Тоталитаризм и авторитаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день, тоталитаризм представляет собой наиболее опасную в мире тенденцию развития. Проводниками тоталитаризма на протяжении всей истории развития человечества являлись отдельные личности, обладающие патологическим стремлением к полному и всеобщему контролю над общественными процессами. В средневековой Европе тоталитаризм широко процветал на религиозной почве.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Определение тоталитаризма…………………………………………………..5
2. Основные черты тоталитаризма………………………………………………9
3. Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом………...12
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

политология Алёна.doc

— 55.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

Ведение…………………………………………………………………………….3

 

1. Определение тоталитаризма…………………………………………………..5

2. Основные черты тоталитаризма………………………………………………9

3. Понятие авторитаризма. Сходство и различия с тоталитаризмом………...12

 

Заключение……………………………………………………………………….23

 

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

На сегодняшний день, тоталитаризм представляет собой наиболее опасную  в мире тенденцию развития. Проводниками тоталитаризма на протяжении всей истории развития человечества являлись отдельные личности, обладающие патологическим стремлением к полному и всеобщему контролю над общественными процессами. В средневековой Европе тоталитаризм широко процветал на религиозной почве. Католическая церковь навязывала всему обществу "единственно верные" взгляды огнем и мечом инквизиции. Всякое инакомыслие жестоко каралось, причем в отдельных случаях достаточно было одного только подозрения, не основанного ни на каких фактах.

Следующей попыткой построения тоталитарного общества был СССР. На этот раз все повторилось практически  с буквальной точностью. В Советском  Союзе была принята "единственно  верная" идеология - коммунистическая. Труды "классиков марксизма-ленинизма" служили библией, а роль инквизиции выполняло пятое управление КГБ  СССР. Еретиков (поборников прав человека), правда, не сжигали на костре, а отправляли в колонии и тюрьмы после уголовного суда по "антисоветским" статьям. 

К счастью, и средневековая  инквизиция, и СССР уже давно остались в прошлом, но успокаиваться на этом не следует. Стремление к тоталитаризму заложено в человеческой природе, поэтому опасность тоталитаризма неистребима. В настоящее время наибольшие опасения вызывают процессы, идущие в цитадели мировой демократии - Соединенных Штатах Америки. Определенные круги в этой стране, вдохновленные тем, что США удалось добиться мирового лидерства в области научно-технического прогресса и вооружений, стремятся к установлению тотального контроля над всем миром. Сигналом к началу этого процесса послужили известные события 11 сентября. Именно после этого момента во внешней и внутренней политике США усматривается ряд опасных тенденция тоталитарного характера. Соединенным Штатам стали очень сильно не нравиться страны, правительства которых проводят самостоятельную политику (Иран, Ирак, Северная Корея и ряд других). При этом борьба с инакомыслящими правительствами ведется под флагом борьбы с терроризмом, однако вызывает много вопросов в своей искренности. Взять хотя бы недавнюю войну с Ираком: начало кампании проходило под заклинания о борьбе с распространением оружия массового поражения и сопровождалось обвинениями Хусейна в поддержке терроризма, а в конце концов все эти обвинения рассеялись как дым, и вместо них уже пошла просто риторика на тему необходимости экспорта демократии (мы, мол, просто оказали небольшую услугу иракскому народу - свергли диктатора и дали им возможность пожить при демократии). Внутри самих США также идут процессы удушения свободы: массово снимаются отпечатки пальцев (и производится сбор другой информации личного характера, включая даже список литературы запрашиваемой в библиотеках), имеют место факты цензуры в печати и на телевидении, организуется слежка за неблагонадежными лицами и т.п.

Все эти вопиющие факты  и тенденции требуют мобилизации  всего мыслящего человечества на борьбу с новым витком тоталитаризма  в мире. Сила общества состоит именно в многообразии мнений, без инакомыслия  невозможен никакой прогресс. Тоталитаризм, в какие бы тоги он ни рядился, ведет  лишь к регрессу - как к моральному, так и к экономическому; это  течение мысли и этот образ  действий ничего, кроме загнивания, человечеству не несет, и потому мы смело можем отнести его (тоталитаризм) к абсолютному злу. Основным, и  наиболее грозным, противником тоталитаризма  является гражданское общество - опора  всякой истинной демократии.  

 

1. Определение тоталитаризма.

 

Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

 Характеризуется тоталитаризм  на всеобщей идеологии общественной  жизни, чрезмерным разрастанием  власти и поглощением ее гражданского  общества.

Если мы попытаемся вычленить смысловое  ядро данного понятия, то обнаружим, что слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени других известных понятий - диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм. Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность». Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него отличается.

Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти  от оценочного употребления термина  к научному, существенно ограничив  область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого - древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу. Тоталитаризм - явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм - явление, не сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов».

Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь  с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно-административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно-идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека, придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим: сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны, коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?

Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для достижения определенной цели - построения социализма в планетарном масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка ее в 1921-22 годах привела к либерализации политики (нэп, линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то - Сталин. Для него целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм - только средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личной воле и качествах Сталина - за его индивидуальностью проступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не только психологические, но и исторические.

Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул, что это не мелочь, поскольку в  наших условиях она может иметь  самые серьезные последствия.

Вторая часть нашего определения: тоталитаризм - это переживание власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования, транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти - власти над историческими закономерностями, временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы - молодые хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя, позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова - Берии уже не щадили никого.

Появление такого, тоталитарного, индивида - первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка - тенденция к идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной собственности и централизованного управления обществом, планового ведения хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию - монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма - культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось, оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные черты тоталитаризма

 

В своей работе «Тоталитарная  диктатура и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

  1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
  2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
  3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
  4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
  5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
  6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
  7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).
  8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
  9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
  10. Централизованное планирование экономики.
  11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.
  12. Приверженность экспансионизму.
  13. Административный контроль над отправлением правосудия.
  14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща  хотя бы одна из указанных черт, следует  относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны  демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:

  • идеологический абсолютизм (тоталитарный режим - это верхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
  • единовластие одной партии - «ордена-меченосцев» тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
  • организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
  • монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
  • централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
  • милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие авторитаризма.  Сходство и различия с тоталитаризмом.

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм.

Термин “авторитаризм” (от лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-либо одной партии, группировки, лица или института.

По своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

Информация о работе Тоталитаризм и авторитаризм