Уровни и формы политического участия личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 20:21, реферат

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Личность как субъект политики…………………………...……………...4
Сущность и факторы политической социализации личности………………...9
Уровни и формы политического участия личности…………………..14
Заключение………………………………………………………………..18
Терминологический словарь……………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная политология.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

Для повышения роли личности в политике существует система социализации, которая:

а) создает наилучшие условия для реализации способностей и инновационного потенциала личностей, сознательно ориентирующихся на служение обществу;

б) обеспечивает индивиду выполнение таких ролей в политике, к которым он наиболее предрасположен;

в) определяет оптимальный характер и наибольшую степень эффективности системы политического воспитания граждан (учебные заведения, средства массовой информации, культурные и образовательные объединения, общественные и политические организации);

г) обеспечивает свободу доступа к информации об общественных проблемах, о предпосылках и обстоятельствах их решения и о социальных последствиях осуществляемых действий. Это позволяет общественному мнению эффективно воздействовать на принимаемые решения и деятельность властей.

 

2 Сущность и факторы политической социализации личности

 

Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта – определенной системы социальных ролей и культуры, т. е. процесс становления человека как личности. Политическая социализация – это процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека. Основное назначение политической социализации –поддержание, сохранение и передача новым поколениям существующей общественно-политической системы через приобщение к ее нормам и ценностям.

На современные представления о политической социализации сильное влияние оказали идеи мыслителей Нового времени.

В целом «врастание» человека в политические отношения общества можно свести к двум моделям.

Первая модель – «подчинения» –  была развита в концепции Т. Гоббса. Он считал, что первейшей характеристикой природы человека является вечное и бесконечное желание власти, что отдельный человек неразумен, эгоистичен, неспособен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение власти – единственная альтернатива анархии, «войне всех против всех».

Вторая модель – «интереса» – связана   с именами А. Смита, Г. Спенсера. Суть модели в следующем: интерес является тем социально-политическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес. Поэтому только в результате согласования многообразия личных интересов возможно возникновение социального и политического порядка. Развитие общества происходит не путем подчинения, а путем осознания индивидами своих выгод от общих усилий.

В настоящее время модель «подчинения» кардинальной модификации практически не подверглась, изменилась лишь ее мотивировка. У Д. Белла, У. Мура, С. Липсета – это потребность в управлении, у Дж. Ролса, К. Джекинса – достижение большего равноправия, у Р. Даля, У. Корнхаузера – устойчивость демократии. Общим для всех выступает стиль мышления («административное мышление»), выражающийся в системе представлений о политическом регулировании как подчинении отдельного человека государству, организации или элите. Наиболее решительно эта модель была реализована в командно-административной системе.

Современные исследователи второй модели исходят из того, что интересы человека двигают вперед политический процесс, делая человека активным субъектом политики. При этом различные институты власти рассматриваются как угроза свободе человека. Поэтому либеральные и неоконсервативные политики резко отрицательно относятся к любым формам коллективности, централизации власти и подчинению ей человека. Проблемы политического строя, порядка, свободы, власти рассматриваются ими с позиций индивидуализма. С этих же позиций критикуются элитаризм и технократизм.

Ряд исследователей рассматривает политическую социализацию как «политическую поддержку», формирование положительных установок, добровольное принятие гражданами политических целей и ценностей существующей политической системы. Так, Д. Истон, Дж. Деннис считают, что политическая социализация – процесс развития, в котором личность приобретает политические ориентации. Результаты исследований показывают, что политический мир ребенка формируется уже в дошкольный период, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами. Собственное политическое «я» вырабатывается к 18 годам, идентификация с политическими партиями и движениями закрепляется в возрасте 20-30 лет, после чего она либо еще более возрастает либо начинает заметно снижаться.

Хотя основы политических ориентаций закладываются в детские и юношеские годы в первую очередь под воздействием семьи и школы, взрослый период также является важнейшей стадией политической социализации прежде всего из-за быстрых технических, социально- экономических и политических изменений, из-за того, что политический мир становится все более разносторонним и многообразным.

