Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:15, контрольная работа
Любой форме государственной власти присущи определенные методы, с помощью которых осуществляется внутренняя и внешняя политика. Совокупность этих методов создает и определенный политический режим, который определяется наличием отношений, применяемых властями средств и методов сложившимися отношениями государственной власти и общества, господствующими формами идеологии, социальными и классовыми взаимоотношениями, политической культурой. Одной из таких форм политического режима является тоталитаризм
Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима………………………….…………………………...………………….…3
Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации.…………………………………….…………..…10
Сравнение основных типов политических режимов (таблица).…………...…16
Список использованной литературы…………………………………………...…18
С другой стороны, власть должна обладать способностью, реальными рычагами для защиты завоеваний демократии. Поэтому ряд политологов склоняется к мысли о том, что переход от тоталитаризма к демократии вполне возможен (допустим) через этап авторитаризма, концентрирующего в своих руках все основные рычаги власти.
В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами "политическое развитие" или "политическая модернизация" [6].
Первые концепции политической модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В качестве основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация политической системы по западному образцу, активное сотрудничество развивающихся стран с государствами Западной Европы и Северной Америки.
В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации:
- оригинальная
модернизация - был характерен для
США и стран Западной Европы,
осуществивших переход к
- вторичная
модернизация - был характерен для
стран, отставших в своем
Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов, сопровождающих процесс политической модернизации [3]:
- идентичности (связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта),
- легитимности (отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти),
- участия (возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти),
- проникновения (проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни),
- распределения (неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных социальных благ).
Общей причиной
этих кризисов является характерное
для переходного состояния
Высокая конфликтность
социальных и политических процессов
в условиях модернизации определяет
необходимость постепенности
Критерии |
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
Роль государства |
Государство стремится
к глобальному господству над всеми сферами
общественной жизни, |
Государство устанавливает жесткий контроль за политической сферой, но при этом не вмешивается во внеполитические сферы жизни |
Общество контролирует власть во всех её проявлениях, государство в свою очередь регулирует соблюдение прав и свобод граждан |
Характер партийной системы |
Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил |
При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, но лишь при условии их подконтрольности властям |
Многопартийная политическая система |
Развитость гражданского общества |
При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно этатизируется (т.е. происходит огосударствление) |
Государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. |
Развитое гражданское общество, признание народа в качестве субъекта власти |
Соблюдение прав и свобод человека |
Доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор |
Авторитарный
режим может не прибегать к
массовым репрессиям, но он обладает достаточной
силой, чтобы в случае необходимости
по своему усмотрению использовать силу
и принудить граждан к |
Государство гарантирует основные права и свободы человека |
Отношение к рыночным экономическим механизмам |
Командно-административная система управления экономикой, практически полное огосударствление экономики |
Ограниченное
вмешательство
в экономику, хотя имеется возможность влиять и на
стратегию экономического развития, |
Рыночная экономика,
ограничение вмешательства |
Идеологическая ситуация |
Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни |
Политический лидер определяет идеологию |
Диалог народа с властью, политический плюрализм (от лат. разные мнения) |
Список использованной литературы