Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:45, контрольная работа
Литературный жанр «утопический роман» появился в средние века. Появление его связано было с недовольством относительно образованных людей (коих было немного) явно неразумным и несправедливым правлением государствами их правителями. Недовольные стали писать о таких государствах, которых существовать не может, но которые, на их взгляд, являлись бы идеальными. Так, слово «утопия» переводится с латыни – место, которого нет и не может быть.
Введение 3
«Остров Утопия» 4
«Город Солнца» 6
Взгляды Мора и Кампанеллы на равенство и свободу 7
Заключение 8
Используемая литература 9
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
КАФЕДРА ЮРИДИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы
Выполнил: Злобин Н.С.
Проверил: Затеев В. В.,
канд. соц. наук, доцент
НОВОСИБИРСК, 2010
Оглавление
Введение 3
«Остров Утопия» 4
«Город Солнца» 6
Взгляды Мора и Кампанеллы на равенство и свободу 7
Заключение 8
Используемая литература 9
Литературный жанр «утопический роман» появился в средние века. Появление его связано было с недовольством относительно образованных людей (коих было немного) явно неразумным и несправедливым правлением государствами их правителями. Недовольные стали писать о таких государствах, которых существовать не может, но которые, на их взгляд, являлись бы идеальными. Так, слово «утопия» переводится с латыни – место, которого нет и не может быть.
Самыми известными из писателей утопистов являются англичанин Томас Мор и итальянец Томазо Кампанелла.
«Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии» - произведение Томаса Мора, за основу которого взят труд Платона «Политика».
«Город Солнца», написанный Кампанеллой, во многом заимствован у Мора, будучи написанным спустя сотню лет после появления «Острова Утопия».
Рассмотрим два этих романа подробнее.
Книга написана в популярном в то
время жанре “рассказа
Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм, и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит он, "повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице") и бесчеловечную практику огораживаний ("овцы пожирают людей").
Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом.
Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах свободы даже для честных утопийцев можно судить по следующему пассажу: «Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который - уголовное преступление, равно как появиться за границей или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области.».
Причем для раба нет никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов же не только нет возможности сговориться, но им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями». Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда.
Сам Мор был идейным католиком (да так, что поплатился за это жизнью). Поэтому отказаться от религии на Утопии он не мог. Зато ввел свободу вероисповедания. Каждый верит во что хочет. Правда, публичная агитация против религии запрещена.
Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом.
Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Так, запрещено думать, "будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином".
Как мы видим, общество Утопии ограничено со всех сторон. Свободы нет практически ни в чем. Всеобщая уравниловка.
Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече. На практике это означает, что у руля будет находиться лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в хозяйстве и научиться управлять невозможно.
Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.
Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это выльется на практике.
Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки. Обменять его на что-нибудь ценное у других государств они почему-то не догадываются. Или просто не хотят. Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.
Общественные отношения
Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Он доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин.
К сельскохозяйственным работам привлекаются
все граждане (независимо от их желания).
Четырехчасового труда
Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась. Так же сам он принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом.
Основная причина зла по Кампанелле – в людских пороках, прежде всего в эгоизме, пораждающем у одних жить засчет других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине».
Ломать человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не одругих, Кампанелла хочет с помощью полицейского государства, при котором любое инакомыслие пресекается.
Другие причины народного
С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Начиная с 10 лет начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.
В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно представить, как им это надоест. Государство вмешивается и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.
В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство нередко переходит всякие границы.
Так, у Мора люди представляют потерявшую индивидуальность массу. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.
В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабоство. Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших. Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора.
У Мора и Кампанеллы равенство принудительное. Люди не могут ни в чем отличаться от себе подобных. В утопиях не только равенство прав и возможностей, но и принудительное материальное равенство. И все это сочетается с тотальным контролем и ограничением свобод. Этот контроль и нужен для поддержания материального равенства: людям не дают выделиться, сделать больше, превзойти себе подобных (став таким образом неравным). А ведь это естественное стремление каждого.
Ни в одной социальной утопии не говорится о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо отдельные социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто. «Единица – ноль, единица – вздор!»
Проблема социалистов-
Жестокие нравы правителей и безграмотный политический строй побуждали людей размышлять об идеальном обществе, идеальном государстве. В свете происходивших тогда событий, идеи Мора и Кастанеллы, возможно, выглядели идеально, но в настоящее время невозможно взять их за эталон, поскольку многое было не учтено. Сейчас же, благодаря развитию наук и большему опыту человечества, можно предлагать модели государства, совершенно не похожие на «Утопию» или «Город Солнца».
Отказ от свободы в пользу всеобщего равенства – крайние меры, вызванные крайним недовольством, на которые готовы были идти утописты, но вряд ли пойдет современный образованный человек.
Рассуждая о равенстве, при том не отказываясь от правительства, сохраняя контроль над обществом, утописты противоречат сами себе. Труды их, в том числе труды Т.Мора и Т.Кастанеллы, нельзя воспринимать эталон государства, читать их стоит лишь как художественные произведения, написанные людьми, не знающими о таких науках как политология, социология или психология.