Тоталитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Словосочетание «политический режим», в отличие от вида и формы государственного устройства, означает конкретный порядок ведения дел в государстве. Это характеристика, выражающая степень политической свободы, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов. «Режим означает то целое, которое мы теперь имеем в жизненном облике общества, складывающемся из фрагментарных форм; режим означает одновременно формы жизни общества, стиль его жизни, его моральное состояние, строение общества и строй государства, образ правления, дух законов», - писал Л. Штраусс [4, с.115]. История знает три основных типа политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный. В данном вопросе речь пойдёт о тоталитарном политическом режиме.

Содержание

1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима…………………3
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации……………………………………………………………..10
3. Сравнение основных типов политических режимов по критериям………16
Список использованной литературы…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 52.74 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему: «Тоталитарный политический режим»

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

  факультета ФК

  специальности Финансы и  Кредит

  группы дневной

  Каптилина А.А.

  № л.д. 09ффб02667

Проверила:  Баринова В.И.

 

 

 

 

 

Тула 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность, истоки и исторические  условия формирования политического  тоталитаризма. Основные признаки  тоталитарного режима…………………3

2. Проблемы перехода от  тоталитаризма к демократии. Концепция  политической модернизации……………………………………………………………..10

3. Сравнение основных  типов политических режимов по критериям………16

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, истоки и исторические  условия формирования политического  тоталитаризма. Основные признаки  тоталитарного режима.

Словосочетание «политический  режим», в отличие от вида и формы государственного устройства, означает конкретный порядок ведения дел в государстве. Это характеристика, выражающая степень политической свободы, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов. «Режим означает то целое, которое мы теперь имеем в жизненном облике общества, складывающемся из фрагментарных форм; режим означает одновременно формы жизни общества, стиль его жизни, его моральное  состояние, строение общества и строй государства, образ правления, дух законов», - писал Л. Штраусс [4, с.115]. История знает три основных типа политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный. В данном вопросе речь пойдёт о тоталитарном политическом режиме.

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского «totalitas» (полнота, цельность). При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода. Тоталитаризм — это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. В этом случае для проявления творческой природы человека предоставляется минимум свободы [2, с.115]. 

До ХХ века никогда ранее  в мировой истории не было правления, аналогичного тоталитарному режиму, хотя идейные истоки его истоки уходят в глубокую древность.

Еще  в  античную  эпоху  в традиционных формах государства  древнегреческие  философы  отмечали жесткие, тоталитарные тенденции. И даже совершенному государству,  по идее Платона, должны быть присущи  такие  черты,  как  безусловное  подчинение  индивида государству, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление   жен   и   детей;   всеобщее   насаждение   единомыслия  и коллективизма;  государственное   регламентирование   законами   не   только общественной, но и частной жизни - вплоть до определения  распорядка дня и ночи;  единая  и обязательная  для  всех  граждан  религия;  жесткое  ограничение  общения  с иностранцами,  запрет  гражданам   посещать   другие   страны   по   частным надобностям, а лицам до 40  лет  вообще  выезжать  за  пределы  государства; очищение  государства  от  неугодных  лиц  с  помощью  смертной  казни   или изгнания. Значительно обогатил идею совершенного государства с тоталитарными признаками французский философ Ж. Ж. Руссо. При этом он  исходил  из желания  вывести  народ  к  новой,  счастливой  жизни путем  преобразования   общества   на   началах   разума, справедливости, равенства и свободы. Он считал, что добровольное образование государства и его  очищение  от злоупотреблений создадут  «из  тупого,  ограниченного  животного...  разумное существо - человека», а из  отдельных людей - политический организм. При этом «частный интерес  не  только  согласуется  с  общим благом», но они  даже «взаимно  исключают друг друга». Носителем  выражаемой  гражданами  общей  воли должно быть государство.  Лишь  оно должно обладать  абсолютной и неделимой властью. В случае же неподчинения  граждан  государство  имеет право принудить их к этому силой и тем самым  заставить  «быть  свободными», ибо свобода должна проявляться в соответствии с общей  волей [2, с.116].

В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные  идеи

были воплощены в  проектах  будущего  государства  социалистов-утопистов  Т.Мора, Т. Кампанеллы,  Г.  Бабефа  и  др.  Их,  прежде  всего  Мора,  нередко

называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из  наиболее ярких отличительных  черт их тоталитарной мысли  -  требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф  призывал  «навсегда  отнять  у  каждого надежду  стать  более  богатым,  более  влиятельным,  превосходящим   своими знаниями кого-либо из  сограждан», а для  достижения  равенства он призывал революционным путем установить диктатуру трудового  народа  и не  останавливаться  перед  широким  использованием  насилия [2, с.117].

Как система общественного обустройства по типу «единой фабрики», функционирующей с отлаженностью часового механизма, тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ веке, на индустриальной стадии развития человеческой цивилизации, когда технически стали доступными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление сознанием человека и общественным сознанием в целом. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры -  монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством.  Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и проникающая государственная власть.  Впервые термин «тоталитаризм» стал употреблять в 1925 году Б. Муссолини, затем Гитлер в положительном смысле как цель государственной политики.

В истории выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Последний часто называют разновидностью фашизма.

Рассмотрим подробно характерные признаки тоталитаризма:

1. Идеологический абсолютизм. Тоталитарный режим – это сверхидеологизированный режим, в рамках которого политика выступает как «служанка» идеологии, всецело подчинена ей и ею же детерминирована. Любая тоталитарная система имеет в основе своего рода политическую религию, которая является культурным инструментом мобилизации социальной активности граждан, фундаментом легитимации и укрепления легитимности режима. Другими словами, наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

2. Единовластие одной партии. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), либо выступает в единственном числе, либо возглавляет блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. Правящая партия не знает конкуренции, поскольку запрещена любая политическая оппозиция.

