Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 15:42, курсовая работа
Объектом данной работы является учения Гегеля о государстве и праве.
Предметом исследования являются: развития понятия права, его основные значения, понятия государства, гражданское общество в освещении Гегеля.
Целью работы является рассмотрения основных вопросов Гегелевской философии о государстве и праве.
Для решения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи:
o Что Гегель подразумевает под государством.
o Как он рассматривал право.
o И каким по его взгляду должно быть гражданское общество.
При изучении темы использовались следующие методы: анализ научно-методической и учебной литературы.
Введение 2-3
Глава I Гегель о государстве и власти
1.1 Философское учение Гегеля о государстве и власти 4-14
1.2 Представление Гегеля о государстве 15-32
Глава II Гегель о политике и праве
2.1 Политические взгляды Гегеля 33-37
Заключение 38-39
Список используемой литературы 40-41
6
Оглавление
Введение
Глава I Гегель о государстве и власти
1.1 Философское учение Гегеля о государстве и власти 4-14
1.2 Представление Гегеля о государстве 15-32
Глава II Гегель о политике и праве
2.1 Политические взгляды Гегеля
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность учения Гегеля о государстве и праве, заключается в следующем, во первых его политико-правовые доктрины до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству, о зависимости общественного строя от разделения труда стали громадным шагом в развитии социологии.[1] Так же необходимо отметить, что некоторые положения гегелевского учения нашли свое отражение в формах государственного устройства ряда стран, основополагающих принципов на которых строится современное общество, законодательство не только национального, но и международного права. Например, такое положение как равенство граждан перед законам, нашло свое отражение во Всеобщей Декларации прав человека и гражданина от 10 декабря 1948 г. статья 7 «все люди равны перед законом», положение о недопустимость обращения в собственность самого человека, закреплено в статье 4 декларации, где сказано: никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. статье 4 закрепляется запрещение рабства и принудительного труда. В нормах национального законодательства данные положения гегелевской концепции закреплены в Конституции РФ статья 19: «все равны перед законом и судом», статья 37 говорит о свободном характере труда и запрете принудительного труда, так же в УК РФ предусматривается ответственность за торговлю людьми ст. 127.1 и за использования рабского труда ст.127.2.
Гегелевское определение содержания право собственности так же нашли свое отражение в современном законодательстве по ГП РФ ст. 209: «Собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Право собственности закрепляется так же в Конституции РФ в ст.35: «Каждый вправе иметь имущество в собственности владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида, что в свою очередь находит отражения в УК РФ в ст. 5 Принцип вины: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие общественно опасные, в отношении которых установлена вина». В выше изложенном и выражается степень практической апробации гегелевского учения о государстве и праве.
Объектом данной работы является учения Гегеля о государстве и праве.
Предметом исследования являются: развития понятия права, его основные значения, понятия государства, гражданское общество в освещении Гегеля.
Целью работы является рассмотрения основных вопросов Гегелевской философии о государстве и праве.
Для решения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи:
o Что Гегель подразумевает под государством.
o Как он рассматривал право.
o И каким по его взгляду должно быть гражданское общество.
При изучении темы использовались следующие методы: анализ научно-методической и учебной литературы.
Глава I Гегель о государстве и власти.
1.1 Философское учение Гегеля о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.
Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами (системой потребностей), существующим в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.
«Гражданское общество,- пишет Гегель, - создано, впрочем лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право». Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.
Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме.
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Три основных момента гражданского общества являются:
система потребностей;
отправление правосудия;
- полиция и корпорация.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды».
Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену
представлений о незыблемости основ этого строя.
Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - то «внешнее государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента».
Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.
«Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».
Государство для Гегеля есть нечто «в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель.
Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:
Во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно «обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства».
Во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.
«Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный дух». Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.
Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - «пустым мнением».
Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как
спящий дух». Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире, благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.
Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога».
Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи, наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.
Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.
Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-
правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью.
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно-организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.
В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция права и государства представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права».
Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства.
Гегелевская этатическая версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон.
Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона и Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля.