Типы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 11:55, реферат

Краткое описание

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно подразделить на 2 самых общих типа — монархия и республика. В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Республика — форма правления, при которой главой государства является лицо выборное и сменяемое, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей.

Вложенные файлы: 1 файл

государство.docx

— 17.58 Кб (Скачать файл)

Глава 4. Типы государств

Каждое государство в современном мире  отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно подразделить на 2 самых общих типа — монархия и республика. В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти. Республика — форма правления, при которой главой государства является лицо выборное и сменяемое, получающее свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или непосредственно от избирателей.

1) Монархическая форма правления имеет несколько разновидностей.

  • Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. Сейчас она сохранилась лишь в некоторых странах.
  • При конституционной  монархии, существующей в Великобритании, Дании, Бельгии, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом. Практика показывает, что в современных условиях монархия способна не только выступать в качестве фактора стабильности и конституционной законности, но и быть действенной силой глубоких структурных реформ.

2) Республика — наиболее распространенная  в современном мире форма правления. Различаются президентская и парламентская республики.

  • В президентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. В президентской республике, характеризующейся жестким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, создаются благоприятные условия для концентрации широчайших полномочий в руках исполнительной власти, и, прежде всего президента. Президентская власть — главное звено государственного руководства. Типичный пример президентской республики — США, где впервые и была установлена эта форма правления.
  • Парламентская республика характеризуется, прежде всего, тем, что правительство формируется лидером победившей  на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти — парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Как правило, парламентские республики отличаются меньшей стабильностью по сравнению с президентскими, в них чаще происходят  смены правительства и внеочередные выборы.

Большое значение для понимания природы того или иного государства имеют и его территориально-политическая организация, политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношения  центральных, региональных и местных органов власти. Различают три основных формы территориально-государственного устройства — унитарную, федеративную и конфедеративную.

  • Унитарное государство обладает следующими признаками: в нем действует единая конституция; существует единая система высших органов власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система.
  • Федерация — это государство, имеющее в своем составе относительно самостоятельных государственных образований. В федерации существуют два уровня власти. Полномочия их органов разграничены федеральной конституцией. Отличительной особенностью федерации является наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента
  • Конфедерация — это союз полностью независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обязательного характера. Не существует единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из конфедерации.
  • После распада СССР на его территории появилась новая форма ассоциированного государственного объединения – Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта форма ещё более аморфная и неопределенная чем конфедерация.

В современной политологии существуют и другие классификации типов государства. В соответствии с приоритетными функциями государства подразделяют на полицейские (военные), правовые, социальные.

Полицейские государства главной своей задачей считают защиту насильственными методами существующего государственного строя.

Правовые государства в качестве основной функции видят обеспечение основных прав и свобод граждан. Правовое государство характеризуется целым рядом отличительных признаков: верховенство закона во всех сферах общественной жизни, защищенность основных прав и свобод граждан, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей.

Социальное государство характеризуется заботой о соблюдении интересов всех  своих граждан, созданием для них достойных условий жизни. Оно стремится сформировать новый тип социальных отношений на принципах справедливости, гражданского мира.

Само по себе государство как средство политического управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. Его форма, характер деятельности, средства и методы, которые оно использует для выполнения  своих функций, зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, преобладающих философско-религиозных воззрений, потребностей экономического развития и многих других факторов.

Заключение

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Одно из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается из «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей

Развитие конкретного государства, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, интересах, подчиняются узкопартийным  целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым. 

 


Информация о работе Типы государств