Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 06:27, курсовая работа
Происходящие в России социально-экономические преобразования требуют от государства и его правоохранительных органов активных мер по борьбе с преступностью. Весьма актуальным в этих условиях является исследование конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики, которая на протяжении многих лет, с одной стороны, воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве.
В настоящее время уголовная политика России основывается на отдельных положениях международных правовых актов, Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения национальной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………..5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………………………………………………..15
2.1. Принципы уголовной политики……………………………………..15
2.2. Основные направления уголовной политики………………………24
ГЛАВА 3. Формы реализации уголовной политики…………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)………..32
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………..5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………………………………………………..
2.1. Принципы
уголовной политики………………………………
2.2. Основные направления уголовной политики………………………24
ГЛАВА 3. Формы реализации уголовной политики…………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ)…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в России социально-экономические преобразования требуют от государства и его правоохранительных органов активных мер по борьбе с преступностью. Весьма актуальным в этих условиях является исследование конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики, которая на протяжении многих лет, с одной стороны, воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве.
В настоящее время уголовная политика России основывается на отдельных положениях международных правовых актов, Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью и обеспечения национальной безопасности.
Актуальность уголовной политики в современных условиях связана также с подключением России к международному сотрудничеству в борьбе с преступностью, особенно, с наиболее опасными ее видами - терроризмом и экстремизмом, а также с появлением новых криминальных деяний, покушающихся как на правопорядок, так и на национальную безопасность.
Кроме того, на сегодняшний день тема данной курсовой работы является весьма актуальной, еще и потому, что современная уголовная политика российского государства, направлена на предупреждение и противодействие преступности, она предусматривает дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, используя как меры государственного принуждения (наказание), так и отказ от его применения в предусмотренных законом случаях.
Цель работы подробно рассмотреть современную уголовную политику российского государства.
Задачи:
- рассмотреть особенности
- охарактеризовать уголовный
- выявить основные направления
и принципы уголовной политики
России на современном этапе.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
На основе идеологических, политических, правовых концепций, разделяемых высшими органами государственной власти и управления, вырабатывается уголовная политика государства как разновидность государственной политики (наряду с экономической, социальной, экологической и др.). Уголовная политика может быть явно выражена (в конституционных, программных, правовых документах) или же неявно (имплицитно) содержаться в реальной деятельности государства и его органов по противодействию преступности и ее отдельным видам.
Уголовная политика является составной частью социальной политики любого государства. С содержательной стороны она представляет собой такое направление политики, которое определяется программой борьбы с преступностью и причинами, ее порождающими, а также комплексной программой социально-экономических и политико-юридических мер ее предупреждения. Формулируются цели, принципы и формы реализации уголовной политики, нормативно устанавливается исчерпывающий круг субъектов, ведущих борьбу с преступностью.
Уголовная политика проводится в интересах личности, общества и государства путем обеспечения эффективного проведения социально-экономических и политико-правовых реформ в стране в целях совершенствования нравственного и экологического здоровья личности и общества, формирования свободного демократического гражданского общества и справедливого правого государства, защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и возмещения вреда жертвам преступлений, устранение причин и условий, порождающих преступность, и фоновые явления, ее порождающие1.
Формой реализации уголовной политики является закон (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормы международного права). Согласно ч. 2 ст. 1 Уголовного кодекса РФ2, «Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права».
Механизм практического пополнения содержательной стороны уголовной политики государства и внедрения в практику комплекса криминологических мер — это принятие законодателем и применение органами уголовной юстиции на практике норм материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающих декриминализацию3 и депенализацию4 общественно опасных деяний. Уголовная политика характеризуется следующими четырьмя направлениями: уголовно-правовая политика, криминологическая политика, уголовно-процессуальная политика, уголовно-исполнительная политика.
Средства уголовной политики — применение уголовной ответственности в объеме и пределах, установленных уголовных законодательством, предупреждение преступности и других антисоциальных явлений, исправление осужденных способами, средствами и методами уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства5.
Субъектами реализации уголовной политики являются государственные (правоохранительные) органы, органы местного самоуправления, должностные лица, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, общественные организации, добровольные формирования и граждане, осуществляющие борьбу с преступностью. Их деятельность основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных законах6. Государство гарантирует возмещение вреда и устанавливает юридический механизм, основания, порядок, объем и пределы, а также правовые процедуры возмещения вреда.
Вопрос об уголовной политике современной России имеет разные аспекты: методологический, политический, социологический, исторический, естественнонаучный, юридический, уголовно-правовой, криминологический.
