Уровни органов власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 00:13, доклад

Краткое описание

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конституция РФ фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя (ст. 10 Конституции РФ). Это означает, что ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; должны быть правовые способы сдерживания и каждой власти двумя другими и противовесы.
В Российской Федерации организация власти имеет вертикальную и горизонтальную структуры.

Вложенные файлы: 1 файл

уровни органов власти.docx

— 21.09 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения властей. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конституция РФ фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя (ст. 10 Конституции РФ). Это означает, что ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; должны быть правовые способы сдерживания и каждой власти двумя другими и противовесы.

В Российской Федерации организация власти имеет вертикальную и горизонтальную структуры.

По вертикали ее можно представить разделенной на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

По горизонтали - на три уровня:

- федеральный уровень  власти с федеральными органами  государственной власти;

- региональный уровень  власти с органами государственной  власти субъектов РФ (ее иногда  неправильно называют местной  властью);

- местный уровень власти  с органами местного самоуправления.

Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Система федеральных органов государственной власти РФ. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень таких органов исчерпывающий, т.е. не допускается создание каких-либо других органов власти без пересмотра гл. 1 Конституции. Перечень органов в ст. 11 соответствует главам 4, 5, 6, 7 Конституции, в которых определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

Президент Российской Федерации - глава государства. Сопоставление ст. 10 и ст. 11 Конституции позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ не относит Президента РФ ни к одной из трех ветвей власти, но практически он включается в систему исполнительной власти.

В ст. 80 Конституции установлены основные функции Президента РФ как главы государства, согласно которым он: 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации) является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ законодательная ветвь является «первой среди равных». Федеральное Собрание обладает независимостью от органов других ветвей власти: никто не вправе вмешиваться в законодательный процесс, оно само определяет свои потребности в расходах, которые фиксируются в государственном бюджете; обе палаты имеют вспомогательные аппараты и свои регламенты, сами определяют свою внутреннюю организацию и процедуру. Вместе с тем существуют ограничения, «сдержки» парламентской независимости. Так, законопроект, не принятый Федеральным Собранием, может быть принят на референдуме; при чрезвычайном и военном положении приостанавливается действие некоторых законов; Конституционный Суд РФ может объявить закон или его часть неконституционным и закон (или его часть) потеряет юридическую силу; Президент РФ в предусмотренных Конституцией случаях может распустить Государственную Думу РФ, воспользоваться правом отлагательного вето и т.д.

Федеральное Собрание является представительным органом, т.е. выступает выразителем интересов воли всего многонационального народа. Народное представительство в нем обеспечивается демократической избирательной системой.

В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» депутаты Государственной Думы избираются от политических партий в количестве 450 депутатов и представляют своих избирателей. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (т.е. имеющий гражданство РФ, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда). Имеются и иные условия для кандидатов в депутаты, установленные законом.

Совет Федерации представляет субъекты РФ и формируется в соответствии со ст. 95 Конституции РФ и законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» - по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Кандидатом для избрания (назначения) в Совет Федерации может быть также депутат представительного органа муниципального образования. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. 

Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» исполнительную власть Российской Федерации, главной функцией которой является исполнение законов, осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ).

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ. Если Государственная Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры, Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепляется система из трёх видов федеральных органов исполнительной власти:

- федеральное министерство (федеральный орган исполнительной  власти, осуществляющий функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в определенной  сфере деятельности);

- федеральная служба (федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий  функции по контролю и надзору  в определенной сфере деятельности, а также специальные функции  в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны  государственной границы РФ, общественной  безопасности, борьбы с преступностью);

- федеральное агентство (федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий  в определенной сфере деятельности  функции по оказанию государственных  услуг, управлению государственным  имуществом и правоприменительные  функции).

При этом федеральные министерства имеют в своём ведении федеральные службы и федеральные агентства, координируют и осуществляют контроль их деятельности.

Судебная власть в Российской Федерации. Судебная власть в Конституции РФ признается разновидностью государственной власти, ее органы самостоятельны. Это проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону, а также в их несменяемости и неприкосновенности. Суды применяют законы и другие нормативные правовые акты. В случае признания актов неконституционными, противоречащими закону, они не применяются. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к сфере исполнительной власти.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года «О судебной системе РФ» в настоящее время судебная система состоит из судов:

1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Российской  Федерации - федеральный суд, судебный  орган конституционного контроля, и конституционные (уставные) суды  субъектов РФ, которые не составляют  единой системы;

2) суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной  области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные  суды. Они осуществляют правосудие  по уголовным, гражданским делам  и делам из административных  правонарушений. Мировые судьи относятся  к судьям общей юрисдикции  субъектов РФ;

3) арбитражные суды: Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды  округов (арбитражные кассационные  суды), арбитражные апелляционные  суды, арбитражные суды субъектов  РФ. В этой ветви все суды - федеральные. Они занимаются рассмотрением  экономических споров;

4) Дисциплинарное судебное  присутствие - судебный орган, рассматривающий  дела по жалобам на решения  Высшей квалификационной коллегии  судей РФ и квалификационных  коллегий судей субъектов РФ  о досрочном прекращении полномочий  судей за совершение ими дисциплинарных  проступков, а также дела по  обращениям об отказе в досрочном  прекращении полномочий судей  за совершение ими дисциплинарных  проступков.

В Конституции РФ установлен запрет на создание чрезвычайных судов (ст. 118). Разрешением гражданских споров занимаются третейские суды, административные комиссии, комиссии по трудовым спорам и другие квазисудебные органы. Но их деятельность не относится к правосудию, так как она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

Судебная власть осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовнопроцессуальным кодексом РФ.

Новые сообщения

Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся субъектами федерации.

Республики (22):

1. Адыгея (Майкоп)

2. Алтай (Горно-Алтайск)

3. Башкортостан (Уфа)

4. Бурятия (Улан-Удэ)

5. Дагестан (Махачкала)

6. Ингушетия (Магас)

7. Кабардино-Балкария (Нальчик)

8. Калмыкия (Элиста)

9. Карачаево-Черкесия (Черкесск)

10. Карелия (Петрозаводск)

11. Коми (Сыктывкар)

12. Крым (Симферополь)

12. Марий Эл (Йошкар-Ола)

13. Мордовия (Саранск)

14. Саха (Якутия) (Якутск)

15. Северная Осетия —  Алания (Владикавказ)

16. Татарстан (Казань)

17. Тыва (Тува) (Кызыл)

18. Удмуртия (Ижевск)

19. Хакасия (Абакан)

20. Чечня (Грозный)

21. Чувашия (Чебоксары)

 

Края (9):

22. Алтайский край (Барнаул)

23. Забайкальский край (Чита)

24. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

25. Краснодарский край (Краснодар)

26. Красноярский край (Красноярск)

27. Пермский край (Пермь)

28. Приморский край (Владивосток)

29. Ставропольский край (Ставрополь)

30. Хабаровский край (Хабаровск)

 

Области (46):

31. Амурская (Благовещенск)

32. Архангельская (Архангельск)

33. Астраханская (Астрахань)

34. Белгородская (Белгород)

35. Брянская (Брянск)

36. Владимирская (Владимир)

37. Волгоградская (Волгоград)

38. Вологодская (Вологда)

39. Воронежская (Воронеж)

40. Ивановская (Иваново)

41. Иркутская (Иркутск)

42. Калининградская (Калининград)

43. Калужская (Калуга)

44. Кемеровская (Кемерово)

45. Кировская (Киров)

46. Костромская (Кострома)

47. Курганская (Курган)

48. Курская (Курск)

49. Ленинградская (Санкт-Петербург)

50. Липецкая (Липецк)

51. Магаданская (Магадан)

52. Московская (Москва)

53. Мурманская (Мурманск)

54. Нижегородская (Нижний Новгород)

55. Новгородская (Великий Новгород)

56. Новосибирская (Новосибирск)

57. Омская (Омск)

58. Оренбургская (Оренбург)

59. Орловская (Орёл)

60. Пензенская (Пенза)

61. Псковская (Псков)

62. Ростовская (Ростов-на-Дону)

63. Рязанская (Рязань)

64. Самарская (Самара)

65. Саратовская (Саратов)

66. Сахалинская (Южно-Сахалинск)

67. Свердловская (Екатеринбург)

68. Смоленская (Смоленск)

69. Тамбовская (Тамбов)

70. Тверская (Тверь)

71. Томская (Томск)

72. Тульская (Тула)

73. Тюменская (Тюмень)

74. Ульяновская (Ульяновск)

75. Челябинская (Челябинск)

76. Ярославская (Ярославль)

 

Города федерального значения (3):

77. Москва 

78. Санкт-Петербург 

79. Севастополь

 

Автономная область (1):

79. Еврейская АО (Биробиджан)

 

Автономные округа (4):

80. Ненецкий АО (Нарьян-Мар)

81. Ханты-Мансийский АО (Ханты-Мансийск)

82. Чукотский АО (Анадырь)

83. Ямало-Ненецкий АО (Салехард)


Информация о работе Уровни органов власти в РФ