Фашизм и национал-социализм - виды тоталитарного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:19, реферат

Краткое описание

Тоталитаризм - это феномен XX в. Этот термин (от лат. «totus» - весь, целый, полный) впервые ввёл в обиход итальянский философ Д. Джентиле. Таким ему виделся общественно-политический строй, способный объединить народ в противостоянии внешней угрозе, сплотить общество в мощный монолит. С 20-х годов прошлого века понятие тоталитаризма стало широко употребляться в научной и политической жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
Тоталитарный режим………………………………………………………………..4
Фашизм в Италии……………………………………………………........................7
Германский национал-социализм…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………..........23

Вложенные файлы: 1 файл

Политология2.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

Реферат

По курсу «Политология и социология»

На тему: «Фашизм и национал-социализм - виды тоталитарного режима»

 

 

 

 

Выполнил студент группы 31-91

Николаев А.В.

Вариант 24

 Проверил к. пол. н., доцент

        Сабирзянова  Ф. Р. 

 

 

Альметьевск 2013г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...........3

Тоталитарный режим………………………………………………………………..4

Фашизм в Италии……………………………………………………........................7

Германский национал-социализм…………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………..........23

 

 

 

Введение

Тоталитаризм - это феномен XX в. Этот термин (от лат. «totus» - весь, целый, полный) впервые ввёл в обиход итальянский философ Д. Джентиле. Таким ему виделся общественно-политический строй, способный объединить народ в противостоянии внешней угрозе, сплотить общество в мощный монолит. С 20-х годов прошлого века понятие тоталитаризма стало широко употребляться в научной и политической жизни. Его использовали в своих работах такие авторы как Х. Арендт, Р. Арон, Д. Дьюи, Э. Канетти и мн. другие. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Многие видные учёные трактуют термин тоталитаризм как разновидность общественного порядка при котором человек оказывается подчинённым некоему абстрактному целому. Из этого определения сразу вытекают некоторые особенности которые отличают тоталитаризм от всех других политических режимов.

Главной целью данной работы является изучение фашизма и национал-социализма как видов тоталитарного режима. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать  характеристику тоталитарного режима;

- рассмотреть фашизм Италии  и национал-социализм Германии  как виды тоталитарного режима;

- отразить сущность и признаки тоталитарного режима;

- охарактеризовать тоталитарное общество и систему. 
Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся следующие:

однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх – от масс;

идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;

монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;

террористический полицейский контроль. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ. До 1941 г. в нее входило 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль играет глубокая кризисная ситуация. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности СМИ, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению контроля над личностью. Индустриальная стадия развития способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, например, формированию коллективистского сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. Важную роль играли и политические условия, к которым относятся: появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Например, после смерти Сталина СССР изменился. Правление Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева – это так называемый посттоталитаризм – система, при которой тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается, ослабляется. Итак, тоталитарный режим следует разделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился к возрождению величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

 

Фашизм в италии

Фашизм носит имя, само по себе ничего не говорящее о духе и целях этого движения. Fascio означает "объединение" или "союз", так что фашисты - это "союзники", а фашизм должен означать "союзничество". Фашистские партии пришли к власти в тех странах, где существовало равновесие социальных классовых сил, вследствие чего там образовался "союз" между консервативными элитами и партиями, с одной стороны, и фашистскими движениями, с другой.

В.Випперман в своей книге "Европейский фашизм в сравнении" определяет три варианта фашизма: "нормальный" в Италии, "радикальный" в Германии и фашизм "сверху" в балтийских странах, Польше, Венгрии, Румынии, а также в Испании и Португалии, где фашизм спускался "сверху", а не поднимался к власти снизу в виде массовой фашистской партии, причем он больше опирался на полицию и армию, чем на уже имеющуюся фашистскую партию, если она вообще была. Особый случай представляли фашистские режимы-сателлиты в Хорватии, Словении, а также кратковременное господство "Скрещенных стрел" в Венгрии в конце войны.

   Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.

