Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:03, доклад
Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования , взаимоотношения их между собой и с гражданами. Так в Непале вся полнота власти принадлежит королю , в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически – парламент и правительство во главе с премьер – министром; США – республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. По форме правления государства можно поделить на две группы : монархии и республики.
Формы правления в государстве.
В мире существует более 200 государств. Они могут быть сгруппированы в зависимости от уровня экономического, политического развития , от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику.
Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования , взаимоотношения их между собой и с гражданами. Так в Непале вся полнота власти принадлежит королю , в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически – парламент и правительство во главе с премьер – министром; США – республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. По форме правления государства можно поделить на две группы : монархии и республики.
Монархия означает, что правит один человек, или персональное единовластие. Она соответствует следующим признакам:
Различают неограниченную, абсолютную и неограниченную монархию.
Для абсолютной монархии
Разновидность абсолютной монархии является теократическая монархия. Теократия ( от греческого theos – бог , kratos – власть) - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.
В дуалистической монархии существуют несколько политических учреждений: монарший двор, формирующий правительство и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, до революции 1917 года в России. Монарх, император или царь имеет сильное влияние на парламент : может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а при необходимости распустить парламент. Парламент - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах.
Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха, как в законодательной, так и в исполнительной сферах. Несмотря на то, что формально монарх назначает главу правительства и министров, правительство ответственно не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее чисто символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Швеция , Япония , Великобритания).
Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республика (лат. respublica от res - дело , publicus – общественный) - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами) , а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Республиками. Ей присущи следующие признаки:
В данный момент известны два основных вида республики.
Президентская республика
Президентская республика
Парламентская республика
Парламентская республика - менее распространённая форма правления , чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Турция , Финляндия и т.д.). Российская Федерация ещё очень далека от введения у себя данной формы правления.
Также существуют смешанные формы правления: Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента. Суперпрезидентская республика— форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Полупрезидентская- При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. Полупарламентская республика свои полномочия президент осуществляет через правительство; президент назначает премьер-министра (главу правительства) только с согласия парламента. Следует также заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания людей, проживающих в том или ином государстве.