Узбекистан и ОДКБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:22, доклад

Краткое описание

Ноту о приостановлении членства Узбекистана в секретариате ОДКБ получили 28 июня. Однако само решение, по данным узбекистанских СМИ, было принято еще 22 июня. Как раз 22 июня в МИДе Узбекистана состоялась встреча с послом России Владимиром Тюрденевым, на которой, были «обсуждены текущие вопросы узбекско-российского сотрудничества и взаимодействия в рамках международных организаций». На ней руководство России, по всей видимости, и было поставлено в известность о решении Узбекистана приостановить свое членство в ОДКБ2.

Вложенные файлы: 1 файл

Uzbekistan_i_ODKB.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)

Узбекистан и  ОДКБ1.

 

2 июля 2012 года Узбекистан приостановил свое членство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), геополитическую карту Центральной Азии в связи с этим могут ожидать большие изменения.

Ноту  о приостановлении членства Узбекистана  в секретариате ОДКБ получили 28 июня. Однако само решение, по данным узбекистанских СМИ, было принято еще 22 июня. Как раз 22 июня в МИДе Узбекистана состоялась встреча с послом России Владимиром Тюрденевым, на которой, были «обсуждены текущие вопросы узбекско-российского сотрудничества и взаимодействия в рамках международных организаций». На ней руководство России, по всей видимости, и было поставлено в известность о решении Узбекистана приостановить свое членство в ОДКБ2.

Реакция руководства России на действия Ташкента оказалось спокойной, что лишний раз свидетельствует в пользу его осведомленности о планах Узбекистана. В Министерстве обороны России заявили, что к этому шагу были готовы давно, поскольку он вытекал из общей линии Узбекистана на свертывание сотрудничества с ОДКБ по всем направлениям.

К тому же от деятельности ОДКБ Ташкент давно  уже дистанцировался. «Узбекистан  или вообще не принимал участия во встречах глав государств и министров  обороны стран ОДКБ, или принимал, но не подписывал никаких документов, - отметил начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров. - Таким образом, Ташкент уже давно  де-факто прекратил участвовать  в деятельности ОДКБ, а сейчас оформил  это де-юре»3.

Специалисты считают, что ничего необычного в решении Узбекистана нет. Период, в течение которого он являлся союзником России, оказался очень недолгим и был скорее вынужденным шагом. После подавления в мае 2005 г. беспорядков в Андижине Ташкент оказался в состоянии международной изоляции со стороны Запада. В конце 2005 г. американская база была выведена из узбекского Карши-Ханабада, а Узбекистан заключил союзнический договор с Россией и вошел в состав ОДКБ. Однако уже в 2008 г. американцы приступили к восстановлению отношений с этой среднеазиатской республикой. В ежегодном докладе о борьбе с терроризмом за этот год упоминалось, что США предприняли ряд шагов для возобновления сотрудничества с Узбекистаном, который представляет интерес своими транспортно-коммуникационными возможностями. Летом 2008 г. США договорились с ним о транзите небоевых грузов через аэропорт г. Навои, а в ноябре ЕС снял с Узбекистана большинство санкций. В октябре 2009 г. на встрече министров иностранных дел ЕС было решено отменить последние санкции, ограничивавшие поставки Узбекистану оружия.

В январе 2011 г. президент Узбекистана посетил  столицу Бельгии, встретившись с  президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Эттингером и генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. Визит стал явным внешнеполитическим успехом Узбекистана, лидер которого не посещал страны Запада последние пять лет. Результатом стало подписание Соглашения об учреждении в Узбекистане Делегации Евросоюза и дальнейшая активизация сотрудничества по афганскому транзиту. Одновременно Ташкент попытался заручиться экономической поддержкой Запада. ЕС пообещал предоставить высокие технологии для реализации приоритетных проектов, развития инфраструктуры, подготовки кадров и расширения научно-технических связей, а также принять участие в модернизации ТЭКа, внедрении энергосберегающих технологий, развитии транспортно-коммуникационных и транзитных коридоров между регионами.

Вообще в течение  прошлого года Запад резко усилил дипломатическую активность в Узбекистане.

Только  с мая по начало июля представители  США и Британии провели в Узбекистане 11 встреч на уровне министерства иностранных  дел и/или президента. Российский посол в Узбекистане Владимир Тюрденев за это же время провел с узбекскими властями 4 встречи. Даже если учесть визиты других российских делегаций, дипломатическая активность Запада была как минимум вдвое выше. В июне Узбекистан посетил Дмитрий Медведев, но с Исламом Каримовым он поговорил прямо в аэропорту Ташкента и сразу улетел обратно, что вряд ли говорит об успешных переговорах.

От интеграционных проектов, ключевую роль в которых  играет Россия, Узбекистан предпочитает дистанцироваться. В октябре 2008 г. он вышел из состава ЕврАзЭС – экономического аналога ОДКБ, мотивировав свое решение неэффективностью организации.

Участие Узбекистана в деятельности самой  ОДКБ было очень ограниченным. Нередко  он тормозил принятие важных решений. Так, Ташкент отказался участвовать  в создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), укомплектованных главным образом российскими  и казахстанскими десантниками. Осенью прошлого года Ташкент,  отказался  подписывать документ с перечнем внешнеполитических тем, по которым  члены организации должны выступать  с единых позиций. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, занимавший в  то время пост председателя ОДКБ, потребовал в связи с этим исключить Узбекистан из рядов организации. Негативной оказалась  реакция Узбекистана и на усиление интеграционных процессов в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, на базе которого Владимир Путин в статье, опубликованной 4 октября «Известями», предложил  создать Евразийский союз. Выступая 12 октября на торжественном собрании, посвященном 19-летию конституции, Ислам  Каримов заявил, что интеграционные процессы могут выйти «за рамки  экономических интересов» и приобрести «политическую окраску и содержание», что «может негативно повлиять на уже установившиеся связи и сотрудничество членов объединения с другими  внешними партнерами, развитие интеграционных процессов с третьими странами»4.

Примечательно, что именно осенью дипломатические  усилия американцев, стремящихся «оторвать» Узбекистан от России, стали особенно активными. 22 сентября 2011 г. Конгресс США принял решение отменить ограничения на предоставление военной помощи Узбекистану, введенные в 2004 г. Это решение Белый дом объяснил необходимостью обеспечить безопасность Северной распределительной сети. 28 сентября состоялся телефонный разговор президентов Узбекистана и США, по итогам которого они заявили о планах продолжения «открытого и полноценного политического диалога», а также заинтересованности в дальнейшем наращивании партнерства «на принципах взаимного уважения». Б. Обама выразил И. Каримову признательность за участие «в урегулировании афганской проблемы и оказании помощи Афганистану в мирном восстановлении страны», подчеркнув при этом ключевое значение республики для «обеспечения стабильности и безопасности в регионе». В конце октября Узбекистан в ходе своего центральноазиатского турне посетила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Главной темой ее переговоров с узбекистанскими властями стало военное и экономическое сотрудничество в преддверии намеченного на 2014 г. вывода американских войск из Афганистана.

Поскольку окончательно покидать Афганистан США вовсе не планируют, страны Центральной Азии представляют для них интерес  в плане размещения здесь военных  баз. Главными кандидатами на их размещение являются Киргизия, Таджикистан и  Узбекистан.

Об этом открыто  говорят западные аналитики, хотя сами американцы наличие таких планов отрицают. «У США есть выраженный интерес  к тому, чтобы получить военную  базу в Узбекистане, - отметил в  интервью Deutsche Welle немецкий эксперт по Центральной Азии Гюнтер Кнабе, - или в худшем случае, право на перелеты и посадку военных самолетов». Как раз осенью ОДКБ приняла решение о том, что иностранные военные базы на территории государств-участников организации нельзя размещать без согласия других членов организации. Однако Ташкент это ограничение теперь не затронет.

Выход Узбекистана из ОДКБ аналитики связывают  и с планами США оставить часть  вывозимой из Афганистана военной  техники Киргизии, Таджикистану и  Узбекистану. Перевозить назад такую  массу боевых машин и специального оборудования американцы посчитали  нецелесообразным, а оставлять ее в Афганистане опасаются, так  как оружие может попасть в  руки талибов. Россию эти планы не устраивают, так как появление  большого количества иностранной военной  техники повлечет за собой необходимость  создания ремонтных предприятий, что  может привести к выходу региона  из сферы влияния российского  ВПК. Однако спрашивать разрешения Россию никто не собирается5.

Глубинные причины внешнеполитического курса  Узбекистана проясняют некоторые  публикации Wikileaks, которые проливают свет на некоторые пружины принятия решений. Интерес, в частности, представляет депеша посла США в Узбекистане Дж. Хербста, которая была отправлена по итогам беседы, состоявшейся 1 ноября 2000 г. с президентом И. Каримовым после вручения ему верительных грамот. Лейтмотивом часовой беседы стала мысль о том, что Россия по-прежнему стремится восстановить свою гегемонию в Центральной Азии.

По словам И. Каримова, Узбекистан и «его друзья», к числу  которых он отнес Грузию, Украину  и отчасти Азербайджан, «привержены  концепции СНГ как содружества  именно независимых, суверенных государств и противостоят попыткам России доминировать над остальными».

Недавно образованное Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) лидер Узбекистана оценивал как результат неспособности РФ навязать свою волю всем странам СНГ, для чего потребовалось сколачивание более компактной и сплоченной группировки под ее эгидой. Те же задачи преследовало создание Россией Организации договора о коллективной безопасности. В конечном счете, Россия, по его словам, надеется «соблазнить другие страны СНГ присоединиться к этим группировкам, воссоздав в итоге подобие СССР».

Очень близка по смыслу депеша, отправленная в 2010 г. в Госдепартамент советником-посланником  по политическим вопросам посольства США в Москве Сьюзан М. Эллиотт. По ее словам, в личных беседах российские дипломаты «не скрывали разочарования нежеланием узбеков поддерживать предложения России на различных региональных форумах и напряженными отношениями Узбекистана с его более слабыми соседями». В документе упоминается, что сотрудники Департамента стран Азиатско-Тихоокеанского региона МИД РФ упоминали многочисленные российские предложения, заблокированные узбеками. При этом у России, на взгляд американских дипломатов, мало рычагов воздействия на Узбекистан по региональным проблемам и в рамках региональных форумов, таких, как ШОС и ОДКБ, а «узбекская самоуверенность в регионе, по всем признакам, будет только возрастать». Но самое интересно, что в отношениях Узбекистана с США Москву, по данным американских дипломатов, больше всего тревожит перспектива возобновления военного сотрудничества. В свете этих документов решение Узбекистана о выходе из ОДКБ удивления не вызывает.

В узбекистанском МИДе решение о выходе из ОДКБ объяснили противоречиями по афганскому вопросу. Однако реальные причины, скорее всего, лежат гораздо глубже. Аналитики сходятся в том, что Ташкент получил гарантии военной и политической безопасности от Вашингтона. За Узбекистаном могут последовать Киргизия и Таджикистан. Отношения России с этими республиками в последнее время заметно осложнились.

«Очевидно, что произошедшее событие принесет облегчение всем партнерам  консолидирующейся вокруг России военно-политической структуры. Оно устраняет проблемы, связанные с невозможностью достичь  консенсуса в рядах ОДКБ по разным вопросам из-за особой позиции Узбекистана, которая обозначалась им практически  постоянно»6, считает Аркадий Дубнов, специальный корреспондент газеты "Московские новости", для РИА Новости, Ташкент-Москва.

Начальник Генерального штаба  Вооруженных сил России генерал  армии Николай Макаров придерживается другого мнения по данному вопросу:  «В приостановлении участия Узбекистана в деятельности ОДКБ больше отрицательных моментов, чем положительных, но организация и без Узбекистана продолжит существование и укрепление своей военной составляющей. Мы будем, как и раньше, вместе с нашими союзниками и партнерами предпринимать все необходимые шаги по укреплению военной составляющей ОДКБ и обеспечению безопасности на ее пространстве"7
 Стоит отметить, что Узбекистан уже покидал ОДКБ  в 1999 году, однако в 2006 году, после событий в Андижане вновь был вынужден вступить обратно. «Сейчас он выждал момент и снова вышел из ОДКБ. Наверное, американцы ему что-то обещали. Но не исключаю, что через несколько лет Каримов вновь прибежит обратно. В принципе, ОДКБ – это декоративная организация...», - считает независимый политолог из Узбекистана Абдухамид Пулатов8.

На  официальном сайте Организации  Договора о коллективной безопасности представлена информация от генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжа с конференции в Москве где он заявил, что  Узбекистан не намерен выходить из ОДКБ. Кроме того, генсек утверждает, что Узбекистан наоборот, наращивает свое участие в данной организации. В Министерстве иностранных дел страны даже создана структура, которая будет координировать взаимодействие исполнительных властей Узбекистана со странами ОДКБ, подчеркнул Н.Бордюжа9.

Таким образом, только время  покажет, какую сторону примет Узбекистан. Однако среди наблюдателей преобладает мнение, что после многолетнего балансирования между условно пророссийской и проамериканской доминантами в политике безопасности Каримов сделал выбор в пользу Вашингтона. Они связывают это с намерением Ташкента с помощью США реализовать свой план стабилизации в Афганистане, который в наибольшей мере гарантировал бы безопасность афганского направления для самого Узбекистана. Но этот план может пойти в ущерб интересам Душанбе. В свою очередь и для Узбекистана приостановка членства в ОДКБ, по мнению эксперта, не является большой потерей: участвовать в учениях ОДКБ эта страна последовательно отказывалась, в существовании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) Ташкент не видит смысла10.

Информация о работе Узбекистан и ОДКБ