До XX века сохраняла Италия в себе какую-то внутреннюю нестройность. Ни в одном своем социальном слое не могла она найти прочной опоры своей слагающейся государственности. Ее интеллигенция никогда не играла той руководящей, организующей, деловой роли, которая выпадает на долю образованного слоя в Англии, Франции, Германии. Итальянская буржуазия, со своей стороны, проявляла и социальную, и моральную неподготовленность стать действительным ферментом государственного порядка. Итальянский капитализм - явление новое. Ни специфической банковской атмосферы, ни урбанизированного рабочего класса, ни резкого разделения населения на обособленные социальные группы не наблюдалось в Италии до начала нынешнего века. Бедное и многочисленное чиновничество. Вечно нуждающееся, недостаточно образованное и не слишком сознательное офицерство. Аристократия, оскудевшая в качестве государственной силы, политически сошедшая на нет. Церковь, традиционно обиженная на государство и потому не склонная ни в чем ему помогать. Крестьянство расслаивалось социально и географически: мелкие собственники, фермеры и арендаторы-исполовники, наемные батраки и поденщики. Такова картина "командующих классов" в Италии XIX века.

Политических партий в англо-саксонском смысле этого понятия в Италии не было до образования социалистической (1893) и католической народной (1919) партий.

После объявления войны и присоединения к Антанте страна пережила подъем горячего национального движения, порыв "священного единения". Однако, социалистическая партия в проблеме войны стояла на позиции нейтралитета. На почве различного понимания этой проблемы и произошел разрыв Муссолини с социалистической партией. "По окончании войны в 1919 году, социализм, как доктрина, был мертв" говорил он.

В 1915 году Муссолини основывает "Союз революционных действий" ("Fascio d'azione rivoluzionari"). В 1919 году союз ветеранов войны - "Союз борьбы" ("Fascio di combattimento"). Из этих двух союзов возникла затем фашистская партия, называвшаяся с 1921 года Национальной фашистской партией (НФП, Раrtito Nazionale Fascista).

Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии и намеревавшемся их заменить, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решения не только национальных, но и своих личных проблем13. Еще действеннее, чем программа фашистов, была их политическая тактика, по существу продолжавшая мировую войну гражданской войной. Начиная с борьбы со словенскими меньшинствами, разрушением зданий и организаций, фашисты вскоре перешли к открытому террору, избиениям, пыткам и убийствам политических противников. "Именно в эти годы фашистская мысль вооружается, заостряется и формируется."

Фашизм 1919 года выступает с кричащими национально-революционными лозунгами. Муссолини старается подчеркнуть, что по-прежнему он, совмещает в себе националиста и революционера-республиканца. Он выражает волю и чувства фронтовиков. Сами фашисты еще не вполне нашли себя. Их предвыборная программа 1919 года содержала в себе более или менее обычные демократические требования, радикализм которых выглядывал достаточно банально. Пропорциональные выборы, женский вотум, понижение возрастного ценза, упразднение Сената, созыв Учредительного Собрания для решения вопроса о форме государственного строя, восьмичасовой рабочий день, социальное страхование, рабочий контроль, замена постоянной армии национальной милицией, конфискация военной сверхприбыли, усиленное обложение капитала, прогрессивный налог на наследства, экспроприация церковных имуществ.

По мере развития борьбы за власть и усиления фашизма антидемократическая его направленность становится все более очевидной. Фашизм бросает либеральные теории в корзину. "По отношению к либеральным доктринам фашизм находится в безусловной оппозиции, как в области политики, так и экономики."

Фашизм отвергает формальную демократию, как устаревшую политическую форму плутократической эпохи. Он говорит о государстве труда. Он сходится с большевизмом в стремительном отрицании свободы, как самоцели, и в утверждении первенства государства над бунтующим индивидом. Он подражает большевизму в организационных методах в строительстве партийной диктатуры. Но если большевизм, следуя за Марксом, создает классовое государство, единовластие пролетариата, как переходную стадию на пути к социализму, - то Муссолини хочет сделать партийное государство воплощением и стражем свей нации. Фашизм в то же время отрицает как большевистский путь классовой революции, так и старомодные реформистские рецепты эволюционного прогресса в рамках формального демократизма. Он хочет вступить на некий третий путь. Вместо классовой борьбы - социальная солидарность. Вместо принципов свободы и равенства - идея иерархии.

Информация о работе Фашизм и национал-социализм - виды тоталитарного режима