Типологии политических систем.
1. Понятие
политической системы, её
Под политической системой понимается совокупность государственных,
партийных и общественных органов у организаций, участвующих в политической
жизни страны.
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных
социальных норм совокупность институтов (государственных органов,
политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках
которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая
власть.
Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические
процессы, как формируется и функционирует политическая власть.
Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само
существование его как единого, централизованно управляемого политической
властью организма. В зависимости от времени и места понятие “политическая
система” имеет различное содержание, так как наиболее значительные компоненты
политической системы варьируются соответственно типу политического режима
(авторитаризм, демократия, диктатура), типам политической системы
(президентская, парламентская)
формам общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм).
Любая система, — в том числе и политическая — имеет следующие характеристики:
состоит из многих частей; части составляют единое целое; система имеет
границы.
Следует отметить, что в
советской специальной
“политическая система” не использовалось в качестве самостоятельной научной
категории и не являлось
предметом философско-
вплоть до второй половины 70-х годов. Разумеется, отдельные важные стороны
данной проблемы изучались при рассмотрении других вопросов социально-
политической системы общества. При этом разрабатывались и применялись
преимущественно такие категории, как “государство”, “механизм диктатуры
пролетариата”, “система социалистической демократии”, “политический режим” и
т.д.
Однако процесс демократизации во всех сферах общественной жизни, а также
логика развития самой политической науки вызвали потребность в
совершенствовании понятийного аппарата, который должен адекватно отражать
сущность новых явлений
и служить эффективным
Эволюция здесь такова. В конце 50-х — начале 60-х годов были сформулированы
теоретические положения о политической организации общества. Это понятие
приобрело значение самостоятельной категории, и основное внимание
сосредоточивалось на специальных
государственных и общественно-
учреждениях и институтах, непосредственно осуществляющих политические функции
в обществе; иначе говоря, преобладал юридический подход к проблеме.
Политическая организация в таком понимании не исчерпывала все богатство
политической жизни общества; точно так же и правоведение не могло исчерпать
весь объем изучения этой сложной проблемы. Поэтому со второй половины 60-х
годов появились философско-
сегодня представляет концепция проф. А. К. Белых. Он исходил из того,
что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность
обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве
(носителей политических отношений), а также вся система политических отношений
между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию.
Достоинство такого подхода состояло в более широкой и дифференцированной
интерпретации политической организации общества. В качестве элементов се
содержания здесь выступают не только гос. учреждения и общественные
организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения
между ними, но выступают лишь одной своей стороной — политической,
управленческой.
Позднее (в конце 70-х годов) появилось понятие "политическая система". Но это
была не простая замена слова “организация” на слово “система”. Дело в том, что
в число элементов политической организации общества в одних случаях
включались только политические и прочие организации, а в других - целые
социальные общности (классы, группы, нации, трудовые коллективы); элементы
политической организации (партия, государство, право, общественные
организации), как правило, рассматривались, расчленено и институционально,
а не системно и функционально. И самое главное: научное исследо
вание продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций,
в то время как анализ поведения людей как участников политических событий
проводился в очень малой степени.
Разработка понятия “
дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти
ожидания оправдались.
Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся
кратко на интерпретации понятия “система” и определим его смысл применительно
к социально-политическим явлениям.
Система (гр. — целое, составленное из частей: соединение) — множество
закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов,
знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование,
единство)
Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в.:
а) в рамках так называемой “общей теории систем”, преимущественно на уровне
биологических организмов (Л. фон Берталанфи — основатель школы. М. Месарович,
А. Раппопорт, У. Эшби и др.);
б) в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Вир и др.);
в) в социологии , (Ч. Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.);
г) в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.);
д) в экономике (В. Леонтьев).
Таким образом, в разработке общей теории систем налицо значительные традиции
и достижения, как в зарубежной,
так и в отечественной
степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и
в этой области следует отметить плодотворные попытки В. Г. Афанасьева. А. К.
Белых. Ф. М. Бурлацкого и др.
Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам
пытался применить Т. Парсонс, который назначение политической системы видел в
обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей. Но это было
только начало. Основателем же теории политических систем считается
американский политолог Д. Истон. Согласно его модели, главные черты
системного анализа
а) политическая система — это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего
социально поведения, посредством которых распределяются ценности обществе;
б) политическая система
имеет “реагирующий” “
предохраняющий ее от саморазрушения;
в) политическая система -— подвижный феномен. Она в силах поддерживать себя,
сохраняя характерны черты, определяющие ее облик;
г) политическая система — это открытая система, поддающаяся изменению под
влиянием факторов внешней среды;
д.) политическая система может сохранять устойчивость при наличии
соответствующего баланс
между “входящими” и “
Истон разделил основные компоненты своей модели на “входящие факторы
(требования и поддержка) и "исходящие", связанные с первыми путем обратной
связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие
от самой системы .
Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный
продукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообразный. Они
могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей
образования, продолжительности рабочего времени, правил движения
автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования
законодательства о браке, здравоохранении, обеспечения общественной
безопасности и т.п.
Другой вид входящих импульсов — поддержка. Она выступает в разных
формах: материальной (выплата налогов, различных обложений, труд на
общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив
государственной власти; активное участие в политической жизни с целью
сохранения и утверждения политических ценностей, почтительное отношение или
уважение к власти, государственной символике (к Гимну, Флагу, официальным
ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система
удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки
политическая система не может работать эффективно и надежно.
Импульсы-требования и импульсы-поддержка должны регулярно поступать в
систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет
функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не
способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях политическая
система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную
информацию. Может наступить ее стагнация.
Отношение к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в
значительной степени от типа политической системы.
Не легитимные, антидемократические, тоталитарные системы, например,
рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение
недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому
такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость
требований населения и подавляют их различными средствами.
Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как
необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно
поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут
влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и
нужды.
Как уже было отмечено, на
выходе системы располагаются “
легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации.
Продукты деятельности политической
системы могут приобретать
содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов;
законодательные акты, регулирующие поведение граждан в различных ситуациях;
постановления, касающиеся возврата долгов системе; уточнение или введение
политических символов; заявления о политической линии и намерениях и т. п.
Обычно все вышеназванные “исходящие” импульсы политической системы связаны с
поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на
требования населения.
На выходе системы формируются политические решения на разных уровнях,
применительно к конкретным условиям; организуется проведение принятых
политических решений в жизнь. На выходе системы политическая и
организационная деятельность как бы сливаются в единый вид деятельности.
Целью всей организационной деятельности является претворение в жизнь принятых
политических решений. Не
занимаясь организационной
направлять политику. Успех всей политики во многом зависит от организации
дела.
Пределы политической системы определяются границами в рамках, которых
политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В
период войны они значительно раздвигаются.
Политическая система—это система окультуривания масс, механизм переработки
требований в решения.
2. Структура политических систем.
Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как
они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической
системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя государство,
политические партии и движения, общественные организации и объединения,
трудовые коллективы
2) политическое
сознание, характеризующее
идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические
и правовые нормы,
жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) политические
отношения, складывающиеся
поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности .
Современным политическим системам
присуща структурная
относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному
признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и
исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы
интересов, и органы информации, при чем каждая структура должна выполнять
какую-то функции. Однако для примитивных, или традиционных, структур
характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там
выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же