Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:00, контрольная работа
Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации, которому посвящена гл. 5 Конституции РФ. Прежде всего, это парламент Российской Федерации. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Представительный характер Федерального собрания заключается в том, что оно формируется выборным путем. В формировании Федерального собрания участвуют граждане, достигшие восемнадцати лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное собрание выражает государственную волю многонационального народа Российской Федерации. Оно придает этой воле с помощью законов общеобязательный характер. Федеральное собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены. Федеральное собрание - двухпалатный законодательный орган. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Двухпалатная структура Федерального собрания объясняется, прежде всего, федеративным устройством России. Традиционно федерации имеют двухпалатный законодательный орган. Но две палаты российского парламента составляют единый орган государственной власти, хотя эти палаты различаются по своему правовому статусу и по порядку формирования. Иногда их по аналогии с западными демократическими государствами называют верхней и нижней палатами, хотя юридически такое различие нигде не закреплено и существует больше в журналистском обиходе.
1.Федеральное Собрание: порядок избрания и состав.
2.Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.
3.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания.
4. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания.
5. Практическое задание
Как Вы понимаете идеологическое и политическое многообразие, и какое между ними отличие?
6. Список использованной литературы
Содержание:
теоретические вопросы
1.Федеральное Собрание: порядок избрания и состав.
2.Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.
3.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания.
4. Компетенция Совета
Федерации Федерального
5. Практическое задание
Как Вы понимаете идеологическое и политическое многообразие, и какое между ними отличие?
6. Список использованной литературы
1.Федеральное Собрание: порядок избрания и состав.
Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации, которому посвящена гл. 5 Конституции РФ. Прежде всего, это парламент Российской Федерации. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Представительный характер Федерального собрания заключается в том, что оно формируется выборным путем. В формировании Федерального собрания участвуют граждане, достигшие восемнадцати лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное собрание выражает государственную волю многонационального народа Российской Федерации. Оно придает этой воле с помощью законов общеобязательный характер. Федеральное собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены. Федеральное собрание - двухпалатный законодательный орган. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Двухпалатная структура Федерального собрания объясняется, прежде всего, федеративным устройством России. Традиционно федерации имеют двухпалатный законодательный орган. Но две палаты российского парламента составляют единый орган государственной власти, хотя эти палаты различаются по своему правовому статусу и по порядку формирования. Иногда их по аналогии с западными демократическими государствами называют верхней и нижней палатами, хотя юридически такое различие нигде не закреплено и существует больше в журналистском обиходе. [1]
Рис. 1 Федеральное собрание, состав и компетенция
2.Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.
В Конституции предусматривается право создания палатами Федерального Собрания комитетов и комиссий. Надо отметить, что палаты очень активно пользуются этим предоставленным им Конституцией правом. Вопросы создания комитетов и комиссий детально регулируются регламентами палат.
Комитеты – это постоянно действующие органы палат. Одни из них имеют отраслевую направленность, другие – функциональную, т. е. создаются для рассмотрения специальных вопросов. Комитеты по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности и др. В задачу комитетов входит и вынесение заключений по проекту федерального бюджета.
В Комитетах иногда создаются подкомитеты. Обычно это практикуется в тех из них, которые имеют широкую компетенцию (например, Комитет по бюджету, налогам и финансам).
Комиссии – это структуры палат, носящие временный характер и созданные для выполнения определенных задач, например, комиссии для проверки данных о конкретных событиях и должностных лицах; для подсчета результатов тайного голосования; для вынесения заключения о выдвижении обвинения против Президента и др. Несколько выбивается из этого ряда мандатная комиссия, которая образуется на срок полномочий палат, поэтому она существует на правах комитета.
Имеет место и образование
Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации парламентских слушаний комитет или комиссия вправе создавать из числа членов этого комитета (комиссии), других депутатов, представителей министерств и ведомств, иных государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов рабочие группы.
Комитеты и комиссии вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти, общественных объединений, предприятий и учреждений.
Назначение комитетов и комиссий состоит в том, чтобы содействовать депутатам в осуществлении ими своих полномочий. На практике же комитеты берут на себя основную нагрузку по проведению законопроекта, и тогда пленарные заседания палат ограничиваются лишь их формальным обсуждением. Хорошо это или плохо и не подменяют ли комитеты в этом случае палату как таковую или самих инициаторов законопроектов? Думается, что если это и так, то это процесс неизбежный. Ведь текст будущего закона, как правило, сложен, его содержание должно быть внутренне непротиворечивым и не должно противоречить другим законам. Поэтому его составление и редактирование такой огромной коллегией (Государственную Думу составляют 450 человек) практически невозможно. Даже в комитете, где группируются депутаты по интересам, наличию специальных познаний, опыту и т. п., не все его члены достаточно глубоко вникают в законопроект. Реально же его составляет и редактирует достаточно узкая группа депутатов, да и к тому же пользующаяся помощью экспертов.
Вот почему можно сделать вывод о том, что комитеты и комиссии – это весьма значимые структуры палат парламента и в будущем их роль будет неуклонно повышаться. [5]
3.Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания.
По Конституции Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Закон «О выборах в Государственную Думу» устанавливает, что 225 депутатов избираются по мажоритарной системе, а 225 – по пропорциональной. Депутатом может быть избран только гражданин, достигший 21 года.
Полномочия Государственной Думы делятся на три группы:
а) исключительные полномочия. К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности,
б) законодательные полномочия Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна,
референдум, режим военного
положения, введение на территории России
или в отдельных ее местностях
чрезвычайного положения, порядок
деятельности Правительства, установление
судебной системы, определение полномочий,
порядка образования и
в) полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности. К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др. [4]
Рис. 2 Компетенция Государственной Думы
4. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 102, 104, 105, 106) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) имеет обширную и многоаспектную компетенцию. Лишь часть ее связана непосредственно с законодательной деятельностью и требует тесного взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственной Думой). Но эта часть имеет очень большое значение, поскольку именно через нее формируется правовая основа государственной и общественной жизни страны. Тем самым теоретическое осмысление законодательной компетенции Совета Федерации представляет собой самостоятельную проблему, актуальную как в интеллектуальном, так и практическом отношениях. Она обусловлена происходящими в стране процессами становления правового государства, укрепления механизмов государственного и муниципального управления, повышения уровня управляемости общества. [1]
В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:
1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;
3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
4) назначение выборов Президента РФ;
5) отрешение Президента РФ от должности;
6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. [4]
5. Практическое задание.
Как Вы понимаете идеологическое и политическое многообразие, и какое между ними отличие?
Идеологическое многообразие — конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. Идеологическое многообразие предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом, обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа Идеологическое многообразие предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России. [1,2].
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений и позволяет:
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом.
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации.
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями.
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое Многообразие. [3]
Политическое многообразие — конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий, легальную возможность создания и деятельности политической оппозиции. Политическое многообразие является основой для утверждения в стране многопартийности, идеологического многообразия, наличия различных политико-идеологических течений, представительства различных групп населения. Многопартийность означает гарантированную Конституцией возможность учреждения нескольких или множества политических партий и их реальное участие в политической жизни страны. Признание П.м. возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. "О политических партиях", конкретизируя ст. 30 Конституции РФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах. [1,2]
Отличие между политическим и идеологическим многообразием состоит в том, что идеологическое многообразие по своей сути «запрет» на признание идеи официальной, а политическое многообразие – это «свобода» в политических убеждениях и мнениях. Одно запрещает устанавливать и диктовать определенные идеи, а второе разрешает и всячески поддерживает свободу политических убеждений.