Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 11:14, реферат
Политический лидер - это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
Тематический реферат
по дисциплине «Социология и Политология»
Омск
2014
Реферат
УДК 621.436
Тематический реферат содержит 10 страниц.
Цель работы – раскрыть сущность и функции политического лидера.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Политическое лидерство как призвание и профессия………………...4
2. Типология политических лидеров……………………………………..6
3. Политический лидер и его функции……………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….10
Введение
Лидерство существует во всех сферах общественной жизни — в бизнесе, науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. 1еаdеr — ведущий, руководитель) — это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.
Политический лидер - это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению.
1. Политическое лидерство как призвание и профессия
Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли, автор теории лидерства, выделил обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; интеграцию разнородных интересов и групп; мобилизацию населения на решение общезначимых целей.
Ученые, занимающиеся исследованием политического лидерства, смогли классифицировать его на основе учета личных качеств лидера, конкретной ситуации, имиджа и стиля поведения.
В современном мире происходит постоянное формирование новых тенденций в развитии политического лидерства, т.к. национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса.
Кроме того, в каждой стране существует своя система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры. Эта система связана с целями и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями политической идеологии.
Главными качествами политического лидера должны быть: страсть, чувство ответственности и глазомер. Страстная ориентация на существо политического дела, полная самоотдача делу, тому богу или демону, который этим делом повелевает, - вот первый закон лидерства. Но одной только страсти недостаточно. Она не сделает вас политическим лидером, если страстное служение не будет ответственным. Ответственность — «путеводная звезда» лидерства. Но решающее психологическое качество, благодаря которому и соединяются воедино страсть и ответственность, — это глазомер.
Вебер утверждал, что глазомер лидера — это «способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям».
Отсутствие дистанции — один из смертных грехов политика, ибо проблема в том и состоит, чтобы «втиснуть» в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер. М. Вебер писал: «Политика есть мощное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером... Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глупым, или слишком подлым для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать "и все-таки!", — лишь тот имеет профессиональное призвание к политике».
Можно заниматься политикой, т.е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании, произносим политическую речь. У многих людей подобными действиями и ограничивается их участие в политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости и для которых она не становится первостепенным делом жизни ни в материальном, ни в духовном отношении.
М. Вебер подчеркивал, что есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой. Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере, духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое: тот, кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из этого» — либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу, и тем самым придает смысл своей жизни.
2. Типология политических лидеров
Одну из первых классификаций политических лидеров предложил М. Вебер. В ее основу он положил тип легитимности власти лидера.
В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое.
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки. «Право на лидерство» в данном случае человек приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх.
Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных политических демократических государствах избирательная кампания, проводимая в рамках существующих правовых норм, - основной путь становления политических лидеров.
Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свыше, - вере в его харизму (от греч. – дар божий). Для Вебера харизма – это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям.
В отличие от лидерства традиционного и рационально-легального, имеющего более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, т.е. трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный.
Типология Р. Такера.
В соответствии с целями, которые ставят политические лидеры, и воздействием, оказываемым ими на общество, американский политолог Р. Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.
Консерваторы ориентируются на неукоснительное сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.
Реформаторы стремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации, проводя широкомасштабное реформирование прежде всего властных структур.
В отличие от реформаторов революционеры трактуют ситуацию как непоправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение – фундаментальное переустройство общественной системы.
Типология М. Дж. Херманн. Другой весьма распространенной типологией лидеров является схема, предложенная американским политологом М. Дж. Херманн. Она выделяет четыре образных типа политических лидеров на основе комплекса факторов:
- характера лидера;
- свойств его сторонников;
- способов взаимосвязи лидера и его последователей;
- конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Первый собирательный образ лидера – знаменосец. Его отличает собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Его приверженцы не оказывают на него серьезного влияния. К этому типу можно отнести В. Ленина.
Второй образ – служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. В своей деятельности лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают и в чем нуждаются его сторонники.
Третий образ – торговец. Он как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Существенная черта такого лидера состоит в способности убеждать. Именно благодаря этой способности лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов.
Четвертый образ – пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования момента, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.
Выделение этих собирательных образов в достаточной степени условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего лидер на различных этапах своей политической карьеры сочетает те или иные свойства каждого из перечисленных типов.
Типология по отношению к власти. Еще одна возможная типология политических лидеров строится на том основании, что политика в целом и политическое лидерство в частности связаны с феноменом власти: Кто занимается политикой, тот стремится к власти, - напоминал М. Вебер, - либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическими), либо к власти «ради нее самой».
По отношению к власти выделяют оппозиционных и властвующих лидеров.
Оппозиционное лидерство находит свое проявление в двух разновидностях: конфронтационной и конструктивной. Конфронтационно-оппозицинный лидер - непримиримый противник существующей власти. Этот вариант лидерства чаще всего имеет место в авторитарной и тоталитарной политических системах. Конструктивно-оппозиционный лидер, критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс.
Среди властвующих лидеров также выделяют два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический. Лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий. Лидер социоцентрического типа главный смысл деятельности видит в служении обществу, выполнении общественного долга.
3. Политический лидер и его функции
Что же делает политический лидер в интересах общества? Что входит в сферу его деятельности и какие он выполняет задачи?
Лидер объединяет людей со сходными политическими взглядами в единое политическое движение, партию или общественно-политическую организацию. Он определяет цели и программы политического развития, а также формы и методы политической борьбы за их осуществление.
Координируя деятельность «своей» политической группы или партии, лидер представляет ее интересы вовне — диалоги с другими политическими движениями или организациями.
Выполнение лидерских функций зависит от совокупности качеств, составляющих имидж (образ) лидера.