Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 04:21, реферат
При этом некоторые люди считают лучшим сильное,
боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в
котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так
проблема общественного, государственного устройства перерастает в
проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.
Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".
1. Проблема государственного устройства.
2. Личность Платона, Государство Платона:
3. Отрицательные формы правления.
4. "Разделение труда" в "идеальном" государстве.
5. Четыре добродетели лучшего государства.
6. Ограничение свободы личности в государстве Платона.
7. Единство людей "идеального" государства.
8. Почему государство Платона тоталитарно?
8.1. Возможное понимание автором слов "лучшее государство".
8.2. Теория идей.
9. Тоталитаризм личности.
имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недос-
татками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за об-
разец государственное устройство современной ему Спарты).
Философы на основах разума, управляют остальными классами, огра-
ничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повинове-
нии низшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение
на разряды . Например, воины не живут в одних местах с ремеслинниками,
людьми труда. Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших"
всем необходимым. "Высшие"же охраняют и направляют "низших", уничто-
жая слабейших и регламентируя жизнь остальных.
Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламента-
ция важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям,
должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти.
Однако в "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, един-
ство людей Платон считает основой такого государства. Во времена древ-
ности, "золотого века", когда сами боги управляли людьми, люди рожда-
лись не от людей, как сейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в
материальных благах и много времени посвящали занятиям фииилософией.
Во многом единство древних обуславливалось отсутствием родителей (у
всех одна мать - земля). Платон хочет достичь того же результата, "о-
бобществив" не только людское имущество, но и жен, детей. Автор хочет,
чтобы никто не мог сказать: "Это моя вещь", или "Это моя жена". По
идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собствен-
ной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя
лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и
отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ре-
бенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами
всех детей, а все женщины - общими женами всех мужчин. Как писал
В.Асмус, для Платона общность жен и детей является высшей формой един-
ства людей. Такая общность описана им для класса воинов-стражей, кото-
рым автор уделяет огромное внимние. По его мнению, отсутствие вражды
внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и от-
сутствие восстаний.
Таким образом, правящие классы государства Платона составляют
коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не до-
пускает среди высших классов бедности или богатства, а следовательно,
по логике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Пла-
тона - это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению,
то в "идеальном" государстве пастухи - это правители, воины - это сто-
рожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки
должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор. Итак, по
выражению К.Поппера, платоновское государство обращается с "человечес-
ким стадом", как мудрый, но жесткосердный пастух со своими овцами.
Этого скрестить с тем-то, этих - на бойню. Видно, что, по нашим пред-
ставлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть
даже мудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разум-
ным желаниям меньшинства".
Каким же образом Платон, создавая "идеальное" государство на ос-
новах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, при-
меры которых мы видим слишком часто, которые описаны в современной ли-
тературе в жанре антиутопий (Д.Оруэл, "1984")? Для того, чтобы отве-
тить на этот вопрос, необходимо уяснить, что понимал Платон под слова-
ми "идеальное государство". Во-первых, это государство, устроенное
лучшим образом, во-вторых, (и это важнее) это идея государства. Рас-
смотрим сначала, что мог понимать Платон под словами "лучшее государ-
ство".
Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за
отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошого на-
чальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны
существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у лю-
дей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам и рег-
ламентации жизи могут добиться того, чего невозможно сделать, живя,
как заблагорассудится и занимаясь не своим делом. Единство людей во
время войны замечательно показал Л.Толстой в "Войне и мире", показал
ту силу, которая возникает, когда все векторы человеческих стремлений
направлены в одну сторону, а это возможно только во время социальных
потрясений. Когда же их нет, каждый человек более или менее свободен,
и все векторы людских желаний направлены в разные стороны, возникает
хаос, беспредел, невозможно провести общую линию действий, как это де-
лается на войне. Так почему бы не устроить жизнь государства таким об-
разом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не по-
гибали?
Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как об-
разец для построения "идеального" государства. Все государство, безус-
ловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотни-
ком, а не начнет писать картины, но, по современным представлениям о
человеческих ценностях и свободах, платоновское государство является
квинтэссенцией тоталитаризма. Антииндивидуалистическое государство
Платона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей суть
тоталитаризма: "...никто никогда не должен оставаться без начальника -
ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не
должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет,
всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной огляд-
кой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая ду-
ша приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от
других людей, и даже не понимать, как это возможно.Пусть жизнь всех
людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никог-
да не будет ничего лучщего... в деле достижения удачи, а также победы
на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет... Надо на-
чальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безнача-
лие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвлас-
тных людям".
Очевидно, что эти принципы выполняются в "идеальном" государстве
Платона, и действительно, "...нет ничего лучшего... в деле достижения
удачи и победы на войне". Но как же личность? Дело в том, что для Пла-
тона личности с ее целями и интересами как бы не существует, сущес-
твуют только общие интересы.
Однако имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государ-
ство". Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее", но
и то, что является "идеей" предмета. Слово "идея" ( ) и близкое к
нему "эйдос" обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид", "облик"
предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что не-
посредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Те-
ла пребывают в непрестанно движущемся ( - все течет), неус-
тойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Ра-
зум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, кото-
рая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но и яв-
ляется исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущность
и явление. То, что кажется существующим, не есть истинное бытие, но
лишь причастно ему - постольку, поскольку являет ("явление")
идеальное, совершенное ("идею", "сущность"). Прежде всего надо разли-
чать: что всегда существует и никогда не становится, и что всегда ста-
новится, но никогда не существует", - писал Платон в диалоге Тимей.
Так Сократ и вслед за ним Платон различают красивые предметы (ли-
ра, кухонный горшок, конь, девушка) и красоту, прекрасное само по се-
бе, идея прекрасного; добрый поступок и добро как таковое.
"Идея" у Платона это то, что есть:
волю к жизни, вызывает их бытие.
2. образец, взирая на который, демиург создает вещный
мир, подражая "идеальному".
3. цель к которому надо стремиться как к верховному благу.
4. модель, порождающая структура, принцип вещи.
Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государ-
ство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государ-
ства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государ-
ства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проб-
лема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы од-
новременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о
том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что
это не существующее государство, но его "идея".
В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомый
с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат "Государство",
скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что
он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы пони-
маем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притес-
няющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что
автор имел совершенно другие понятия о человеческих ценностях. Мало
того, мы даже не чувствуем, что, возможно, Платон не собирался вопло-
щать в жизнь именно этот проект, что он писал об идее государства.
Обвиняя Платона в тоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы са-
ми становимся тоталитарными людьми, уничтожающими право человека на
другие мысли, другую культуру. Не стоит спешить обвинять Платона в то-
талитаризме, когда тоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой лич-
ности. Быть может, это изначально заложено в нас, как инстинкт само-
сохранения, и без него человек перестанет быть человеком. Тем не ме-
нее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человек
имеет право на собственное мнение. За две тысячи лет мы научились
осуждать тоталитаризм общества. Теперь каждый человек должен стре-
миться исключить тоталитаризм из собственной души.
Литература
1. Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона" // Платон,
собр. соч., т.1, М, 1990.
2. Платон, собр. соч., т.3, ч. 1, "Государство" // М, 1971.
3. Платон, собр. соч., т.3, ч. 2, "Законы" // М, 1972.
4. Поппер К. "Открытое обчество и его враги", т.1, "Чары
Платона", // М, 1992.
5. Асмус В.Ф. "Платон", // К, 1993.