В экономическом плане проблема уголовной политики тесно связана с решением насущных экономических и социальных проблем России. Экономические потери от организованной преступности в постсоветской России соизмеримы с гигантским ущербом, понесенным Союзом ССР в годы фашистского нашествия и составившим триллионы американских долларов. Организованная преступность препятствует выходу страны из системного кризиса, основой которого является кризис российской экономики, характеризующийся разрушением единого народнохозяйственного комплекса, сложившихся экономических связей, резким, многократным спадом производства и потребления, кардинальным изменением социальной структуры общества, обнищанием миллионов людей, с одной стороны, и стремительным обогащением относительно небольшой части населения — с другой7.
В политическом отношении уголовная политика является составной частью политики государства, ее относительно самостоятельным видом и направлением. И, как часть политики государства, она, в силу специфики своего объекта социального управления, то есть преступности, оказывает прямое и мощное воздействие на политику государства в целом, вплоть до изменения сущности последней. Преступность, корни которой уходят глубоко в экономику, политику и духовную жизнь общества, все больше становится фактором, определяющим все системообразующие элементы не только политики, но и всей общественной жизни, безопасности социальной системы, ее жизнеспособности8.
В духовном смысле уголовная политика представляет собой интегрированное производное общественного сознания, доктринальную часть и форму господствующей идеологии9.
Уголовная политика представляет собой вырабатываемую органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными объединениями определенную стратегию и тактику в области борьбы с преступностью и использования в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых формируется, изменяется и дополняется уголовное законодательство, определяется преступность и наказуемость деяний, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц, совершивших преступления10.
Специалисты, исследовавшие понятие и сущность уголовной политики, определяют несколько подходов к содержанию уголовной политики:
1) уголовная
политика направляет
2) уголовная политика шире, чем уголовное право, поскольку предполагает не только правовые, но и социальные, организационные, идеологические и иные мероприятия12;
3) уголовная
политика представляет собой
программы борьбы с
4) уголовная
политика – это основное
5) уголовная
политика определяется как
В науке имеются и другие определения уголовно-правовой политики. Так, Б.Т. Разгильдиев полагает, что уголовно-правовая политика – это основанная на нормах нравственности и осуществляемая в рамках уголовно-правовых принципов деятельность органов власти либо отражение этой деятельности, которая направлена на решение уголовно-правовых задач по охране личности, общества и государства от преступных посягательств и на предупреждение преступлений16. А.И. Коробеев трактует уголовно-правовую политику как ту часть уголовной политики, которая вырабатывает основные задачи, принципы, направления и цели уголовно-правового воздействия на преступность, а также средства их достижения, и выражается в директивных документах, нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения17. Недостаток приведенных дефиниций видится нам прежде всего в том, что вне рамок уголовно-правовой политики остаются криминализация и пенализация общественно опасных деяний.
В последние годы (примерно с начала 90-х гг. прошлого столетия), значение уголовной политики резко возросло. Дело в том, что в стабильном обществе проблемы, связанные с формированием и реализацией уголовной политики, находятся как бы на втором плане, поскольку последняя является вспомогательной, обеспечивающей по отношению к другим направлениям деятельности государства (экономической, социальной, и др.). В условиях политической и социально-экономической нестабильности уголовно-политические решения становятся одним из важных и актуальных средств стабилизации общества.
Причинами усиления роли уголовной политики в современных условиях являются следующие:
– преступность стала фактором, существенно влияющим на все сферы жизни общества (например преступные доходы как никогда велики и негативно сказываются на легальной экономике; представители преступного мира стремятся получить доступ к власти и т.д.);
– качественно изменилась система базовых ценностей общества: индивидуализм существенно потеснил коллективизм, что привело как к социальной апатии части населения, не нашедшей себя в новых условиях, так и к резкому сокращению участия граждан и общественных организаций в борьбе с правонарушениями. (Названные процессы связаны с общественным развитием, важны для корректировки в сферах пограничных с уголовной политикой прежде всего – социальной, социально-психологической);
– существенными являются дестабилизационные тенденции в экономике, социальной сфере, культуре, политике, нередко порождающие недоверие к власти и законодательный нигилизм. (Это положение подлежит корректировке средствами, находящимися в том числе в арсенале уголовной политики. Такие средства, безусловно, носят вспомогательный характер и не претендуют на решение проблемы в целом);
– претерпели изменения некоторые критерии оценки деятельности правоохранительных органов, включая органы внутренних дел (например, сняты нереальные требования ликвидации преступности в обществе); большее значение придается профессионализму, что связано также с оттоком опытных кадров из правоохранительных органов18.
Существенно изменилась юридическая база уголовной политики, ее главная часть — уголовное законодательство, во многом вобравшая в себя непоследовательность мировоззренческой и методологической основ права. С одной стороны, принятый в 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации устранил многие противоречия Уголовного кодекса РСФСР, провозгласил демократические и гуманные социальные приоритеты — защиту прав и свобод личности19. С другой стороны, Уголовный кодекс РФ не пошел дальше деклараций, оставив личность один на один с захлестывающей общество преступностью.