Социализация осуществляется через механизм политической социализации, т. е. ее форм, способов и органов. Политическую социализацию принято разделять на прямую и косвенную. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер. В случае косвенной социализации индивид вырабатывает такие нормы и ценности, которые косвенно влияют на его политическое поведение. К основным способам прямой политической социализации относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт. Способами косвенной политической социализации являются: межличностное общение, участие в неполитических организациях, дедуктивная социализация (распространение выработанных индивидом ценностных ориентаций на политические объекты).

Органы, агенты или субъекты политической социализации принято подразделять на первичные и вторичные. Первичные органы – это непосредственно контактные, неформальные группы и институты, которые первыми закладывают основы восприятия человеком политического мира. Это прежде всего семья, друзья и школа. Вторичные органы социализации –это неперсонифицированные группы и институты с формально организованной структурой, которые имеют дело с уже подготовленным индивидом. Практически это все структурные элементы политической системы общества и другие хотя бы частично политизированные учреждения.

Если политическая социализация – это процесс развития политического сознания и поведения человека, то понятно, что этот процесс вбирает в себя ряд этапов. На раннем этапе индивид получает и осваивает определенную сумму социально-политических знаний. Затем в результате общественно-политической практики эти знания проходят проверку на жизнеспособность и трансформируются в убеждения относительно необходимости и правильности социально-политических действий.

Следует иметь в виду, что убеждения могут формироваться на основе научно обоснованных знаний и обыденных представлений о сущности политических процессов, различных политических стереотипов и домыслов. Именно поэтому политическое сознание характеризуется различной степенью стереотипности и самостоятельности мышления, а также различной степенью устойчивости и изменчивости.

На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она выражает отношение не только к политике в целом, но и к действующим в ней силам, в первую очередь к влиятельным партиям и правительству. Политическая ориентация в значительной степени определяет политическое поведение, так как служит исходным материалом для определения путей реализации человеческих потребностей.

Таков процесс политической социализации личности. Какие факторы влияют на этот процесс?

Во-первых, нравственное и идейно-политическое воздействие общества в целом (семьи, школы, средств массовой информации, культуры. церкви, политической системы, политической культуры).

Во-вторых, биопсихологические особенности индивида (темперамент, интеллект, воля, характер и т. д.).

В-третьих, социальный опыт личности: чем богаче социальный опыт, тем сложнее и противоречивее проходит ее политическая переориентация в изменившейся социально-политической обстановке, а в некоторых случаях она вообще не происходит.

В-четвертых, социальный статус личности. Если социальный статус не подвергается изменениям длительное время, то происходит закрепление политического сознания личности, укрепляется уверенность в правильности выбранной линии политического поведения.

Если же политические ориентации вступают в противоречие с социальным статусом, то возможно как упрочение политического сознания и поведения, так и кардинальная политическая переориентация. Последняя наиболее эффективна на ранних этапах политической социализации, когда сумма знаний и взглядов еще не полностью трансформировалась в убеждения. Именно поэтому основная надежда на активное и деятельное участие в реформировании общества обоснованно 0 возлагается на молодежь, сознание которой целенаправленно меняется в нужном направлении не только официальными образовательными учреждениями, но в первую очередь средствами массовой информации.

 

3 Уровни и  формы политического участия  личности

 

В демократическом обществе, пользуясь широкими правами и свободами, личность может быть участником всех политических процессов на любом уровне, в любой их форме и на любой стадии. В познавательных целях следует, на наш взгляд, различать уровни и формы такого участия. В свою очередь выделение того или иного уровня зависит от критерия, положенного в основу классификации.

Прежде всего, можно говорить о функциональном уровне политического участия. В этом случае целесообразно выделить роль личности в определении структуры политической власти и того, как она должна распределяться между политическими институтами, органами государства и в должностной иерархии; в формирований и совершенствовании нормативной основы политической системы; в комплектовании персонального состава органов государственной власти и управления, судебных и контрольных инстанций, а также других политико-властных структур; в разработке и осуществлении курса внутренней и внешней политики и,  в принятии конкретных политико-управленческих решений; в определении других параметров политической жизни.

