Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:17, реферат
При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Для характеристики реальных процессов, происходящих в государстве, применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве. Под политическим режимом понимается особое состояние политической системы, совокупность используемых методов политической власти, политической деятельности. Между ним и декларируемым государственным строем часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность, что характерно для диктаторских и тоталитарных государств.
Введение 3
Понятие тоталитаризма 4
Происхождение термина 4
Возникновение тоталитаризма 6
Предпосылки возникновения тоталитаризма 7
Признаки тоталитаризма 9
Основные формы тоталитаризма 11
Доводы в пользу различия обоих разновидностей тоталитаризма 13
Доводы в пользу сходства обоих разновидностей тоталитаризма 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, связка, объединение») — обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм. Фашизм – право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Национал-социализм – германская разновидность фашизма. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм (нем. Nationalsozialismus, сокращённо нацизм) — форма общественного устройства, соединяющая социализм с ярко выраженным национализмом (расизмом), а также название идеологии, обосновывающей такого рода социальный порядок. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация.
Большинство политологов сходится во мнении о единстве происхождения фашизма и коммунизма. Приводились две противоречащие друг другу системы аргументов. Одна отрицает, другая же утверждает родство обоих режимов.
Каковы доводы тех, кто отрицает родство обоих воплощений тоталитаризма?
Во-первых, коммунисты и фашисты ведут между собой борьбу не на жизнь, а на смерть. Этот довод неоспорим, но остается нерешенным вопрос: насколько тоталитарность как явление присуща обеим партиям после того, как они приходят к власти? Этим партиям, несмотря на бесконечные раздоры, случалось признавать родство между собой.
Во-вторых - изначальная несовместимость идеологий. Согласно коммунистической идеологии, фашизм воплощает все самое скверное в истории и самое низкое в человеческой природе. Согласно фашистской идеологии, коммунизм - зло в чистом виде, абсолютный враг. Но если одна идеология выглядит универсалистской и гуманной, а другая - националистской, расистской и ни в коей мере не гуманной, это вовсе не доказывает, что партии не прибегают во имя противоположных идей к аналогичным методам.
Отдельные проявления тоталитаризма повторяются в какие-то периоды истории советского режима и режима национал-социалистского. Однопартийность, официальная идеология, абсолютная власть Верховного Правителя, вездесущая полиция, идеология, которая мало-помалу пропитывает все виды деятельности, полицейский террор - это и в самом деле было как в национал-социалистической Германии, так и в Советской России. Крайняя форма нацистского режима проявилась во время войны, когда прошли годы после взятия власти, да и в Советском Союзе крайний террор воцарился через двадцать лет после взятия власти, а не сразу же.
Наиболее убедительное
обоснование родства обеих
Различия и родство двух разновидностей тоталитаризма неоспоримы. Черты сходства слишком заметны, чтобы усматривать в них чистую случайность. С другой стороны, различия в идеях и целях слишком очевидны, чтобы принять мысль о коренном родстве режимов. Родство или противоположность могут выступать более ярко в зависимости от многих соображений. Однозначный ответ получить никогда не удастся, поскольку национал-социалистский режим не имел столько времени для развития, сколько советский, история которого охватывает множество этапов.
Цель национал-социалистской партии состояла в том, чтобы перекроить расовую карту Европы, уничтожив целые народы, названные низшими, и обеспечить победу народа, считавшего себя высшим. То было время террора, и предвидеть его было еще труднее, чем террор, обрушившийся на советских граждан, цели которого - и это особенно важно - совершенно иные. Цель террора в СССР - создание общества, полностью отвечающего определенному идеалу, тогда как для Гитлера истребление было важно само по себе. Это различие двух видов террора решающее, какими бы ни были черты сходства. Различие это решающее из-за идеи, вдохновляющей каждую из систем. В одном случае действует воля к построению нового режима, а может быть, и созданию нового человека, и для достижения этой цели годятся любые средства; в другом – проявляется прямо-таки дьявольская воля к уничтожению некоей псевдорасы. Вот что пишет в своей книге "Демократия и тоталитаризм" Реймон Арон: "Если коротко изложить смысл целей, которые ставят перед собой обе системы, я мог бы предложить две формулировки. Говоря о цели советской системы, я напомнил бы известную мысль: "кто хочет уподобиться ангелу, уподобляется зверю". По поводу же гитлеровской системы, сказал бы: человеку незачем хотеть уподобиться хищному зверю, уж слишком легко у него это получается."3
При сравнении коммунизма и фашизма можно сделать такой вывод: Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности.
1 Arblaster A. The rise and the decline of Western liberalism. — Oxford, 1984, p. 319.
2 Хайек Ф.А. Дорога к рабству – Новый мир. 1991. №7.
3 Реймон Арон. Демократия и тоталитаризм. – М.: Текст, 1993.