Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 02:13, реферат

Краткое описание

На форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы – это и уровень экономического развития, величина территории страны, её национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Форма государства.docx

— 19.82 Кб (Скачать файл)

                              Форма государства.

На форму государства  влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и  развития.  Среди них  необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы  – это и уровень экономического развития, величина территории страны, её национальный состав, накопленные  исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень  влияния других государств и т.д.

При характеристики государства особое значение имеет определение формы государства, выражающей особенности его организации.  Под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание.

Фома государства  – это внешняя организация  государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма правления  определяет порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, взаимоотношение органов  друг с другом. Форма правления  наглядно показывает устройство высшей власти, правовой статус её субъектов. По форме правления все государства  подразделяются на монархии и республики.

Фома государственного устройства характеризует территориальную  организацию государства, правовое положение отдельных составляющих государства частей (субъектов), характер взаимоотношений между ними, а так же между центральными органами власти и органами власти составных частей государства. По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные (простые) и федеративные, конфедеративные (сложные).

Политический режим представляет собой совокупность средств и  способов осуществления государственной (политической) власти. Из всех элементов  формы государства именно политический режим является наиболее сложным  для восприятия, так как реальное осуществление власти зачастую заметно отличается от декларированного.  Не всегда можно четко определить  политический режим. Однако политический режим оказывает существенное влияние на другие элементы формы государства. Часто смена политического режима является предпосылкой изменения формы правления и государственного устройства.  В зависимости от средств осуществления власти политический режим подразделяется на демократический и антидемократический.  Характеристика всех трех элементов формы государства в совокупности позволят реально оценить государство как организующую общество систему и сравнить его с другими государствами.

Форма правления – это  организация высших органов государственной  власти, способы их формирования, характер взаимоотношения между собой  и с населением страны. Ещё из древней Греции идет разделение форм правления на виды в зависимости  от числа правящих лиц (Геродот, Платон, Аристотель). Если власть принадлежит одному – монархия, если немногим – аристократия, если всем – республика. Это деление дошло и до сегодняшних дней, лишь среднее звено – аристократия – было утрачено в ходе развития государственности.

Монархией считают форму правления, обладающую следующими признаками:

1.верховная власть принадлежит  одному человеку

2.власть передается по  наследству

3.власть осуществляется  пожизненно

4.власть монарха не  зависит от населения, он пользуется  ею по праву, которое не делегировано  ему никакой иной властью. 

5.монарх является юридически  безответственным лицом.

Традиционно монархии делятся  на абсолютные и ограниченные. При абсолютной монархии власть монарха неограниченна не фактически, не юридически. Он является главой государства, имеет всю полноту власти при принятии законов, возглавляет правительственную власть, является высшей судебной инстанцией (Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн)

При ограниченной монархии верховная власть распределена между  монархом и другими государственными органами(парламентом) (Швеция, Испания, Великобритания) Среди ограниченных монархий обычно выделяют дуалистические и конституционные.

Основной признак монархии заключается в принадлежности верховной  власти монарху, имеет при ограниченной монархии в большей или меньшей  степени формальный характер.

Республика как форма  правления обычно наделяется следующими признаками:

1.верховная власть принадлежит  коллегиальному органу

2.данный коллегиальный  орган выбирается всем населением  данной страны

3.он избирается на заранее  установленный срок

4.верховный орган зависит  от избирателей

Республики традиционно  делятся на парламентские и президентские. Критерием является процедура формирования исполнительной власти, то кому она подотчетна и подконтрольна.

В президентских республиках (США, Аргентина, Мексика) президент  является главой государства и, как  правило, главой исполнительной власти. Президент единолично формирует  правительство, может его распустить, правительство ему подотчетно. Перед  вновь избранным президентом  правительство складывает свои полномочия.

В парламентских республиках (ФРГ, Индия, Италия) правительство формируется парламентским большинством. Правительство подотчетно и подконтрольно парламенту. С потерей на очередных выборах парламентского большинства правительство уходит в отставку. В парламентских республиках, как правило предусматривается пост президента, который играет формальную роль.

В смешанных республиках(Финляндия, Франция) полномочия по формированию правительства и контролю за ним делает президент и парламент .

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов.

Двумя основными формами  являются унитарная и федеративная.

Унитарное государство (Китай, Франция, Италия, и т.д.) – это единые, централизованные, целостные образования, части которых не обладают никакими признаками государственности, всей полнотой государственной власти обладают только центральные органы. Компетенция центральных органов в унитарных государствах не ограничиваются полномочиями местных органов государственной власти. Они состоят из административно-территориальных единиц, которые не обладают какой либо политической самостоятельностью. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, но не имеют своей системы законодательства и своей судебной системы.

Федеративное государство  – (США, ФРГ, Индия) это сложное союзное государство, в котором верховным суверенитетом обладает федерация в целом, а части федерации (государственные образования) обладают частичным суверенитетом.

В федеративных государствах наряду с высшими федеральными органами и федеративным законодательством  существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.

Федерации могут быть построены  по территориальному, по национально-территориальному или по смешанному принципу.

От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой  отдельного государства, а формой союза государств.

Конфедерация не обладает суверенитетом, которая сохраняется  у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих  экономических, политических, военных  проблем. Решения, принимаемые органами конфедерации приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации.

У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы. Она представляет собой аморфное государственное  образование.

Политический  режим – это общий характер методов, как система различных  приемов и средств, используемых при осуществлении государственной  власти.

В зависимости от особенностей методов государственного управления можно выделить множество различных  режимов. Однако по существенным характеристикам  их обычно подразделяют на демократические  и недемократические режимы.

 

 

Признаки  демократического режима:

1.отсутствие единой идеологии.

2.наличие свободно формируемых  политических партий

3.законодательная власть  осуществляется коллегиальным органом

4.разделение властей

5.конституционное закрепление  прав и свобод.

Признаки  недемократического режима

1.господство единой официальной  идеологии

2.господство одной партии

3.минимум политических  прав у населения

Если характеризовать  политические режимы по степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица и уровню свободы  институтов гражданского общества, то можно выделить тоталитарный, авторитарный и демократический политический режим.

Тоталитарный режим характеризуется  крайней степенью концентрации власти в руках одного органа, лица. Данный режим характеризуется тотальным  контролем государства за всеми  сферами жизни общества, в том  числе вмешательством в личную жизнь граждан и т.п. В качестве примера можно привести фашистский режим в гитлеровской Германии.

При авторитарном режиме степень  концентрации власти в руках главы  государства также очень велика. Парламент играет, как правило, формальную роль. В отличии от тоталитарного режима различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость, но под контролем государства. Авторитарный режим установил Пиночет в Чили после свержения социалистического правительства Сальвадора Альенды.


Информация о работе Форма государства