Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 02:13, реферат
На форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы – это и уровень экономического развития, величина территории страны, её национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств и т.д.
Форма государства.
На форму государства
влияют множество конкретно-
При характеристики государства особое значение имеет определение формы государства, выражающей особенности его организации. Под формой государства следует понимать совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание.
Фома государства – это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.
Форма правления определяет
порядок образования и
Фома государственного устройства
характеризует территориальную
организацию государства, правовое
положение отдельных
Политический режим
Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношения между собой и с населением страны. Ещё из древней Греции идет разделение форм правления на виды в зависимости от числа правящих лиц (Геродот, Платон, Аристотель). Если власть принадлежит одному – монархия, если немногим – аристократия, если всем – республика. Это деление дошло и до сегодняшних дней, лишь среднее звено – аристократия – было утрачено в ходе развития государственности.
Монархией считают форму правления, обладающую следующими признаками:
1.верховная власть
2.власть передается по наследству
3.власть осуществляется пожизненно
4.власть монарха не
зависит от населения, он
5.монарх является юридически безответственным лицом.
Традиционно монархии делятся на абсолютные и ограниченные. При абсолютной монархии власть монарха неограниченна не фактически, не юридически. Он является главой государства, имеет всю полноту власти при принятии законов, возглавляет правительственную власть, является высшей судебной инстанцией (Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн)
При ограниченной монархии верховная власть распределена между монархом и другими государственными органами(парламентом) (Швеция, Испания, Великобритания) Среди ограниченных монархий обычно выделяют дуалистические и конституционные.
Основной признак монархии заключается в принадлежности верховной власти монарху, имеет при ограниченной монархии в большей или меньшей степени формальный характер.
Республика как форма правления обычно наделяется следующими признаками:
1.верховная власть
2.данный коллегиальный
орган выбирается всем
3.он избирается на заранее установленный срок
4.верховный орган зависит от избирателей
Республики традиционно делятся на парламентские и президентские. Критерием является процедура формирования исполнительной власти, то кому она подотчетна и подконтрольна.
В президентских республиках (США, Аргентина, Мексика) президент является главой государства и, как правило, главой исполнительной власти. Президент единолично формирует правительство, может его распустить, правительство ему подотчетно. Перед вновь избранным президентом правительство складывает свои полномочия.
В парламентских республиках (ФРГ, Индия, Италия) правительство формируется парламентским большинством. Правительство подотчетно и подконтрольно парламенту. С потерей на очередных выборах парламентского большинства правительство уходит в отставку. В парламентских республиках, как правило предусматривается пост президента, который играет формальную роль.
В смешанных республиках(
Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов.
Двумя основными формами являются унитарная и федеративная.
Унитарное государство (Китай,
Франция, Италия, и т.д.) – это единые,
централизованные, целостные образования,
части которых не обладают никакими признаками
государственности, всей полнотой государственной
власти обладают только центральные органы.
Компетенция центральных органов в унитарных
государствах не ограничиваются полномочиями
местных органов государственной власти.
Они состоят из административно-
Федеративное государство – (США, ФРГ, Индия) это сложное союзное государство, в котором верховным суверенитетом обладает федерация в целом, а части федерации (государственные образования) обладают частичным суверенитетом.
В федеративных государствах наряду с высшими федеральными органами и федеративным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.
Федерации могут быть построены по территориальному, по национально-территориальному или по смешанному принципу.
От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой союза государств.
Конфедерация не обладает суверенитетом, которая сохраняется у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих экономических, политических, военных проблем. Решения, принимаемые органами конфедерации приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации.
У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы. Она представляет собой аморфное государственное образование.
Политический
режим – это общий характер
методов, как система различных
приемов и средств, используемых
при осуществлении
В зависимости от особенностей методов государственного управления можно выделить множество различных режимов. Однако по существенным характеристикам их обычно подразделяют на демократические и недемократические режимы.
Признаки демократического режима:
1.отсутствие единой идеологии.
2.наличие свободно
3.законодательная власть
осуществляется коллегиальным
4.разделение властей
5.конституционное закрепление прав и свобод.
Признаки недемократического режима
1.господство единой
2.господство одной партии
3.минимум политических прав у населения
Если характеризовать политические режимы по степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица и уровню свободы институтов гражданского общества, то можно выделить тоталитарный, авторитарный и демократический политический режим.
Тоталитарный режим
При авторитарном режиме степень
концентрации власти в руках главы
государства также очень