Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:52, контрольная работа
Тоталитаризм — это общественно-политической строй, при котором правительство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Государственный социализм, коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм стали его недавними воплощениями. Такое правительство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно употребляет свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные дела. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован. Полный — от латинского слова totalis — и значит всеобщий, всеобъемлющий.
1. Определение тоталитаризма……….4-8
2. Основные черты тоталитаризма…...8-10
3. Понятие авторитаризма…………….10-11
4. Сходство и различия с тоталитаризмом
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ
студентки 2 курса
факультет: «Экономики и бизнеса»
специальность « Бухгалтерский
учёт, анализ и аудит»
Тема 8: «Тоталитарные
системы: понятие и характерные
признаки »
Введение
Список
литературы
Введение
Тоталитаризм — это общественно-политической строй, при котором правительство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Государственный социализм, коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм стали его недавними воплощениями. Такое правительство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно употребляет свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные дела. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован. Полный — от латинского слова totalis — и значит всеобщий, всеобъемлющий.
При рассмотрении
политической системы какого или
страны либо общества не следует ограничиваться
только официально провозглашенными и
действующими в нём институтами
и правовыми нормами, конституционными
актами, т.Е. Тем, что "заявляет" о
себе само правительство. Есть частенько
очень значимые различия и противоречия
меж парадным фасадом страны и настоящими
процессами, происходящими за этим фасадом.
Для свойства этих действий применяется
понятие "политический режим" - система
настоящих способов властвования в данном
государстве. Под политическим режимом
понимается совокупность частей идеологического,
институционного и социологического порядка,
методствующая формированию политической
власти данной страны на определённый
период. Меж ним и декларируемым государственным
строем, как уже отмечалось, частенько
наблюдается несоответствие либо даже
ровная противоположность (что особенно
типично для диктаторских и, до этого всего
тоталитарных стран.)
конкретно политический режим описывает
политическую атмосферу общества, в различие
от сравнимо устойчивых правовых норм,
он подвижен и способен эволюционировать
в разных направлениях. Изучая конкретные
многообразные формы политических режимов,
существовавших в прошедшем и реальном,
необходимо, исходя из современных гуманистических
требований к политической науке, руководствуясь
принципом, что, человек, индивид - "мера
всех вещей", база общества и публичного
благосостояния, разглядывать каждый
режим конкретно по отношению к конкретной
личности, ее важнейшим правам и свободам.
В 20-30-е годы в группе стран - СССР, Германии,
Италии, потом Испании, ряде государств
Восточной Европы (а позже и Азии) - сложились
политические режимы, обладавшие целым
комплексом сходных признаков. Провозглашая
разрыв с традициями прошедшего, обещая
выстроить на его руинах новый мир, привести
народы к процветанию и изобилию, эти режимы
обрушили на них террор и репрессии, втянули
мир в череду кровавых войн.
Режимы, получившие заглавие тоталитарных,
равномерно сошли со сцены. Важнейшими
вехами крушения тоталитаризма были 1945
год, когда потерпела крах таковая его
форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а потом и в
СССР упали совсем.
Что же представлял собой тоталитарный
парадокс? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так
долго? Можно ли отыскать модель тоталитарной
системы? Однозначных ответов на эти вопросы
современная политическая наука не дает.
1. Понятие тоталитаризма
Тоталитаризм
(от ср.-век. лат. totalis -весь, целый, полный)
- один из видов политического режима,
характеризующийся полным (тотальным)
контролем государства над всеми сферами
жизни общества, фактической ликвидацией
конституции, прав и свобод. На место идеологического
разнообразия ставится диктат одной идеологии,
любое инакомыслие или оппозиционное
выступление подавляется в зародыше террористическими
методами. Вся государственная власть
сосредоточена в руках одного лица ("вождя"),
опирающегося на единственную в стране
партию с военной дисциплиной. Сохраняющиеся
демократические институты (парламент,
выборы, референдум и др.) лишены всякого
реального содержания и играют роль декорации,
используемой для пропагандистских целей.
Слово
"total" означает "целый, общий".
Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее
все сферы жизни.
В экономике он означает огусодарствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.
Ф.
Хайек в своей книге "Дорога
к рабству", написанной в 1944 году,
особый акцент делает именно на этом аспекте
тоталитаризма. Он приходит к выводу о
том, что свобода политическая - ничто
без свободы экономической. Контроль над
важнейшими ресурсами общества, как материальными,
так и нематериальными, будет находиться
у тех, в чьих руках сосредоточен контроль
над экономической властью. Идея централизованного
планирования заключается в том, что не
человек, но общество решает экономические
проблемы, и, следовательно, общество (точнее
отдельные его представители) судит об
относительной ценности тех или иных целей.
