Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:25, реферат
Основные черты мажоритарной избирательной системы, ее недостатки и необходимость модификации в некоторых странах мира. Принцип партийного представительства, лежащий в основе пропорциональной избирательной системы . Типы смешанных избирательных систем. Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации.
Вторая половина
депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной
системе на основе партийного представительства
в едином общефедеральном 225-мандатном
избирательном округе. Политические
партии выдвигали составленные в
порядке приоритета (ранжированные)
списки своих кандидатов, за которые
предлагалось проголосовать избирателям
всей страны. Соответственно, правом участвовать
в таких выборах
Во многом аналогичная
система выборов используется и
при формировании парламента в Италии.
Отличие заключается в том, что
по пропорциональной системе там
избирается 25% депутатов, остальные 75%
- на мажоритарной основе.
Смешанные избирательные
системы принято различать по
характеру взаимосвязи
• смешанная несвязанная
система выборов, при которой
распределение мандатов по мажоритарной
системе никак не зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе
(приведенные выше примеры - это как
раз примеры смешанной
• смешанная связанная
избирательная система, при которой
распределение мест по мажоритарной
системе зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе.
В этом случае кандидаты в мажоритарных
округах выдвигаются
Избирательные системы,
применявшиеся на выборах в Российской
Федерации
Мажоритарная система
абсолютного большинства была основной
системой выборов в РСФСР в 1989-1991
гг. После 1991 г. эта система применялась
в нашей стране на выборах Президента
Российской Федерации, на выборах высших
должностных лиц (руководителей
исполнительных органов государственной
власти) в большинстве субъектов
Федерации, а также в некоторых
субъектах Федерации на выборах
глав муниципальных образований
и на выборах депутатов
До принятия в 2002
г. нового Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" в
некоторых субъектах Федерации
на выборах высших должностных лиц
(руководителей исполнительных органов
государственной власти) субъекта Федерации
использовались разновидности мажоритарной
системы, не относящиеся, строго говоря,
ни к системе абсолютного, ни к
системе относительного большинства.
К таким разновидностям относятся:
• система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей;
• система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
• система, требующая
для избрания получения более
половины голосов от общего числа
голосов избирателей, отданных за всех
кандидатов.
Последняя система
применяется и в настоящее
время на выборах должностных
лиц местного самоуправления в Ленинградской
области. Недавно Конституционный
Суд признал ее не противоречащей
Конституции Российской Федерации.
Многомандатные округа
использовались в РСФСР в 1990 г. на
выборах в местные Советы нижнего
уровня, а с 1993 г. - на выборах депутатов
представительных органов государственной
власти субъекта Федерации и органов
местного самоуправления во многих субъектах
Федерации. Кроме того, двухмандатные
округа использовались на выборах депутатов
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации в 1993 г.
Число распределяемых
в много мандатных округах
мандатов до 1997 г. федеральным законом
не регулировалось. Чаще всего округа
на выборах законодательных
На выборах в
представительные органы местного самоуправления
в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в
многомандатных округах. При этом округа
с числом мандатов менее 6 составляли
41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.
Начиная с 1997 г. федеральное
законодательство устанавливает предельное
число мандатов, распределяемых в
многомандатном избирательном округе
- 5.
До 2000 г. в ряде регионов
образовывались округа с разным количеством
распределяемых мандатов, в том числе
практиковалось сочетание одномандатных
и многомандатных округов.
В 1990 г. в случае выборов
по многомандатным округам число
голосов у избирателя ограничивалось
лишь числом баллотировавшихся кандидатов.
В период 1993-2000 годов число голосов
у избирателя соответствовало числу
замещаемых в округе мандатов ("блоковая"
система неограниченного
После выборов депутатов
Законодательного Собрания Оренбургской
области 1998 г., где разные избиратели
имели один, два, три или четыре
голоса, областной закон был оспорен
в Конституционном Суде Российской
Федерации. Конституционный Суд 23 марта
2000 г. принял постановление, в котором
признал практику наделения разных
избирателей неодинаковым числом голосов
неконституционной. В соответствии
с этим решением и принятым впоследствии
новым федеральным законом
В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском,
Корякском, Ненецком автономных округах,
Еврейской автономной области и
Республике Северная Осетия - Алания часть
депутатов избиралась по единому
многомандатному округу, включающему
всю территорию субъекта Федерации.
Пропорциональная
система с закрытыми списками
использовалась с 1993 г. на выборах половины
состава Государственной Думы. До
2003 г. эта система применялась
также в 9 регионах на выборах части
состава представительного
Начиная с декабря
2003 г. пропорциональная система используется
повсеместно на выборах представительного
органа государственной власти субъекта
Федерации и по ней избирается
не менее 50% депутатов регионального
законодательного органа или одной
из его палат. При этом большинство
субъектов Федерации также
В небольшом числе
регионов решено использовать систему
открытых списков. Выборы по этой системе
уже прошли в Республике Калмыкия,
в Корякском и Ямало-Ненецком
автономных округах.
Избирательные системы,
основанные на преференциальном голосовании,
до сих пор в России не применялись.
Процесс совершенствования
избирательных систем постоянен: общество
стремится к нахождению модели избирательной
системы, которая позволяла бы формировать
эффективную власть, действующую
в интересах общества, содержала
бы в этом смысле больше достоинств
и была бы лишена существенных недостатков.
Общество накапливает на этом пути
огромный опыт, который является основой
возникновения все более и
более прогрессивных и поистине
демократических избирательных
систем. Основные принципы совершенствования
избирательного законодательства были
сформулированы в Докладе ЦИК
РФ «О развитии и совершенствовании
законодательства Российской Федерации
о выборах и референдумах» (Постановление
ЦИК РФ №111/1170-3 от 06.10.2000). Именно после
этого доклада началась интенсивная
работа по совершенствованию закона
о гарантиях: сначала в виде проекта
Федерального закона «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях...»», а затем
— в виде проекта нового Федерального
закона «Об основных гарантиях...». В
данном докладе были озвучены следующие
основные направления совершенствования
избирательного законодательства:
• Совершенствование системы избирательных комиссий с целью повышения их независимости и эффективности их работы;
• Совершенствование
системы регистрации
• Совершенствование
организации голосования и
• Совершенствование процедур, cвязанных с реализацией пассивного избирательного права;
• Совершенствование
системы финансирования выборов
и системы финансового
• Уточнение понятий, связанных с информационным обеспечением выборов и референдумов;
• Уточнение процедур рассмотрения нарушений избирательного законодательства и привлечения к ответственности за эти нарушения.