Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:29, контрольная работа
Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует среду и условия политической жизни общества.
Политические режимы делятся на 2 вида:
Открытый, т.е. демократический.
Закрытый, т.е. недемократический:
А) Тоталитарный;
Б) Авторитарный.
Целью работы является рассмотрение некоторых аспектов тоталитарного политического режима.
Введение
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима.
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.
3. Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям:
Критерии Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Роль государства
Характер партийной системы
Развитость гражданского общества
Соблюдение прав и свобод человека
Отношение к рыночных экономическим механизмам
Идеологическая ситуация
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Сущность, истоки
и исторические условия
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.
3. Сравните основные типы политических режимов по следующим критериям:
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
|||
Характер партийной системы |
|||
Развитость гражданского общества |
|||
Соблюдение прав и свобод человека |
|||
Отношение к рыночных экономическим механизмам |
|||
Идеологическая ситуация |
Заключение
Список литературы
Введение
«Под политическим режимом, -писал он-
я понимаю систему конституционных(законных)
порядков и конкретное воплощение
этой системы на практике».
Вятр Е. [1]
В истории человечества существовало огромное количество политических режимов. К примеру, деспотический режим в странах Средиземноморья на ранних этапах развития человеческого общества, тиранические режимы в полисах Древней Греции.
В современном мире политический режим играет решающую роль в развитие общества отдельных стран, он либо замедляет ход развития, либо ускоряет.
Так что же такое политический режим?
Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует среду и условия политической жизни общества.
Одним из наиболее признанных, является определение, данное М. Дюверже: политический режим это “ определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления”.
Более современное определение дают Г. О‘Доннелл и Ф.Шмиттер : «Политический режим это вся совокупность явных и неявных моделей определяющих формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики субъектов имеющих такой доступ или лишенных его, а также доступные субъектам стратегии борьбы за него». [1]
Политические режимы делятся на 2 вида:
Открытый, т.е. демократический.
Закрытый, т.е. недемократический:
А) Тоталитарный;
Б) Авторитарный.
Целью моей работы является рассмотрение некоторых аспектов тоталитарного политического режима.
Основные признаки тоталитарного режима.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Понятие "тоталитаризм" (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале XX века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933г.
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. К ним относятся следующие:
1. Высокая концентрация власти, гипертрофия аппарата власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы "власть и общество" не существует:
власть и народ мыслятся как единое, неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ — против враждебного внешнего окружения. Как это ни парадоксально, но в условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает интересы глубже и полнее, чем он сам смог бы это сделать.
2. Для тоталитарных режимов характерна
однопартийность. Существует единственная
правящая партия, во главе которой стоит
харизматический лидер. Сеть партийных
ячеек этой партии пронизывает все производственно-
3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии — рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и др.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отражают силу магических символов. Тоталитарное общество предпринимает широчайшие усилия для идеологической обработки населения.
4. Тоталитаризм характеризуется монополией, власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность -прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.
5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.
6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Для этих целей создаются трудовые и концентрационные лагеря, гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. Так, в СССР была создана целая сеть лагерей - ГУЛАГ. До 1941г. в нее входило 53 концентрационных лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних. За годы существования этих лагерей в них погибло более 40 млн. человек. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную судьбу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. Делается все для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.
7. Как общее для всех тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - "запрещено все, кроме того, что приказано властью".
Тоталитарные государства имеют ряд серьёзных преимуществ над демократическими. Одним из первых это отмечал ещё Троцкий : «…в военной и дипломатической области тоталитарные государства имеют значительные преимущества над тяжеловесными механизмами демократий - прежде всего преимущества свободного маневра, не связанного внутренними сопротивлениями". Эта свобода от контроля со стороны социальных институтов и общественного мнения своей страны может определить крупные военные успехи тоталитарных государств в начале войны.» Отчасти этим свойством можно объяснить военные успехи Германии в войне со Францией.
Также тоталитарные государства обладают огромными мобилизационными возможностями, возможностью в кратчайший срок сосредоточить максимум ресурсов на важных направлениях. Следствием этого были огромные технические успехи СССР и Фашистской Германии (быстрое создание мощной промышленности, освоение космоса).
Кроме того, тоталитарность
является одним из выходов из кризиса
массового сознания (Германия), способом
преодоления смуты и политическ
К числу менее важных преимуществ можно отнести успешность государства в правоохранительной сфере (борьба с уголовниками) и преподнесение гражданам чувства гордости за мощь своей Родины.
Однако эти преимущества реализуются только на короткое время. По мере развития тоталитарного государства они теряются под давлением более многочисленных недостатков. Поэтому жизнь любого тоталитарного государства коротка, оно очень быстро сгорает, сжигая свои стартовые ресурсы. Все тоталитарные государства недолговечны – со временем они или уничтожаются извне (Фашистская Германия), распадаются (СССР) или трансформируются во что-то более мирное вроде КНР.
