Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 10:30, контрольная работа
В теории государства и права встречаются различные подходы к пониманию формы государства.
Предлагается под формой государства понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.1
Используемое в литературе понятие «форма государства» свидетельствует о том, кто и каким образом правит в государстве, как функционируют государственные структуры, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.2
Понятие и содержание формы государства…………………………..……3- 4
Понятие и виды форм государственного правления…………………….5-7
Понятие и виды форм государственного устройства……………………8-9
Понятие и виды государственных режимов……………………..………...10-12
Список использованной литературы………………
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ярославский филиал
Финансово-экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Право (конституционное, гражданское, трудовое)»
Тема: «Формы государства»
Руководитель: Краснопевцева Л.Ю.
Группа: ЭТ-31С
Ф.И.О. студента: Ларина Д.К.
Ярославль 2013
Содержание
Список использованной
литературы…………………..………………………..
В теории государства и права встречаются различные подходы к пониманию формы государства.
Предлагается под формой государства понимать организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.1
Используемое в литературе понятие «форма государства» свидетельствует о том, кто и каким образом правит в государстве, как функционируют государственные структуры, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.2
Понятие «форма государства» предполагает внутреннюю организацию, способ устройства. Форма государства влияет на политическую жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.
Форма государства представляет собой сложную категорию, сочетающую в себе 3 элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. При этом речь идет не о простой совокупности элементов, а о единстве целостной системы, обусловленной внутренними связями и отношениями. Рассматриваемая категория является следствием исторического развития государства под влиянием целого ряда факторов.3
Форма государства также рассматривается как способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Существуют следующие элементы формы государства:
1) форма правления –
характеризует порядок
2) форма государственного
устройства – отражает
3) политический (государственный)
режим – представляет собой
систему методов, способов и средств
осуществления государственной
власти. В зависимости от особенностей
набора данных приемов
Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Существует традиционная классификация форм правления в зависимости от положения главы государства на монархии и республики.
Стоить отметить, что данные формы правления являются традиционными, однако некоторые ученые предлагают собственные классификации, используя другие критерии. Так, проводится классификация форм правления не только по объему полномочий, но и по характеру преемственности власти, и предлагается выделить четыре основные формы правления: абсолютно-наследственная монархия, конституционно-наследственная монархия, конституционно-выборная монархия и абсолютно-однопартийная монархия.4
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) – это такая форма правления, когда власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, императора и т.д.
К основным признакам монархии относят:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии также неоднородны. Называют неограниченные монархии, в которых отсутствуют представительные органы власти, формируемые народом. Единственным носителем суверенитета выступает монарх. Спорным является вопрос о том, есть ли в настоящее время такие монархии. Одни ученые полагают, что абсолютных монархий в настоящее время в чистом виде не существует. Некоторые к ним относят Саудовскую Аравию, Бруней).
Существуют также ограниченные (конституционные) монархии, для которых характерно ограничение власти монарха конституцией в виде другого высшего государственного органа – парламента (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
В настоящее время республика является преобладающей формой правления. Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) – это такая форма правления, которая характеризуется тем, что глава государства является выборным и сменяемым лицом, а его власть производна от народа или представительного органа.
Основными признаками республики являются:
1) выборность власти;
2) срочность полномочий;
3) зависимость от избирателей.5
Все республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В основу деления положен принцип формирования и контроля за деятельностью правительства как высшего органа исполнительной власти. В зависимости от наименования республики соответствующий орган (президент или парламент) наделен полномочиями в отношении правительства; в смешанных республиках такая роль отводится совместному решению президента и парламента.
В президентской республике (США, Бразилия, и другие страны) президент избирается либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, и одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.
В парламентской республике (Италия, Германия и другие страны) правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Помимо указанных форм правления существуют также так называемые нетипичные формы правления. Формы правления, наиболее приближенные к идеальным, типичным, классическим образцам, сложились, как правило, в государствах Западной Европы и Северной Америки, т.е. в тех, которые принято относить к развитым государствам. В развивающихся же странах, где социально-общественные условия жизни общества в целом и отдельных его членов далеки от стандартов западного демократического общества, и возникают, как правило, нетипичные формы правления. Логично предположить, что именно вследствие этого несоответствия высоким стандартам и идеалам, характерным для западноевропейских обществ, идеальные модели при их транзите на условия развивающихся государств эволюционируют в нетипичные формы государственного правления (полупрезидентская республика, квазимонархия, суперпрезидентская республика и другие).6
Под формой государственного
устройства в юридической науке понимается
административно-
Унитарное государство
(от латинского unitas - "единство") характеризуется
тем, что представляет собой единое государство,
не разделенное на иные государственные
образования. При этом оно состоит из административно-
Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть осуществляется федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, входящих в федерацию.
Федерация (от латинского foedus - "союз") представляет собой союз нескольких государственных образований. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие определенными признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). В настоящее время федерация рассматривается, как государство, в состав которого входят территориальные образования - субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т.е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность.
Одним из ключевых, но не всегда обязательных (Россия) признаков федеративного государства является наличие двойного гражданства.
Выделяют различные виды федераций:
- дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
- национально-территориальные федерации;
- договорно-конституционные федерации;
- симметричные федерации;
- асимметричные федерации, т.е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Конфедерация (от латинского confoederatio - "сообщество") представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского союза прежде всего преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.
В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.
Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя - сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.