Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:32, курсовая работа
Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества.
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов
Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.
Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:
познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;
коммуникативная функция – установление связи между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта;
функция обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;
нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;
воспитательная функция (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина.
Данные
функции показывают, что применительно
к политической системе общества
политическая культура имеет тотальный
характер. Она пронизывает всю
совокупность отношений, складывающихся
между участниками
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура политическогосознания | Культура |
Культурафункционированияполити |
Политические представления и убеждения | Культура политического участия | Культура электорального процесса |
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы | Культура политической деятельности | Культура принятия и реализации политических решений |
Политические установки | Культура
восприятия и регулирования социально- |
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:
Структура политической культуры.
Политическая
культура представляет сложное в
структурном отношении
Авторы
первой концепции политической культуры
Г.Алмонд и С.Верба в качестве основных
компонентов выделили три уровня политических
ориентаций. Познавательные
ориентации включают знания и мнения
субъекта о политической системе, ее ролях
и носителях этих ролей, о ее "входах"
и "выходах". Аффективные (
Сторонник
более широкой трактовки
Э.Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентаций в структуре политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам, государству, партиям и т.д.). Вслед за Г.Алмондом и С. Вербой, политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.
Во вторую группу Э.Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе. Эти отношения фиксируют индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение одного неинституционального субъекта к другим. Выделяют модели политической самоидентификации (соотнесение индивида с существующими в обществе реалиями и институтами). Так, для американцев характерна отчетливо выраженная центристская ориентация, четкая партийная приверженность.
Политическое
самосознание включает и представления
субъекта о собственных политических
возможностях - оказание влияния на
решение правительства на разных
уровнях власти. Американская политическая
культура характеризуется относительно
высоким уровнем представлений
американцев о своих
В
третью - отношения между институтами
политической системы (государства
и партии, межпартийные и т.д.). Сюда
входят более или менее устойчивые
модели подготовки, принятия и осуществления
политических решений, принципы регулирования
отношений между
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
Вычленение политических субкультур осуществляется по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим.
Типология политической культуры.
Первую типологию политической культуры предложили Г.Алмонд и С.Верба. В основу они положили тип ориентации субъекта политического действия на "специализированные политические объекты" или "частотность различных видов когнитивной, аффективной и оценочной ориентаций в отношении политической системы в целом, аспектов ее "входа" и "выхода" и самого себя как политического субъекта".
Они выделили три основных типа:
Для провинциалистской пол
Подданическая политическа
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В
реальной политической практике, как
отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит
сочетание этих типов. В результате образуются
три типа смешанных политических культур:
провинциалистско-подданическая культура,
подданически-партиципаторная и провинциалистско-
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать "гражданской культурой". В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.
Помимо
общих существуют и специфические типологии.
Одна из них предложена У. Розенбаумом.
Он строит спектр типов политической культуры,
беря за основу степень консенсуса между
членами общества относительно основополагающих
политических ценностей и "правил игры",
и, соответственно, наличия и специфики
субкультур. У.Розенбаум выделил два крайних
типа политической культуры: фрагментарную и инте