Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:24, курсовая работа
Основной целью исследования я ставлю изучение типов избирательных систем и их применение в Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: изучить понятие и виды существующих избирательных систем, а также их применение в современной России на примере избрания конкретных органов государственной власти.
Введение
1. Глава – Виды, понятия и сущность избирательных систем.
1.1 Мажоритарная избирательная система
1.2 Пропорциональная избирательная система
1.3 Смешанная избирательная система
2. Глава - Избирательная система России
2.1Понятие и источники избирательной системы в России
2.2 История реформирования избирательной системы России
2.3 Особенности применения избирательных систем в России
2.4 Муниципальная избирательная система
Заключение
Список литературы
Приложение
Федеральное агентство по образованию
федеральное государственное образовательное учреждение
КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
по дисциплине: Конституционное право России
Выполнила: Деревянко Светлана Владимировна
Специальность: юриспруденция
Группа 09459
Оглавление
Введение
1. Глава - Виды, понятия и сущность избирательных систем.
1.1 Мажоритарная избирательная система
1.2 Пропорциональная избирательная система
1.3 Смешанная избирательная система
2. Глава - Избирательная система России
2.1Понятие и источники избирательной системы в России
2.2 История реформирования избирательной системы России
2.3 Особенности применения избирательных систем в России
2.4 Муниципальная избирательная система
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Для курсовой работы я выбрала именно эту тему по следующей причине. Избирательные системы, как процесс обеспечения выборов, являются одним из основных механизмов, обеспечивающих участие граждан Российской Федерации в управлении государством. Несовершенство избирательной системы является причиной утраты доверия граждан государству и укоренившемуся мнению об отсутствии возможности каким-либо образом влиять на ситуацию в стране.
Таким образом, актуальность изучения данной темы налицо.
Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них весьма важное место принадлежит утвердившейся в той или иной стране избирательной системе.
Избирательная система -- порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Избирательная система -- важнейший элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов и (в некоторых странах) отзыва выборных лиц. Конституционными принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании [1].
Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов [2].
Освещению данной темы посвящены книги многих авторов, однако их позиция во многом разнится. Я использовала литературу отечественных авторов, список которых приведен ниже.
Вопросы выборов в Российской Федерации посвящено множество нормативных правовых актов, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Однако, разработка любых избирательных законов, на мой взгляд, должна начинаться прежде всего с определения вида избирательной системы, наиболее оптимальной для страны при существующем характере соотношения политических сил, сложившегося типа партийной системы, развитости демократических институтов и т. д.
Основной целью исследования я ставлю изучение типов избирательных систем и их применение в Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: изучить понятие и виды существующих избирательных систем, а также их применение в современной России на примере избрания конкретных органов государственной власти.
Предмет исследования - избирательная система и выборы, как процессы волеизъявления народа в формировании выборных органов государства.
Объект исследования - типы избирательных систем и особенности их применения в России.
В процессе выполнения курсовой работы применялись такие методы исследования как логический, системного анализа, а также метод анализа источников литературы.
1. Понятие и сущность избирательных систем
избирательный система государственный власть
Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства. Вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.
Основополагающим законодательным актом такого регулирования является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из которого, граждане России могут в полной мере воспользоваться своим избирательным правом и теми гарантиями, которые обеспечивают его беспрепятственную реализацию.
Избирательная система при этом отнюдь не нейтральный фактор в политическом процессе. Так, по мнению ряда исследователей, в числе других известных обстоятельств свою долю вины за приход в 1933 году правительства национал-социалистов к власти несет установленная в после Первой мировой войны в Веймарской Германии пропорциональная избирательная система [1] . Проблема выбора избирательной системы обычно является одним из ключевых вопросов политической жизни страны, приобретая в отдельные периоды особую остроту.
Имели место случаи, когда вопрос о будущей избирательной системе страны решался непосредственно гражданами путем всенародного голосования (например, в Новой Зеландии). В Ирландии и Италии такие референдумы проводились неоднократно.
Избирательная система - явление чрезвычайно сложное и динамичное. Её конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны оно со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется.
При оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.
Избирательные системы отличаются друг от друга по многим параметрам. Реально существует столько модификаций, сколько государств, использующих в политических целях процедуру выборов. Однако базовых систем две: мажоритарная (плюральная) и пропорциональная.
Основные избирательные системы оцениваются по трём критериям: 1) репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма выборов; 3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.
Мажоритарная избирательная система
Название этой системы происходит от французского слова majorite (большинство). Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские, местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают, мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства и мажоритарную систему квалифицированного большинства [1].
При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать большее, чем у остальных количество голосов избирателей. Эта система результативна, так как результат может отсутствовать только если одинаковое количество голосов получено двумя или несколькими кандидатами. Такие случаи достаточно редки и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государств, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.
Данная система является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются: 1) значительное число голосов избирателей остаются «выброшенными» и не учитываются при распределении мандатов; 2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест.
При мажоритарной системе абсолютного большинства победителем считается кандидат, набравший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов.
Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, которых действительно поддержали большинство проголосовавших избирателей.
Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. Избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.
При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным.
Эта доля больше абсолютного большинства, то есть больше 50% плюс один голос. Если в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов по сравнению с другими.
1.2 Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.
Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему, или на основе избирательной квоты.
Избирательная квота вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению, то есть определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.
По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.
Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс один.
Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство различных партий и обеспечивающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.
Вместе с тем данная система непроста, поскольку требует от избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов [1].
Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.
1.3 Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях.
Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.
Информация о работе Типы избирательных систем и особенности их применения в России