Тоталитаризм как политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:23, реферат

Краткое описание

Теория государства, в зависимости от тех или иных критериев , выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.
Разновидностью авторитарного режима и является тоталитарный режим.

Содержание

Тоталитаризм как политический режим. Возникновение термина.
Основные признаки тоталитарного режима
Предпосылки тоталитаризма
Тоталитарное общество
Разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый» тоталитаризм
Коммунистический тоталитаризм, коммунизм в СССР.
Фашизм
Национал-социализм
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Тоталитаризм - копия.docx

— 40.10 Кб (Скачать файл)

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Человечество  уже   тысячелетия   ищет   наиболее   совершенные   формы государственной организации  общества. Эти формы меняются с  развитием  самого общества. Форма  правления, устройства государства, политический режим –  это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

  Термин «политический режим»  появляется в научном обороте  в 60-е гг.  XX века. Категория  «политический режим», по мнению некоторых ученых,  в силу синтетического характера должна была  рассматриваться в качестве  синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще  должен  быть исключен  из   состава   формы   государства,   поскольку   функционирование государства характеризует не  политический,   а   государственный   режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому  подходам  к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом, узкий  –  делает  его  достоянием лишь  государственной  жизни  и  государства,  поскольку он  конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и  государственного устройства,  а  также  формы  и  методы  осуществления  государством   своих функций.

    Таким  образом,  для   характеристики  формы  государства   имеет  важное значение политический режим как в узком смысле слова  (совокупность  приемов и  способов  государственного  руководства), так и в широком   понимании (уровень гарантированности демократических прав  и политических   свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и  правовых  форм политическим  реалиям,  характер  отношения  властных  структур  к  правовым основам государственной и общественной жизни).

        Теория государства, в зависимости от тех или иных  критериев , выделяет виды  политических  режимов,  которые  применялись  в  многовековой  истории государственности.  Эти  виды  представляют  собой  широкий  диапазон  между авторитарным  и   демократическим,   крайними   полюсами   на   всей   шкале политических методов власти.

    Авторитарный режим может  существовать в разных  формах.  Но  при  любой форме авторитаризма государственная  власть  реально  не  формируется  и  не контролируется народом.

    Разновидностью авторитарного  режима и является тоталитарный режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тоталитаризм как политический режим. Возникновение термина.
  2. Основные признаки тоталитарного режима
  3. Предпосылки тоталитаризма
  4. Тоталитарное общество
  5. Разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый» тоталитаризм
  6. Коммунистический тоталитаризм, коммунизм в СССР.
  7. Фашизм
  8. Национал-социализм
  9. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тоталитаризм как политический режим

  1. Тоталитаризм как политический режим. Возникновение термина.

Тоталитаризм характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в., хотя тоталитарные идеи возникли гораздо раньше. Сам термин происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий.

Впервые термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле, а затем в 1925 г. был использован лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини в итальянском парламенте для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

Теория тоталитаризма складывалась в 40-50 гг. ХХ века и получила развитие в последующие десятилетия. Первыми теоретическими исследованиями по проблемам тоталитаризма стали работы Ф.Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х.Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд двух американских политологов К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956).

  1. Основные признаки тоталитаризма

К. Фридрих и З. Бжезинский в своей  работе «Тоталитарная диктатура  и автократия» предлагают для  определения «общей модели» тоталитаризма следующие признаки тоталитарного режима:

1). Официальная идеология, т.е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование, претендует на охват всех без исключений сфер общественной и частной жизни, а также на то, что они являются воплощением истины и поэтому общеобязательны. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно признает и разделяет данную идеологию ,т.е. тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека, причем интересы и тем более свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.).

2). Монополия на власть одной политической партии, а сама партия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом. Партия практически «поглощает» государство, срастается с ним и концентрирует в себе реальную власть в обществе, выполняя его функции.

3). Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ. До 1941 г. в нее входило 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль права, закона: власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправовым.

4). Партийный контроль за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д.

5). Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес».

6). Централизованный контроль экономики (а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.) и системы бюрократического управления экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее рациональная и эффективная.

Среди перечисленных признаков  наибольшее значение имеют первые два  – официальная идеология и  монополия одной массовой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную жизнь общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля. Всеобъемлющая идеологизация общества дополняется его тоталитарной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, его проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Партийно-государственная организация общества отличается жесткой иерархической структурой. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций. Всякое инакомыслие рассматривается как зло, подлежащее подавлению и устранению.

В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности или демократии высшего типа. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие, например, 99,9% граждан в выборах.

К политическим чертам тоталитарного  общества относятся также наличие  мощного аппарата социального контроля (службы безопасности, армия, милиция  и т.п.), массовый террор, запугивание  населения. Слепая вера и страх –  главные ресурсы тоталитарного  управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей, который может доводиться до абсурда. Например, Северная Корея перешла на новое чучхейское (коммунистическое) летосчисление по случаю 3-й годовщины со дня кончины их харизматического лидера Ким Ир Сена. По новому календарю отсчет времени начинается с 1912 г., когда «...неоднократный Герой КНДР Ким Ир Сен высоко взошел солнцем чуч-хе» (т.е. родился). Таким образом, сейчас в Северной Корее, согласно новому летосчислению, идет только 91-й год.

  1. Предпосылки тоталитаризма

В становлении и осуществлении  тоталитаризма значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же обусловлено. Разрушая прежние политические институты, массовые движения создают «поле» для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Острые социально-экономические  кризисы резко усиливают бедствия и недовольство населения, ускоряют созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок – появление значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность.

Тоталитаризм имеет для социально  отчужденной, одинокой личности особую психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном». С помощью приобщения к всемогущей власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту.

С помощью социальной демагогии  тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных  слоев. Так, в России большевики использовали для прихода к власти требования земли и мира. В Германии социальной опорой национал-социалистического  тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» – многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и законами.

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это «реакция»  общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение  устоев общества в условиях новой  социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии техники, науки и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

 Итак, предпосылками тоталитаризма являются:

    • индустриальная стадия развития общества;
    • нарастание рациональности и организованности в общественной жизни;
    • появление монополий и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм – всеобщая государственная монополия);
    • этатизация (огосударствление) общества, особенно усиливающееся во время войн;
    • массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;
    • эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований;
    • психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитностью и одиночеством;
    • острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения;
    • появление многочисленных маргинальных слоев.

Информация о работе Тоталитаризм как политический режим