Деятельность личности как субъекта политики осуществляется далее на уровне непосредственного или опосредованного участия. Непосредственное участие граждан или подданных (в монархиях) в решении важных вопросов государственной и общественной жизни называется прямой демократией; формами такого участия являются, например, выборы, референдумы, сходы и т. п. Вместе с тем политическое участие может осуществляться и через избранные людьми органы (парламент, местные органы власти, выборные органы общественно-политических организаций и объединений) и депутатов (делегатов, уполномоченных и т. д.) при наличии полноценной отлаженной обратной связи.

В цивилизованном обществе обеспечивается участие граждан в управлении всеми сторонами его жизни – экономической, социальной и политической. Поэтому в зависимости от сферы общественной жизни можно также выделить разные уровни участия: собственно политическое –вовлеченность в политико-властные отношения (демократия политическая) – и несобственно политическое (демократия социальная и экономическая). Когда говорят о демократии, то, как правило, имеют в виду политическую демократию, т. е. участие личности, социальной общности, организации в политической жизни общества, то, насколько реально народ владеет политической властью, использует ее в своих интересах. И такое понимание не вызывает принципиальных возражений; ибо само становление и развитие демократия как общественного явления и как научной категория было связано с восприятием ее именно как определенного способа властвования, воплощения народного суверенитета. Кроме того, без демократической организации и функционирования политической власти невозможна демократия ни в одной другой сфере жизни общества.

Социальная демократия как специфический образ жизни предполагает, что члены общества считают себя социально равными, особенно с точки зрения своего гражданского статуса, возможностей и условий, которыми они обладают, для саморазвития, удовлетворения разнообразных материальных и духовных интересов. В этом плане социальная демократия близко соприкасается с такими понятиями, как социальное равенство и социальная справедливость, духовная свобода и независимость. Кроме того, социальная демократия означает наличие первичных демократически организованных социальных ячеек – коммун, общин, добровольных объединений граждан, организаций местного самоуправления, которые в совокупности позволяют решать целый ряд социальных вопросов самостоятельно, без активного включения политической власти.

Само сочетание слов «экономическая демократия» указывает на сферу, на которую распространяется данный вид демократии. Одно из его значений – это уравнивание экономических возможностей и условий экономической деятельности, устранение или предупреждение большого разрыва в материальном положении людей. При таком понимании существует опасность отождествления экономической демократии с уравниловкой. Вместе с тем экономическую демократию нередко понимают как демократию производственную, т. е. как участие трудящихся в управлении производством.

Наконец, уровни политического участия можно выделять в зависимости от стадии политического процесса, на которой личность выступает как деятельностный субъект. Как известно, политико-управленческий процесс включает в себя несколько стадий: подготовку и принятие решений, их выполнение и контроль за исполнением. В условиях авторитарной, командно-административной системы роль личности в политическом процессе по существу ограничивалась одобрением уже принятых решений и участием в их исполнении, что противоречило представлениям о гуманном и демократическом обществе. В таком обществе должны быть созданы прочные гарантии активного участия личности на всех стадиях политико-управленческого процесса и в первую очередь на важнейшей стадии этого процесса – в разработке и принятии решений, –которая во многом задает направление и рамки политического участия. Как показывает общественно-исторический опыт, чрезвычайно разнообразными являются и формы политического участия. Истории известны такие, например, формы, как пассивное неповиновение властям, бунт, восстание, революция. Это могут быть институциональные, санкционированные законом формы политического участия (избирательные кампании и выборы, участие в качестве депутата в работе высших и местных органов государственной власти, участие в деятельности политических партий и т. п.) и формы внеинституциональные и даже противоправные (деятельность комитетов национального спасения, несанкционированные митинги, бунт, самовольный захват власти и т. п.).

Информация о работе Уровни и формы политического участия личности