Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:48, реферат
В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью не благополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дому. Брошенные на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся под защитой государства. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако ребенок оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение не теплый и уютный дом.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права…………………………………………………………………………......................6
1.1 Становление института усыновления (удочерения)……………………..................6
1.2 Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………….....10
Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)
2.1 Субъекты усыновления (удочерения)………………………………………………15
2.2 Права и обязанности усыновленных и усыновителей…………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра социологии, политологии и права
РЕФЕРАТ
На тему «УСЫНОВЛЕНИЕ»
Никулина К. С.
Новокузнецк, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Институт усыновления
(удочерения) в системе Российского
семейного права………………………………………
1.1 Становление института усыновления
(удочерения)……………………..........
1.2 Усыновление (удочерение)
как форма воспитания детей
оставшихся без попечения
Глава 2. Правовое положение
субъектов участвующих в
2.1 Субъекты усыновления
(удочерения)………………………………………………
2.2 Права и обязанности
усыновленных и усыновителей………
Заключение……………………………………………………
Приложение А ………………………...………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………...……29
ВВЕДЕНИЕ
Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым главным источником социальных идеалов, закладывает основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется определенное мировоззрение на жизнь.
В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, являются сиротами при живых родителях. Для нас не являются редкостью не благополучные семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни, в такой семье дети ощущают себя не нужными, брошенными не редко сбегают из дому. Брошенные на обочину жизни малыши ненужные алкоголикам-родителям, подростки, шатающиеся по подвалам, все они находятся под защитой государства. Государство берет ответственность за детей на себя, направляя их в детские воспитательные учреждения. Однако ребенок оставшийся без попечения родителей и переданный в детское учреждение чувствует себя обездоленным так как воспитатели не родители и между ними не будет тесной эмоциональной связи, даже если воспитатели профессионалы своего дела, а детское учреждение не теплый и уютный дом. Таким образом, не одно детское учреждение не заменит ребенку семью, даже чужую.
У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у него ни кто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.
Усыновление (удочерение) является одним из самых древнейших правовых институтов и существует во всех современных странах как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так и в России усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) является приоритетной форой среди всех форм устройства детей оставшихся без попечения родителей. Это положение соответствует требованиям международных правовых норм и закреплено в Семейном кодексе РФ (п.1 ст.124).
Усыновление (удочерение) это юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
Дети, лишившиеся попечения родителей, нуждаются в заботе, ласке уважении, любви. Усыновление является наиболее благоприятным формой устройства, для детей оставшихся без попечения родителей. Ведь только в семье ребенок может получить достойное воспитание, где полностью соблюдены его интересы. Безусловно, интересы ребенка должны стоять на первом месте, но нельзя забывать и об интересах усыновителей. В нашем мире очень много семей лишенных радости материнства или отцовства причины могут быть разные, как утрата своего собственного дитя, так и не возможность иметь детей. Таким семьям государство предоставляет возможность обрести ребенка путем усыновления, (удочерения), при этом не только усыновители обретают ребенка, но и усыновленные дети приобретают семью, что полностью соответствует интересам обеих сторон.
Дети - это будущее нашей страны. От воспитания детей и подготовленности к общественной жизни зависит их судьба. Подобрать ребенку семью, которая смогла бы принять чужого ребенка, быть психически, морально и физически готовыми воспитывать не своего кровного ребенка, обладающая терпением, очень сложно. Но, не смотря на всю сложность все-таки возможно, для этого надо для каждого случая усыновления подходить сугубо индивидуально. И тогда не будет допущено не одной ошибки, которые, за частую, приводят к плачевным последствиям.
Актуальность данной работы на современном этапе связана, прежде всего, с тем, что усыновление является важнейшим правовым институтом. Дети должны воспитываться в полноценной семье, обеспечивающее его нормальное развитие, где полностью соблюдены их права и законные интересы. В современном мире сотни тысяч детей сирот, детей остаются без попечения родителей. Одной из важнейших задач государства является сокращение численности детей сирот путем передачи их в семьи. Численность детей - сирот с каждым годом растет. Государство вкладывает средства на такие формы воспитания детей, как опека попечительство, приемная семья. Но все же самой оптимальной формой воспитания детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Так как в усыновленной (удочеренной) семье дети приравниваются к родным и обретают законные права наравне с другими членами семи. Многое в судьбе ребенка зависит от органов опеки и попечительства, от их работоспособности, добропорядочности и соблюдении законности усыновления (удочерения).
Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть становление
института усыновления (удочерения)
в системе Российского
исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей;
установить прав и обязанности усыновленных и усыновителей;
Первая глава посвящена институту усыновления (удочерения) в системе семейного права РФ, вторая глава посвящена рассмотрению правового положения субъектов участвующих в усыновлении (удочерении),
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права
1.1 Институт усыновления (удочерения)
Усыновление представляет собой
правовой институт, призванный создать
между усыновителем и усыновленным
отношения, наиболее близкие к тем,
которые возникают между
Основным принципом, на котором
строится весь институт усыновления, является
наилучшее обеспечение защиты интересов
ребенка при усыновлении. Интересы
ребенка должны быть определяющим критерием
и при оценке лиц, желающих стать
усыновителями, и при вынесении
решения об усыновлении, и при
отмене усыновления, и при решении
всех иных, более частных вопросов.
Так, например, не допускается усыновление
разными лицами братьев и сестер,
если до этого они воспитывались
вместе, за исключением случаев, когда
это отвечает интересам этих детей
(п.2 ст.124 СК РФ). Именно многочисленность
и разнообразие жизненных ситуаций
не позволяют законодателю сделать
этот запрет абсолютным, и поэтому
закон делает исключения. В литературе
приводятся примеры подобных ситуаций;
например, нахождение одного из детей
в специальном лечебно-
В соответствии с п.2 ст.124
СК РФ усыновление допускается в
отношении несовершеннолетних детей
и только в их интересах. И поскольку
цель усыновления - дать детям семейное
воспитание и наделить усыновителей
родительскими правами и
Исходя из интересов детей,
очень важен тщательный подход к
выбору будущего усыновителя. Поэтому
к лицам, которые могут быть усыновителями,
законодательством
Усыновителями могут быть
как состоящие в браке супруги,
так и одинокие мужчина и женщина.
И хотя усыновление есть строго добровольный
акт, усыновить ребенка разрешается
только тем гражданам, которые не
только этого хотят, но и в состоянии
надлежащим образом выполнить свои
родительские обязанности, создать
в семье необходимые условия
для физического и
При наличии нескольких лиц,
желающих усыновить одного и того
же ребенка, преимущественное право
предоставляется родственникам
ребенка при условии
Устанавливая запреты на усыновление, адресованные усыновителям, СК вместе с тем предусматривает необходимость соблюдения, как правило, разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком - не менее шестнадцати лет (п.1 ст.128 СК РФ). Очевидно, что законодатель исходит из предположений, что родители и дети не могут быть ровесниками, что с шестнадцати лет возникает брачная дееспособность. Кроме того, требуемая разница в возрасте необходима, чтобы усыновители смогли должным образом осуществлять свои права и обязанности по воспитанию и образованию детей. Однако суд при установлении усыновления по объективным ли, субъективным ли уважительным причинам (например, когда ребенок знает усыновителя именно как своего родителя), всегда совпадающим с интересами ребенка, вправе сократить названный срок. Если ребенок усыновляется отчимом или мачехой, наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым не требуется.
Нетрудно заметить, что, предъявляемые к усыновлению требования практически все обращены к усыновителям. Что же касается самих усыновляемых детей, необходимо отметить, что закон не содержит каких-либо ограничений в отношении усыновления больных детей, т.е. состояние их здоровья, наличие отклонений от нормы в физическом и умственном развитии, дурных привычек и пр. не мешают усыновлению. Однако лицо, усыновляющее ребенка, должно знать и о состоянии здоровья, и обо всем, что касается личности ребенка, подлежащего усыновлению. Поэтому ребенок до усыновления проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии.
Преимущество при усыновлении отдается гражданам РФ. Согласно действующему семейному законодательству, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п.4 ст.124 СК РФ). В целом это положение соответствует Конвенции о правах ребенка. В ст.21 Конвенции указано, что усыновление в другую страну должно рассматриваться в качестве альтернативного и допускаться только в случае, если ребенку в его стране не может быть обеспечен надлежащий уход и воспитание. Однако в Конвенции говорится об усыновлении в другую страну, а не об усыновлении иностранными гражданами. Если иностранные граждане постоянно проживают на территории России, они не должны подвергаться дискриминации. И внутреннее, и внешнее законодательство однозначно предрешило вопрос о том, что усыновление в другую страну меньше отвечает интересам ребенка, чем помещение на воспитание в любой форме в его собственной стране. Это заключение основано на том, что при переселении в страну усыновителя ребенок может столкнуться со значительными адаптационными трудностями: преодолением языкового и культурного барьера. Тем не менее, думается, что этот подход представляется спорным, поскольку при усыновлении грудного ребенка никаких проблем с адаптацией не бывает, и, кроме того, большое значение имеют личности усыновителей, те условия, которые они могут предоставить ребенку, и тому подобные обстоятельства.