Там, где единственный работодатель - государство
или подконтрольные режиму частные предприятия
не может быть и речи о свободном политическом,
интеллектуальном или каком-либо ином
волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность
возникновения тоталитаризма в возрастающем
государственном регулировании экономики
Великобритании.
В политической сфере вся власть принадлежит особой группе людей, которую народ не может контролировать. Большевики, например, поставившие перед собой цель свержения существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались её существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при тоталитаризме оказываются поглощёнными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов государственной власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.
Характерной чертой всех тоталитарных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.
Симптоматичны
также и насильственные методы избрания
тех или иных лиц в органы государственной
власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный
факт: объявление по телевидению о результатах
голосования утверждалось в президиуме
ЦК КПСС за два дня до выборов.
В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу - от главы государства и партии до самых низших звеньев власти и ячеек общества. В СССР такой идеологией стал марксизм, в Северной Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетнего рейха, коммунистического царства всеобщего счастья и т.д.
Эта превращённая в религию идеология породила ещё один феномен тоталитаризма: культ личности. Как и всякие религии эти идеологии имеют свои священные писания, своих пророков и бого-человеков (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.). Таким образом, получается чуть ли не теократическое правление, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. Н. Бердяев называет подобную систему обратной теократией.
Нужно отметить,
что часть политологов считает,
что тоталитаризм всего только политическая
метафора, в частности в американской
"Энциклопедии социальных наук" 1968
года он назван "ненаучной концепцией".
Также нет одного представления посреди
политологов о том, когда вообще появился
тоталитаризм. Одни считают его вечным
атрибутом человеческой истории, остальные
- достоянием индустриальной эры, третьи
- феноменом только двадцатого века.
Историческим прототипом тоталитарных
режимов считают восточные деспотии. Но
меж тоталитаризмом и ортодоксальными
системами прошедшего (и восточными и
европейскими) есть ряд коренных различий.
Одно из них состоит в том, что эти системы
в различие от тоталитарных не изменялись,
а если и изменялись, то довольно медлительно.
В средневековой Европе церковь указывала
во что веровать, но позволяла держаться
одних и тех же верований от рождения до
погибели. Особенность же тоталитарного
страны та, что контролируя мысль, оно
не фиксирует ее на чём-то одном. Выдвигаются
догмы, не подлежащие дискуссии, но изменяемые
изо дня в день. Догмы необходимы для абсолютного
повиновения подданных, но нереально обойтись
без корректив, диктуемых потребностями
политики власть предержащих.
Дж. Оруэлл в 1941 году в собственной статье
"Литература и тоталитаризм" приводит
таковой пример: "... до сентября 1939 года
каждому германцу вменялось в обязанность
испытывать к русскому большевизму отвращение
и кошмар, после сентября 1939 года - восторг
и страстное сочувствие. Если меж Россией
и Германией начнётся война, а это очень
возможно в ближайшие несколько лет, с
неизбежностью вновь произойдёт крутая
перемена."
Сам термин происходит от позднелатинских
слов "totalitas" - полнота, цельность
и "totalis" - полный, целый, всеобщий.
В первый раз употребил его в 1925 году один
из "отцов" фашизма Б.Муссолини на
одном из собраний, обозначив его как идеал
для собственной модели; в научный оборот
слово было введено западными политологами
в 30-40-х годах. Они употреблял его для обобщающей
свойства любого недемократического типа
устройства: от национал-социализма до
коммунизма.
На симпозиуме, организованном Американским
философским обществом в 1939 году, в первый
раз была сделана попытка дать научную
трактовку тоталитаризму. В одном из докладов
он был определен как "восстание против
всей исторической цивилизации Запада."
Вторая глобальная война, а потом разгром
фашистских режимов и начало "холодной
войны" дали новый импульс теоретическому
осмыслению тоталитаризма.
В 1952 году в США была проведена конференция,
посвященная этому социальному парадоксу,
где был сделан вывод, что тоталитаризм
- это ио"закрытая и неподвижная соцкультурная
и политическая структура, в которой всякое
действие - от воспитания детей до производства
и распределения продуктов - направляется
и контролируется из одного центра.".
Теория тоталитаризма представлена таковыми
базовыми трудами, как работы Ф.А. Хайека
"Дорога к рабству" /1944 г./, Х. Арендта
"Истоки тоталитаризма" /1951 г/, К.Фридриха
и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура
и автократия" /1956 г./ И другими.
