Федерализм как система государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Разделение населения по территориальным единицам – один из важнейших признаков государства. В любом государстве в зависимости от исторических, национальных, культурных традиций выделяются определенные территориальные единицы: провинции, графства, земли, губернии, области. Они, признавая себя частями общего государства, хотят самостоятельно решать многие вопросы. Так возникает необходимость четко определить политические, экономические и иные взаимоотношения между государством в целом, то есть его центром, и частями – административно- территориальными единицами и автономными образованиями. Особенно важное значение эти проблемы имеют для многонациональных государств.

Вложенные файлы: 1 файл

ргр политология вариант 3.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

Современные авторы также придерживаются классического подхода к суверенитету в конфедерации.Тем не менее, в отечественной науке государства и права существует и другая точка зрения, что суверенитет в конфедеративном государстве принадлежит не только его субъектам, но и самому конфедеративному образованию . Поэтому возникает проблема сочетания суверенитета конфедеративного государства с суверенитетами его субъектов. Но не следует путать сочетание двух различных суверенитетов с делением единого суверенитета между двумя уровнями, как, например, ошибочно указывают некоторые авторы . Однако в советской литературе этот вопрос также решался однобоко, исходя из известной формулировки К.Маркса: «две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать в одном государстве. Это нелепость вроде квадратуры круга».1 Суверенитет союза (конфедерации) и его субъектов не могут существовать параллельно, ибо невозможно оставаться суверенным, подчиняясь власти другого суверенного образования, например, государства конфедеративного типа. Либо необходимо пересмотреть само понятие «государственного суверенитета» и предусмотреть такую возможность.

Данная проблематика интересна и в связи с созданием Союзного государства России и Беларуси. Кому принадлежит суверенитет в союзах государств и зависит ли он от степени интеграции этих государств, существует ли двойной суверенитет3 и верно ли высказывание, что конфедеративное государственное образование создается при признании двух суверенитетов?

При ответах на данные вопросы нужно отталкиваться от признаков суверенитета, разработанных в науке теории государства и права. И одним из важнейших признаков суверенитета является его неделимость.

Однако некоторые авторы считают, что суверенитет в любой конфедерации, не смотря на то, что он принадлежит нескольким субъектам (государствам-членам конфедерации и ей самой), един5. Единство суверенитета конфедеративного государственного образования и субъектов конфедерации не следует считать отождествлением их государственных суверенитетов. О тождестве суверенитетов можно говорить только при полном совпадении их сущностного наполнения, единство же возможно и при частичном совпадении содержания благодаря признаку неделимости суверенитета, не позволяющему рассматривать частично совпавшие суверенитеты как объединенные. То есть, суверенитет в конфедерации един. Общий суверенитет в конфедерации создается за счет совпадения суверенитетов субъектов конфедерации или их и конфедеративного государства в процессе более глубокой интеграции.

Даная позиция является синтетической по сути и не в полной мере отражает действительную сущность конфедерации. Конфедерация, изначально создаваемая на основе международно-правового договора, а не государственно-правового, как федеративное государство, обладает несколько иным юридическим статусом и не обладает государственным суверенитетом в том смысле, в котором он (суверенитет) присущ государствам.

Суверенитет одного государства перестает действовать там, где начинает действовать суверенитет другого государства. Наличие суверенитета служит признаком, отличающим государство от иных субъектов.

В истории и современности существуют различные формы объединения государств: протекторат, союз, федерация, содружество и др. При этом в результате объединения суверенитет может быть сохранен либо потерян. При сохранении суверенитета государств-членов говорят о возникновении международно-правового объединения, международной организации. Если же право осуществлять суверенную власть на своей территории государства утратили, то говорят о создании нового государства. Новое государство обладает полновластием на всей территории объединения. Основой его является Договор об объединении, заключаемый по правилам международных договоров, но становящийся государственно-правовым по сути с момента создания нового государства. В международно-правовых объединениях такой договор сохраняет свой статус и суть, а отношения между государствами-членами регулируются методами и средствами, указанными в этом договоре.

В случае конфедерации государства-члены сохраняют свой статус суверенных образований, наделяющих конфедеративное образование определенными наднациональными качествами, позволяющими ему выступать в этом наднациональном качестве субъектом международно-правовых отношений. И с точки зрения юридического статуса и его правовой природы конфедеративное образование разительно отличается от государства.

В.Брайерли писал, что в конфедерации, «хотя центральное правительство существует и осуществляет некоторые полномочия, оно не контролирует все внешние сношения государств-членов, и поэтому в международном аспекте здесь имеют место не одно, а множество государств».

Однако конфедерация не может быть на этом основании быть приравнена к международной организации. Международная организация создается и действует на основе международного договора и в рамках исключительно международного права; ее членами являются суверенные государства; она имеет органы, которые выражают ее волю.

 


Информация о работе Федерализм как система государственного устройства