Особенностью правящей партии в условиях тоталитаризма является ее срастание с государством. Партия пронизывает все сферы жизнедеятельности  человека, контролирует и хозяйственный  механизм, и политические процессы, и духовную сферу. Она срастается с бюрократией, объединяя всю власть. Тоталитарный строй держится не на законах, а на указаниях, распоряжениях и инструкциях правящей партии.

3. Организованный террор  и репрессии. Специфическими чертами тоталитарного режима являются организованный террор и тотальный контроль, применяемые для подчинения масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха.

4. Монополия власти на  информацию. Для обеспечения политической мобилизации и всенародной поддержки правящего режима тоталитарная власть устанавливает монополию на информацию, осуществляет всеобъемлющий контроль и подчиняет себе средства массовой информации, структуры политической коммуникации. При помощи режима полицейского террора и слежки под колпаком у государства находятся даже межличностные каналы обмена социальной и политической информацией. При этом основными средствами тотального контроля в сфере коммуникации выступают полуправда, фальсификация и прямая ложь. Подавляются любые проявления инакомыслия, плюрализма мнений, гласности и т.д. Практически сведены к нулю возможности использования СМИ (газет, журналов, радио, телевидения, издательств и т.п.) для выражения отличных от официальной идеологии суждений и взглядов. 

5. Централизованный контроль над экономикой. Экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной. С одной стороны, жесткий централизованный контроль дает возможность без каких-либо ограничений распоряжаться производительными силами общества, создает политическому режиму необходимую материальную базу и опору, без которых он не смог бы существовать и осуществлять тотальный контроль всех других сфер общественной жизни. С другой стороны, такой контроль служит главным средством обеспечения первенства политики по отношению к экономике, позволяет превращать последнюю в концентрированное выражение первой, т.е. командовать этой сферой непосредственно на уровне производительных сил и производственных отношений.

6. Милитаризация страны, проведение агрессивной внешней  политики. Характерной чертой тоталитаризма  является, с одной стороны, стремление  к самоизоляции от иных политических  систем, существующих в мире, от  других стран и народов, с другой – всемерное возвышение на пропагандистском уровне и проведение в жизнь своей якобы изначально предопределенной мессианской функции. Это связано не только с распространением и навязыванием всем своих «единственно правильных» идеологических доктрин, но и с силовым, военным подкреплением этой идеологической экспансии.

Тоталитаризм — это явление ХХ века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считают, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти, от которой ждут установления жесткого порядка и гарантии быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается [6]. Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории общей воли, которые должны воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопическое учение о построении нового прогрессивного общества.

Лучшим примером здесь  является советский режим как  добившийся наиболее впечатляющих результатов  на пути к подчинению общества тотальному контролю и, одновременно, как режим, потерпевший в итоге сокрушительное поражение. Советскому режиму в целом удалось осуществить в обществе глубокие социально-экономические перемены, продвинуть его к новым рубежам материальной цивилизации. Достигнутые при Сталине экономические результаты нельзя не признать значительными.

На первых порах тоталитарный режим оказался эффективным орудием  ускоренной модернизации. В 20 — 50-е  гг. Россия пережила самую масштабную революцию в своей истории. Аграрная, деревенская страна превратилась в мощную индустриальную державу. Но какой ценой это было достигнуто! Речь идет даже не о тех трудностях и лишениях, которые пережили миллионы людей; достаточно вспомнить о терроре, достигшем апогея в                 1937 — 1938 гг., но который не прерывался ни раньше, ни позже и стоил обществу — вместе с коллективизацией, репрессиями, страшными голодовками 20-х, 30-х, 40-х гг. — миллионов жизней, не говоря уже о жертвах революции, гражданской, Великой Отечественной войны и нескольких «малых» войн. Но уже в 50-е гг. проявилась неспособность режима приспособиться к изменившимся экономическим и социальным условиям. В 30-е гг. главным аргументом в пользу сталинского «социализма» были быстрые темпы развития. В 60-е гг. наметилось сначала отставание в развитии, а затем и медленно нараставший кризис. Это сопровождалось заметным смягчением режима, начавшимся после смерти его создателя, И. В. Сталина, и постепенным «отмиранием» всесильной когда-то идеологии. К середине 80-х гг. режим, давно уже переставший быть тоталитарным в точном смысле этого слова, окончательно пережил себя и «скончался» после недолгой агонии [7].

Тоталитарный режим по самой своей природе разрушителен. Его кратковременные успехи в укреплении и мобилизации общества иллюзорны.

Это исторически обреченный строй, общество-самоед, не способное  к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Это закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды. Засилие бюрократии, отсутствие оппозиции, боязнь новых действий и последующих репрессий, постепенное отставание государства от других стран, стремление к самоизоляции, склонность к военным конфликтам и массовые репрессии – всё это отрицательные стороны тоталитаризма. Несмотря на большое количество недостатков, присутствуют и некоторые плюсы тоталитарного режима, заключающиеся в «железном порядке» во всём, т.е. отсутствие оргпреступности, чёткое выполнение законов и правил; возможность осмысленного направленного развития страны к поставленной цели; возможность стремительной мобилизации всех ресурсов страны на поставленные задачи и умение их достигнуть.

Информация о работе Тоталитарный политический режим