Правильнее разглядывать тоталитаризм,
как своеобразный метод производства
и организации всей публичной жизни, для
которого характерны всеобъемлющий контроль
со стороны власти над обществом и личностью,
подчинение всей публичной системы коллективным
целям и официальной идеологии.
Как система целостных взглядов и, основное,
практика публичной жизни, тоталитаризм
сложился в XX веке, на стадии наивысшего
развития индустриального общества и
государственно-
Тоталитаризм возникает вначале как евразийское
(СССР), позже как европейское (Германия,
Италия, частично Испания), наконец, азиатское
явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам,
Кампучия). В Южной Америке и Африке наблюдались
отдельные признаки тоталитаризма, в особенности
в Бразилии в годы правления военной хунты
в 60-70-е годы, в Эфиопии в 70-80-е годы, В Заире
в 60-80-е годы. В стертой форме черты тоталитаризма
проявились в странах Восточной Европы
в 50-е годы в силу зависимости от СССР,
насаждения в них коммунистических режимов.
Все типы тоталитаризма значительно различаются
меж собой, но имеют и много общего. Последнее
дает повод считать, что не считая государственных
есть и общие причины его бурного развития
в первой половине ХХ в.
2. Основные черты тоталитаризма.
черты
тоталитаризма
Темин “тоталитаризм” происходит от
латинских слов “totalitas” — полнота и “totalis”
— весь, целый, полный. Понятие “тоталитаризм”
пришло в философско-политический лексикон
XX в. из работ философа Дж. Джентиле в 1926
г., а в политику его ввёл вождь фашистской
партии Италии Б. Муссолини. В статье Муссолини
“Доктрина фашизма” (1931 г.) тоталитаризм
понимается как общество, в котором главная
государственная идеология обладает решающим
влиянием на граждан.
Большинство исследователей тоталитарных
режимов сходятся на том, что под тоталитаризмом
следует понимать политическую практику,
при которой руководство страны пытается
подчинить весь уклад жизни людей одной
безраздельно господствующей идее и организовать
систему политической власти так, чтобы
она способствовала реализации этой идеи.
При тоталитаризме в обществе господствует,
как правило, одна утопическая идеология,
которая способна на конкретном историческом
отрезке времени стать безусловно доминирующей,
объединяющей силой и привести в движение
целые народы. Эта идея захватывает все
стороны бытия и претендует на власть
даже в сфере частной жизни личности.
Организация тоталитарной власти имеет
иерархический характер: вверху пирамиды
находится вождь, обладающий абсолютной,
ничем не ограниченной властью; внизу
— массы, столь же абсолютно ему подвластные.
Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной
власти взаимосвязаны и взаимно необходимы
друг для друга. Низы во многом определяли
фигуры вождей и их мышление. Происходила
как бы взаимная манипуляция.
Тоталитарное общество, с одной стороны,
является бесструктурным, поскольку распылены
все референтные группы, разрушены горизонтальные
связи между людьми, народ превращен в
аморфную массу атомизированных индивидов;
с другой стороны, общество является одновременно
и сверхструктурированным, ибо все или
почти все индивиды входят в какую-либо
официальную общественную организацию.
Общество и государство при тоталитаризме
оказываются поглощёнными одной господствующей
партией, происходит слияние высших органов
этой партии и высших органов государственной
власти.
В тоталитарном режиме все без исключения
ресурсы (и материальные, и человеческие,
и интеллектуальные) направлены на достижение
одной универсальной цели: тысячелетнего
рейха, коммунистического царства всеобщего
счастья и т.д. Тоталитаризму присуще коллективно–механическое
мировоззрение, рассматривающее государство,
как отлаженный работающий механизм. Сталин
впрямую использовал эту аналогию, говоря:
“Все мы — винтики одной машины”. Из чего,
в свою очередь, был сделан логический
вывод: “У нас незаменимых нет”, — который
и подвел черту под представлениями о
значении индивида в тоталитарном государстве.
Тоталитарная идеология имеет мало общего
с какими-либо взглядами или убеждениями,
прежде всего она является инструментом
манипуляции массами и укрепления власти
над ними политократии. В одной из своих
речей Муссолини следующим образом выразил
отношение тоталитарного лидера и тоталитарной
элиты к пропагандируемой ими идеологии:
“Мы создали миф; миф — это вера, благородный
энтузиазм, он не должен быть реальностью,
он — импульс и надежда, вера и мужество”.