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии.
Концепция политической модернизации.
В различных странах процесс перехода к демократии специфичен, тем не менее, на основе сравнительного анализа целесообразно выявить некоторые общие черты. Один из теоретиков и политических руководителей процессов демократизации в Испании Ф. Гонсалес отмечает следующие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов общества к соглашению, к договоренности
Начало в обществе политического кризиса – одна из существенных общих черт процесса перехода к демократии. Кризисная ситуация является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам.
Демократия (от греч. demos- народ и kratos- власть) означает народовластие, власть народа.
Критерии демократического режима:
- всеобщее избирательное право граждан;
- возможность для граждан
- регулярное проведение
- наделение избранных
- отсутствие притеснений по отношению к политической оппозиции (включая независимые политические партии и группы интересов) и присоединяться к ним;
- свободный доступ граждан к
источникам альтернативной
Несовместимость тоталитаризма и демократии можно увидеть на примере наличия партийной системы. В тоталитарном государстве существует единая политическая партия и настолько слабая оппозиция, что может произойти её исчезновение; а в демократическом обществе- многопартийность, и у каждой партии есть своя программа и принципы. В демократическом обществе у каждого отдельного гражданина есть право выбора.
Демократизация (от греч. demos - народ и kratos - власть) в широком смысле слова - процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия. Основными направлениями демократизации являются: все более широкое участие граждан в управлении делами общества и государства путем создания условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развития самоуправления общества; свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества, постоянное укрепление законности и правопорядка, правовой основы государственной и общественной жизни; расширение гласности; регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел; совершенствование избирательной системы. Демократизация охватывает различные сферы общественной и государственной жизни, связана с преобразованием общества как в целом, так и его отдельных составляющих.
К основным показателям
- централизация и усиление государственной власти на общенациональном уровне;
- растущая дифференциация и специализация политических институтов;
- постоянное расширение политиче
- ослабление традиционных политических элит (родовых, клановых) и замена их современными;
- формирование зрелой
В современном мире различают 2 типа политической модернизации:
1) Первичная модернизация,
2) Вторичная модернизация.
Первичную еще называют «оригинальной», «спонтанной», «естественной» модернизацией. Она характерна для стран, переживших переход в результате длительных естественных внутренних процессов, подготовленных еще Реформацией и Возрождением и реализованном в классических буржуазных революциях Голландии, Британии и США.
Первичная модернизация характерна для стран Западной Европы, США и Канады.
Вторичную именуют также «отраженной», догоняющей модернизацией, характерной для стран, отставших в своем развитии. Более успешно осуществляют ее страны, в которых некоторые культурные образцы развития аналогичны элементам в передовых странах. В других странах, где и такие элементы не вызрели, модернизация проходит тяжелее.
Вторичная модернизация характерна для России, Бразилии и Турции.
Характеристики вторичной модернизации:
- применим образ «квадратного колеса» (Н. Вернек- Сорде), которое с трудом переваливается, то идет стремительно, то застревает.
- цикличность чередования эволюционных и революционных периодов политических процессов.
- социальная структура плохо приспособлена к резким «встряскам».
- общественно- политический институт неадекватно реагирует на изменения и не амортизируют резкие толчки.
Отсюда рождаются концепции «частичной», «фосфорной» и «тупиковой» модернизации.
Политическое развитие
России на протяжении веков отличалось
рядом существенных особенностей. Первая
из них - этатизм, т.е. решающая роль государства в реформировании
всей общественной системы. В России на
протяжении многих столетий не государство
естественным путем вырастало из гражданского
общества, а гражданское общество развивалось
под жестким контролем государства. Этим
объясняются:
1) огромная политическая роль бюрократии;
2) патернализм и клиентелизм (стремление
быть под патронажем государства, отдельного
его института или какого-либо лица; преимущественное
использование элитами неформальных связей);
3) риентация гражданина на социальное
восхождение не в результате личного трудового
вклада, а вследствие занятия более высокой
позиции в государственной иерархии и
извлечения из этого соответствующих
льгот и привилегий; “выключенность”
широких народных масс из повседневного
политического процесса, ограниченность
сферы публичной политики, а следовательно,
массовая политическая инертность или
иммобилизм;
4) отсутствие цивилизованных (или хотя
бы корректных) форм взаимоотношений между
“верхами” и “низами”, правовой нигилизм
и тех, и других.
Вторая особенность - раскол российской культуры,
начало которому положили реформы Петра
I, на две основные субкультуры: культуру
европеизированных верхов, в значительной
степени искусственную и противостоящую
национальным традициям, и патриархальную
культуру крестьянских низов.