Уровни и механизм функционирования идеологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие уровней и механизмов функционирования государственной идеологии.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих важнейших задач:
представить, какими уровнями представлена национально-государственная идеология и раскрыть их сущность;
охарактеризовать механизмы функционирования государственной идеологии.

Содержание

Введение 3
1. Уровни идеологии государства 4
2. Механизмы функционирования идеологии государства 6
Заключение 11
Список источников 12

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ реферат.docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение                3

1. Уровни идеологии государства                            4

2. Механизмы функционирования идеологии государства       6  

Заключение               11

Список источников              12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое  государство в целях своего самосохранения проявляет заботу об усвоении гражданами национальных идейных ценностей.

  Будучи феноменом общественного сознания, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере сознания: она возникает, развивается, обновляется либо увядает, обесценивается и утрачивает свою социальную значимость. Поэтому идеология предполагает приложение постоянных усилий по своему созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

Однако как не может быть государства  без государственной идеологии, так не может быть и государственной  идеологии без механизма ее создания, воспроизводства и распространения.

Целью данной работы является раскрытие уровней  и механизмов функционирования государственной идеологии.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым  решение следующих важнейших  задач:

  • представить, какими уровнями представлена национально-государственная идеология и раскрыть их сущность;
  • охарактеризовать механизмы функционирования государственной идеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Уровни государственной идеологии

Прежде  всего обратимся к определению понятия «государственная идеология» («идеология государства»). Понятие "государственная идеология" включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных данным народом или, что одно и то же, данной нацией относительно своего прошлого, особенностей своего становления и развития в качестве социально-политической целостности, о своем месте и роли в современном мировом сообществе, основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, путях и способах их осуществления. 

Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить высший, средний и низший уровни проявления.

Высший уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.

Средний уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это, прежде всего, конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

Необходимо  также обратить внимание на то, что  в правовых документах идеи, принципы и положения государственной  идеологии, предварительно артикулированные и оформленные в виде текстов  различного рода общественно-политической литературы, приобретают характер предельно  четких и конкретных предписаний, охраняемых и обеспечиваемых силой государственной власти. Поэтому государственную идеологию, считают аналитики, с полным основанием можно рассматривать и как предтечу права. Положенные в основу деятельности государства идейные постулаты, освященные его авторитетом и защищаемые им, «служат как бы прото-правом, пред-правом, поскольку способны при определенным стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы»[1].

Низший  уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируются содержание государственной идеологии – политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

Распространение государственной идеологии, как  и любого иного вида идеологии, сопряжено  с проблемой сохранения ее подлинного содержания, поскольку в процессе его усвоения широкими категориями  населения могут происходить  искажения изначального смысла. На массовом уровне практически неизбежным является упрощение содержания идеологии  и потеря ее существенных нюансов. Однако это не может явиться препятствием для пропаганды национально-государственной  идеологии среди различных категорий  граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизмы функционирования идеологии государства

В современном обществе производством  политических идей и их внедрением в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые традиционно  именуются идеологами, но и создаваемые  для этой цели организации и учреждения.

Совокупность лиц, организаций  и учреждений, призванных заниматься формированием государственной  идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди членов общества, составляют механизм государственной идеологии.

Как показал опыт XX века, возможны два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности.

Первый вариант механизма государственной  идеологии был реализован в Советском  Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался искусственно решениями высших властей  и навязывался обществу «сверху». Он фактически составлял часть системы  органов государственной власти и управления, хотя формально и  не обладал собственно властными  полномочиями. Вот лишь некоторые  его элементы. Управляющим идеологической сферой центром являлся Центральный  Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе  аппарата ЦК был специальный секретарь  по идеологии, под началом которого работало несколько отделов пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в  той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись  на всех ступенях организационной структуры  партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел  и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных  идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждениях  действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало постулаты официальной идеологии. Под контролем идеологических работников находилась пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт. В силу навязывания идеологии «сверху» и использования элементов принудительности при ее внедрении в сознание масс данный идеологический механизм встречал скрытую негативную реакцию со стороны значительной части населения.

Механизм государственной идеологии  в западных странах складывался, как правило, без специальных  решений властей, и не обособлялся  в виде централизованной системы  лиц и учреждений, деятельность которых  направлялась бы из единого центра, а формировался как составной  элемент общего процесса становления  и развития учреждений государства  и гражданского общества. Кроме органов  власти производством и распространением политических идей государственной  значимости на западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.

Очевидно, что западный механизм государственной  идеологии близок к тому явлению, которое французский философ  Л.П. Альтюссер определил как «идеологические  аппараты государства». Под таковыми он понимал инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. К числу идеологических аппаратов государства Альтюссер относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего общества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как механизма государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в Советском Союзе, объективно в своей совокупности они все же выступают в качестве таковой.

Функции идеологов в западных странах  выполняют философы, социологи, историки, политики, советники в органах  служб. Как отмечает А.А. Зиновьев, эти  люди придают единство и преемственность  идеологическому плюрализму, образуют связную идеологическую среду. Они  изучают сделанное в прошлом, осуществляют отбор, обработку и систематизацию идей и учений, переиздают сочинения определенных авторов, готовят справочники и учебники или, иначе говоря, осуществляют своего рода канонизацию имен, идей, учений. Эти специалисты действуют согласованно не в порядке выполнения служебных требований, а по собственной воле подчиняясь определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, приобретать известность.

В Республике Беларусь механизм государственной  идеологии должен формироваться  с учетом как одного, так и второго  опыта: его следует создавать  намеренно, но без элементов принудительности и централизованности. Разумеется, этот механизм должен развиваться как  своего рода рынок идей, который  имеет общественную значимость и  потребителя в лице органов государственной  власти.

Производство  идей во все времена была уделом образованной части общества. Это  положение тем более справедливо  в отношении формирования национально-государственной  идеологии.

Приведем  мнение на сей счет известного российского академика Н.Н. Моисеева: «В настоящее время, интеллигенция, точнее, слой людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, имеет все возрастающее значение в судьбах общества. И если бы у этого слоя людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее представление о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать серьезное влияние на судьбу страны и помогло сформировать ту систему взглядов, которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных идеях, без определенного видения перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными. Это мировоззрение не может быть навязано, оно вызревает в народе, но ускорить его созревание, уберечь от диких крайностей можно и необходимо. За это в ответе интеллект нации».

Основные  концепции формирования идеологии  белорусского государства изложены в докладе президента 28 марта 2003г.: «сильная и процветающая Беларусь должны иметь прочный идеологический фундамент, общество не может существовать без  целостного свода идей, ценностей  и норм, объединяющих всех граждан». Идеологию государства необходимо выстраивать на национальном фундаменте. Для современной белоруской идеологии  подходят принципы коллективизма, патриотизма, социальной справедливости, высокий  престиж образования, общественно  полезный труд, формы морального поощрения  людей. Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности: способность трудиться на благо  общества, коллектива, других людей, социальная опека и уважительное отношение  государства и народа, приверженность к христианской традиции и морали.

Производством и постоянным обновлением государственной  идеологии призваны заниматься в  первую очередь высшие должностные  лица государства, депутаты всех уровней, сотрудники аппарата власти, которые  должны иметь соответствующую подготовку и обладать профессиональными навыками.

Необходимо  развивать сеть специальных исследовательских  учреждений и центров, содержанием  деятельности которых является производство политических концепций и доктрин государственной значимости.

Как свое гражданское призвание должны осознавать выработку и распространение  идеологии белорусского государства  преподаватели учебных заведений, работники средств массовой информации, издательств, учреждений культуры.

Общество  вправе ожидать необходимого вклада в формирование национально-государственной  идеологии от самодеятельных творческих союзов, научных объединений, культурно-просветительских фондов.

Информация о работе Уровни и механизм функционирования идеологии государства