Реальные же действия партийных бюрократов
диктуются, как правило, не официальной
идеологией, а желанием консолидировать
и расширить свою власть. Поэтому в тоталитарном
обществе присутствуют как бы две идеологии.
Одна система ценностей существует для
политической бюрократии, а другая — для
остального населения.
Н. Бердяев говорил, что тоталитарное государство,
напоминает многими своими чертами теократию,
оно есть “обратная теократия”. При тоталитарном
режиме — как и в исторических теократиях
— диктатор является одновременно и первосвященником,
имеющим монопольное право на истолкование
партийной доктрины и “священных текстов”,
то есть он соединяет в одних руках и светскую
и “духовную” власть.
Таким образом, тоталитарный режим характеризуется
слиянием трёх ветвей власти в руках одной
правящей партии, господством одной государственной
идеологии во всех сферах жизни и использованием
всех средств для достижения определённой
цели. Но исследователи “тоталитаризма”
вынуждены отметить, что он никогда не
встречался в чистом виде, а всегда являлся
либо целью, либо тенденцией, в зависимости
от особенностей тоталитарного режима
в конкретном государстве.
3.Понятие авторитаризма
Авторитаризм - (от лат. autoritas - приказание, полная власть, влияние) - форма власти, сосредоточенной в руках одного человека или в одном властном органе. Признаки авторитаризма: а) чрезмерная централизация власти; б) безапелляционный командный метод руководства; в) безусловное повиновение подчиненных руководителю. Все эти свойства проявляются в виде принуждения к исполнению воли руководителя, подавления воли, самостоятельности подчиненных.
Одним из наиболее
распространенных в истории типов
политической системы является авторитаризм.
Термин “авторитаризм” (от лат. auctoritas
- власть, влияние) применяется в политической
науке для обозначения режима, характеризующегося
монополией на власть какой-либо одной
партии, группировки, лица или института.
По своим характерным чертам он занимает
как бы промежуточное положение между
тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом
его роднит обычно автократический, не
ограниченный законами характер власти,
с демократией - наличие автономных, не
регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
В целом же авторитарной политической
системе присущи следующие черты:
Автократизм (самовластие) или небольшое
число носителей власти. Ими могут быть
один человек (монарх, тиран) или группа
лиц (военная хунта, олигархическая группа).
Неограниченность власти, ее не подконтрольность
гражданам. При этом власть может править
с помощью законов, но их она принимает
по своему усмотрению.
Опора (реальная и потенциальная) на силу.
Авторитарный режим может не прибегать
к массовым репрессиям и пользоваться
популярностью среди широких слоев населения.
Однако он обладает достаточной силой,
чтобы в случае необходимости по своему
усмотрению использовать силу и принудить
граждан к повиновению.
Монополизация власти и политики, недопущение
реальной политической оппозиции и конкуренции.
Присущее этому режиму определенное политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных
запретов и противодействия со стороны
властей. Нередко оно объясняется неготовностью
общества к созданию политических организаций,
отсутствием у населения потребности
к этому, как это было, например, в течение
многих веков в монархических государствах.
При авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, профсоюзов
и других организаций, но лишь при отсутствии
их подконтрольности властям.
Отказ от тоталитарного контроля над обществом,
невмешательство или ограниченное вмешательство
во вне политические сферы и прежде всего
в экономику. Власть занимается главным
образом вопросами обеспечения собственной
безопасности, общественного порядка,
обороны, внешней политики, хотя она может
влиять и на стратегию экономического
развития, проводить достаточно активную
социальную политику, не разрушая при
этом механизмы рыночного саморегулирования.
Рекрутирование политической элиты путем
кооптации, назначения сверху, а не конкурентной
электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма,
его можно определить как неограниченную
власть одного лица или группы лиц, не
допускающую политическую оппозицию,
но сохраняющую автономию личности и общества
во вне политических сферах. При авторитарной
политической системе запрещается лишь
определенные, главным образом, политические
нормы деятельности, в остальном же граждане
свободны.
Таким образом, при авторитаризме существует
монополия, но власть одной группы, партии,
коалиции, которая ни перед кем не подотчетна,
существует полный, иногда даже частичный
запрет на деятельность оппозиции, сохраняется
ограниченный плюрализм, наличие дифференцированных
отношений между обществом и государством,
отсутствует возможность ненасильственной
смены власти.
Авторитаризм имеет богатую историю, которая
включает в себя древние тирании, диспотии
и олигархии, абсолютные монархии периода
средневековья и Нового времени, фашистские
диктатуры. В современном мире авторитарные
режимы наиболее распространены в странах
Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока,
Латинской Америки.
Информация о работе Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки